на главную страницу

23 января 2001 года

Армия и культура

Вторник

Лик Спаса над бездной

Петр ТКАЧЕНКО.



    Бывший краснозвездовец полковник запаса Петр Ткаченко давно известен нашим читателям как собиратель «афганской» песни, исследователь традиций и культуры казачества. В последние годы вышли книги писателя «Кубанский говор. Опыт авторского словаря», «Кубанские пословицы...», «В поисках Тмутаракани...», «На Ольгинском кордоне...»
    В предлагаемом материале Ткаченко обращает внимание на событие огромной духовной значимости - в горах Северного Кавказа, близ поселка Нижний Архыз, открыта наскальная икона Спаса Нерукотворного, издавна и традиционно вышиваемого на хоругвях и знаменах русских войск.

    Мой земляк-кубанец, фотохудожник, ветеран АПН «Новости» Алексей Николаевич Жигайлов в летние месяцы живет в родной станице Передовой. На этот раз он вернулся в столицу не то что возбужденным, но действительно потрясенным. Показывал фотографии и все рассказывал и рассказывал, припоминая какие-то новые подробности происшедшего. В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии у села Нижний Архыз высоко на отвесной скале обнаружен Спас Нерукотворный. Спас - общепринятое сокращение от Спаситель. То есть на скале проступало древнее изображение Иисуса Христа. По всем признакам в нем явно угадывалось первое оглавное иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный. Особенность же наскального образа состоит в том, что находится он на двухсотметровой высоте, при дневном освещении под прямыми лучами солнца он невидим, но при утреннем или вечернем освещении, а также в ненастную погоду на скале четко проступает лик Спасителя. То есть данный образ как бы повторял известное на Руси предание о Граде невидимом. Когда Граду грозила опасность во времена смут и торжества тьмы, Господь покрывал его «дланию своею», и он становился невидимым, так оберегаем... Так и этот наскальный образ Спаса долго не замечали. И поскольку в таких явлениях случайностей не бывает, можно полагать, что потому и не замечали, что для его обнаружения еще не приходило время. И только совсем недавно его заметили охотники, жители станицы Зеленчукской братья Сергей и Анатолий Варченко. Видимо, их потрясение увиденным было столь сильным, что о наскальном лике вскоре узнали не только священники, но и жители окрестных станиц.
    Поражало то, с какой настойчивостью и терпеливостью этот образ скрывался от людей, оставаясь невидимым... Во всяком случае, когда кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры Армавирского педагогического института С. Малахов, совершивший восхождение к образу, обратился к известному ученому, доктору исторических наук Владимиру Кузнецову, который учительствовал здесь в пятидесятые годы, всю жизнь изучал эти места и даже недавно выпустил исследование по Нижнему Архызу, последний с удивлением признался, что за все годы работы в этих краях он ничего о наскальном образе Спасителя не слышал. И не удивительно, значит, время для его явления пока не приходило.
    Чтобы читателю был ясен масштаб нынешнего события, его духовная глубина, напомню значение иконописного Спаса Нерукотворного, как его сохраняет православное предание, называемое Нерукотворный убрус царя Авгаря (убрус - по-древнерусски плат). Первые свидетельства предания о нерукотворном образе относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году Эдесский царь Авгарь дослал письмо к Иисусу Христу в Иерусалим с просьбой прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос послал в Эдессу своего апостола Фаддея, который и исцелил царя. Авгарь же в ответ послал своего живописца, чтобы тот снял портрет с Христа. Но у живописца портрет не получался, так как от Иисуса исходил словно некий свет, мешавший художнику уловить его черты. Тогда Христос, попросив чистый плат и, умыв лицо, отер его им. На плате чудесным образом запечатлелся его лик. Царь Авгарь в благодарность за свое чудесное исцеление повелел набить плат на «доску негниющу» и установить его над вратами города, убрав оттуда языческого идола.
    Так образ Христа становился защитой города от врагов иноверных.
    В русской иконографии с XII века складывается свой канон изображения Спaca Нерукотворного. Его помещают над вратами крепостей, золотом вышивают на воинских стягах. В этом образе видели защитника и Спасителя.
    Примечательна дальнейшая судьба христианской святыни. В середине Х в. Эдесский убрус переносится в Константинополь. В память об этом перенесении был установлен церковный праздник, который Православная церковь почитает по сей день - 29 августа. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году Эдесский убрус исчез. По одним соображениям, он был вывезен в Рим, по другим - утонул во время его переправы в Венецию. И до сих пор святыня считается утраченной. Тем более важно каждое напоминание о ней, особенно такое, как большой наскальный лик у Нижнего Архыза.
    Примечательно, что древняя крепость, находящаяся здесь, не была сильно укрепленной. Видимо, жители города более полагались не на прочность крепостных стен, но на силу Спаса Нерукотворного. Следует также отметить, что наскальный образ, довольно четко сохранившийся, находящийся в естественной каменной нише и под скальным козырьком, имеет некоторые отличия от канонического образа. Выражение лица Спасителя менее сурово, чем на иконах, взгляд добрый и даже теплый. Это, безусловно, указывает на древность наскального образа. Но доброе выражение лица Спасителя не уменьшает силу воздействия на всякого, кто оказывается у его основания, на узкой площадке, над бездной. Алексей Николаевич Жигайлов, дважды совершавший восхождение к лику, так передал свое впечатление от встречи с ним: «Уставший, мокрый от усиливающегося дождя, я буквально выполз на очередной выступ скалы. И тут глаза мои встретились с ликом Христа. На каменной стене передо мной было огромное, выше человеческого роста его изображение. Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел на меня, грешника, отважившегося в непогоду, под вспышки молний подняться в его скальную нишу. Я стал на колени и сказал сам себе: «Бог есть!»... Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерами в руках я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и лик, и пропасть за своей спиной. Изображение напоминает скульптурный рельеф, хотя впереди - гладкая желто-золотистая сланцевая плита. От собственного сердцебиения изображение как бы пульсирует...»
    С. Малахов, также побывавший у изображения, так передает свое впечатление: «Средневековый изограф с удивительным мастерством использовал довольно необычный материал для священного образа. На камне представлен иконописный тип Спаса Нерукотворного, известного уже в V-VI веках в восточнохристианской живописи... Иисус передан необычайно выразительно. Вездесущий взор огромных темных глаз проникает в самые потаенные глубины души человека».
    Долина Зеленчука является средоточием древних памятников христианства. В начале Х века на правом берегу реки были возведены чудом сохранившиеся и по нынешний день три крестокупольных храма, известные теперь как Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы. Но это только один, так сказать, фрагмент древней христианской цивилизации Северного Кавказа от Тамани до Абхазии. Цивилизации, к сожалению, забытой. Здесь миссионерствовали шесть апостолов с учениками. По берегам Черного моря проповедовали Андрей Первозванный, Симон Канонит, Святой Матфей... Христианство в Киевскую Русь шло через Северный Кавказ. Там была первая на Руси епархия - Томитанская, с центром в современной Тамани. Новые археологические исследования свидетельствуют, что первое «Фотиево» крещение произошло на Тамани и, как считают некоторые исследователи, Крещальную миссию осуществляли Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Уже в V-VII веках христианство укоренилось здесь и подготовило почву для последующего акта крещения князя Владимира и жителей Киева в 988 году и принятия христианства государственной религией на Руси.
    Можно сказать, что, когда Россия столь упорно пробивалась на Кавказ в последующие века своей истории, она, как теперь видится, не только добивалась геополитических и стратегических выгод, но и возвращалась к своему духовному первоистоку. О древней христианской цивилизации на Северном Кавказе до сих пор свидетельствовали остатки многих и многих храмов по всему Черноморскому побережью. Теперь же об этом свидетельствует и живой образ Спаса Нерукотворного близ села Нижний Архыз. В согласии со своей таинственной природой он появился именно тогда, когда должен был появиться, когда в душах людей открылось некое духовное око и они наконец-то увидели, заметили, обнаружили до того незримый образ.
    Здесь явилась святыня не только христиан Кавказа и России, но, безусловно, всего христианского мира.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства