на главную страницу

17 января2001 года

Кавказская линия

Среда

Утверждая силу закона

Беседу вели подполковник Алексей ВАСИН,
майор Андрей ПИЛИПЧУК.




    На вопросы «Красной звезды» отвечает исполняющий обязанности прокурора Чеченской Республики Всеволод ЧЕРНОВ

    - Всеволод Георгиевич, существуют ли какие-то особенности подбора кадров в вашу прокуратуру?
    - Прокуратура республики, а также территориальные прокуратуры - городские, районные и межрайонные - сформированы на основании приказа генерального прокурора РФ. Первоначально здесь и работали в основном представители Генпрокуратуры. Затем из местных жителей укомплектовали штат технического персонала. И сейчас мы уже завершаем подбор кадров на основные должности. Национальность работников для нас не имеет абсолютно никакого значения. Главный принцип – профессиональная пригодность.
    Сегодня почти семьдесят процентов работников в нашей структуре - местные жители. В том числе и те, кто до последнего времени находился за пределами республики, но изъявил желание вернуться.
    - Сегодня некоторые политики высказывают мнение: дескать, Чеченская Республика – это особый регион России. В таком случае возможно ли здесь издать свод законов, который был бы адаптирован к местным традициям и обычаям?
    - Чечня – субъект Российской Федерации, и здесь будут действовать законы так, как они действуют во всех других российских регионах. То есть в соответствии с российским законодательством. Возможно, со временем какие-то национальные традиции и будут учтены в законах, но пока что говорить об этом рано.
    В Чечне существуют определенные расслоения по традициям, по тейпам, по политическим пристрастиям. Но политика - не наше дело. Главная задача прокуратуры Чечни - обеспечивать защиту конституционных прав граждан, организаций и осуществлять надзор за деятельностью всех административных федеральных, региональных и местных органов власти, чтобы они повсеместно соблюдали законы России.
    - Скажите, много ли сейчас заведено дел на членов бандформирований и какова их судебная перспектива?
    - Как известно, вся эта кампания (как я ее называю - очищение Чеченской Республики) началась в октябре прошлого года. И уже 4 октября 1999 года было возбуждено уголовное дело по эпизодам, связанным с боестолкновениями и гибелью военнослужащих, под общим названием «Война». Все события обобщались и расследовались в рамках именно этого уголовного дела. Тогда же была создана большая группа оперативно-следственных работников под руководством Генеральной прокуратуры РФ. Затем в процессе расследования многие эпизоды стали выделять в отдельное производство и после завершения следственных действий направлять в суды.
    Поскольку в то время на территории республики судов как таковых не было, нам пришлось отсылать все уголовные дела через Генеральную прокуратуру в Верховный суд Российской Федерации. Всего в высшую судебную инстанцию по незаконным вооруженным формированиям было направлено более 500 дел.
    Многие уголовные дела ушли на места - через суды Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской области, Дагестана, Ингушетии и т.д.
    - Каковы основные направления работы прокуратуры Чеченской Республики?
    - В Чечне гибнет много людей. Только в 1999 году зафиксировано 362 убийства. А всего с момента образования прокуратуры Чечни учтено примерно 4.000 подобных преступлений. Причем свыше пятидесяти процентов из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. И хотя их раскрытие сравнительно высокое - 76 процентов, обстановка в республике не позволяет расслабляться. Поэтому даже такой высокий процент раскрываемости особо тяжких преступлений (убийства, совершение террористических актов) нас не устраивает.
    В 2000 году на территории республики совершено 167 преступлений террористического характера. Из них связанных со взрывами и обстрелами - 129. У нас имеются данные на некоторых заказчиков терактов, на конкретных исполнителей, но они скрываются. И в настоящее время идет их поиск.
    Продолжается хищение нефтепродуктов и металлов. Это еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться правоохранительным органам. Все здесь разбазаривается и растаскивается. Это беда Чечни.
    Мы несколько изменили порядок своей работы. Задерживаем нефтегрузы и возбуждаем уголовные дела. Раньше был момент, когда правоохранительные органы не знали, что делать с арестованными наливными машинами. Теперь все решаем в процессуальном порядке – изымаем транспортные средства, устанавливаем их принадлежность и т.д.
    Так же поступаем и с крупномасштабным растаскиванием металлов. В том числе с хищением специальных труб. Стоимость десяти метров одной такой трубы оценивается примерно в 1.200 долларов США. В свое время они завозились из-за границы для поддержки местного нефтекомплекса. И вот теперь это оборудование разграблено.
    Главная же беда - здесь пропадали и продолжают пропадать люди. Когда начали разбираться, нам удалось выяснить, что приезжают какие-то неизвестные в масках и забирают местных жителей порой прямо из собственного дома. Сейчас по этому поводу мы отрабатываем ряд версий.
    В Чечне против нас работают профессионально подготовленные бандиты. Имена их главарей у всех на слуху. Я дал подчиненным четкую установку - если человек после вызова в прокуратуру отсутствует более трех дней, возбуждать уголовное дело и приступать к поиску.
    - Всеволод Георгиевич, в СМИ не раз появлялись сообщения о хищениях бюджетных средств в Чечне. Насколько обоснованы подобные утверждения?
    - У меня таких уголовных дел в производстве пока нет, поскольку до сих пор не было сигналов. Впрочем, сам не раз узнавал из центральных СМИ о том, что какие-то деньги не целевым образом израсходованы.
    У меня очень тесный контакт с администрацией республики, и я знаю, что реально, до последнего времени, никаких денег она не имела. У них даже своего счета не было. Но, раз эта тема активно зазвучала, мы постараемся разобраться, почему средства не дошли, а если дошли, то куда они делись. На это нацелены все прокуроры республики. Достаточно сказать, что уже сейчас нами установлен ряд нарушений по выдаче пенсий, которые выплачивались членам семей при потере кормильца и по инвалидности. Оказалось, что Масхадов после первой чеченской кампании своими указами приравнял всех участников боевых действий против федеральных войск к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. И деньги, поступающие сюда из Пенсионного фонда Российской Федерации, использовались на выплату тем, кто воевал против России. Сейчас мы заканчиваем эту работу и делаем все, чтобы вернуть денежные средства законным пенсионерам.
    По гуманитарным грузам тоже были сигналы и возбуждались уголовные дела. Многие гуманитарные грузы шли в обход соответствующих структур типа МЧС или администрации и попадали в руки, скажем так, нечистоплотных дельцов. Вот, например, недавно датская организация привезла в Ачхой-Мартан большую гуманитарную помощь и не сдала ее во временную администрацию, а, по имеющимся у нас данным, выгрузила прямо во двор к одному из бывших полевых командиров. А теперь в администрации селения просят справочку о том, что вся эта «гуманитарка» была роздана местным жителям. Этому делу тоже будет дана соответствующая правовая оценка.
    - Многих наших читателей волнует вопрос: на какой стадии находится расследование уголовного дела, которое было возбуждено после известных событий в Грозном, где 12 ноября федеральными войсками проводилась спецоперация по уничтожению бандформирования и при неясных обстоятельствах были освобождены некоторые лидеры боевиков, которых удалось захватить во время боестолкновения?
    - Особо распространяться об этом я пока не вправе, потому что идет следствие. Но скажу одно, что 12 ноября действительно проводилась спецоперация, направленная против реального бандформирования. На сегодняшний день это подтверждено следствием.
    Причем операция проводилась удачно: три человека, принадлежащих к этой бандитской группировке, были убиты. Кроме того, у бандитов изъяли оружие и сами они были захвачены в плен. В результате боестолкновения имелись потери и среди военнослужащих: 7 человек ранены, один погиб.
    У меня имеются конкретные фамилии, имена, клички и приметы всех боевиков, кто там был и кто потом, после вмешательства должностных лиц, которые, по идее, не должны были в эту операцию вмешиваться, оказался на свободе.
    К тому же у нас есть арестованные из тех пленных, которые в тот день уже сидели в БТРе федеральных сил и затем были освобождены. Есть их показания в отношении конкретных лиц. В дальнейшем мы намерены дать правовую оценку их действий во время окончания операции на улице Первомайской.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange
НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства