на главную страницу

25 января 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Якоря на погонах

Капитан 3 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО,
«Красная звезда».



    Флотское образование в нашей стране всегда пользовалось большой популярностью. Первым военно-учебным заведением в России, как известно, была созданная 300 лет назад школа математических и навигацких наук. Выпускниками Морского корпуса были известные мореплаватели, ученые, писатели и художники. А насколько сегодня эффективна система подготовки будущих офицеров флота Российского? С таким вопросом я обратился в Направление военного образования ВМФ.

    - Утверждение Указом Президента России «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» создает реальную основу воссоздания морской силы нашей страны, - считает начальник Направления контр-адмирал Григорий Бутаков. - В этих условиях особое значение приобретает сфера военно-морского образования, которая должна обеспечить подготовку военно-морских специалистов, полностью соответствующих требованиям XXI века.
    Сегодня, по мнению Григория Лукича, идет критическое переосмысление принципиальных основ, структуры и функций военно-морского образования в соответствии с Программой основных направлений развития системы военно-морского образования в современный период (2000-2003 гг.), утвержденной главнокомандующим ВМФ 12 апреля 2000 г. Продолжается работа по теоретическому обоснованию развития системы военного образования, соответствующей новому Военно-Морскому Флоту, разрабатывается концепция военно-морского образования.
    В результате организационно-структурной перестройки сферы военного образования ВМФ в 1998-2000 гг. уже создана сеть учебных заведений, отвечающая новым потребностям флота. Хотя флотская система структурно и отличается от сети военно-учебных заведений других видов Вооруженных Сил РФ, но полностью соответствует требованиям федеральных законов, регламентирующих профессиональное и довузовское образование в России. В ВМФ сохранено учебное заведение дополнительного профессионального образования - ВСОК ВМФ, имеется разветвленная сеть его структурных подразделений, увеличивается количество групп профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
    С учетом введения контрактных отношений предполагается, что в военно-морских учебных заведениях дополнительного, высшего и послевузовского профессионального образования будут обучаться не только офицеры, но и мичманы, старшины и матросы-контрактники, связавшие свою жизнь с флотом. Учеба в вмузах с целью повышения уровня профессиональной компетентности должна проводиться в соответствии с должностным предназначением и профилем специальности не менее одного раза в пять лет. Развивается среднее профессиональное образование для подготовки мичманов. В Балтийском ВМИ проводится эксперимент по повышению качества среднего профессионального образования. Предполагается преобразование школ техников в факультеты военно-морских учебных заведений.
    Полностью отработана структура образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сохранено необходимое для флота количество специальностей высшего военно-специального, высшего военного, среднего, дополнительного к высшему и послевузовского образования. «Мы исходим из того, что подготовка офицеров и мичманов в военно-морских учебных заведениях - это устойчивое выполнение государственного кадрового заказа», - говорит контр-адмирал Бутаков.
    Все высшие военно-морские и довузовской подготовки учебные заведения, находящиеся в подчинении и подведомственные Направлению военного образования ВМФ, зарегистрированы в федеральных органах власти и имеют лицензию на ведение образовательного процесса, право выдачи документов федерального образца. Этим обеспечены выполнение требований федеральных законов в области образования, социальная защита военнослужащих по критерию образования, привлекательность его для молодежи.
    Однако что касается структуры военно-морских учебных заведений, то имеются существенные проблемы. Так, разделение управления образованием между Направлением военного образования ВМФ, Управлением кадров ВМФ, Управлением боевой подготовки ВМФ и Отделом международного военного сотрудничества приводит к рассогласованию системной подготовки военно-морских специалистов. Отсутствует согласование учебных программ, нет единой методической и методологической базы, учебно-материальная база заказывается, «выбивается» для каждого учебного заведения, нет единой системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вмузов и преподавательского состава учебных центров ВМФ и учебных отрядов. Деятельность учебного центра ВМФ и учебных отрядов по организации образовательного процесса находится вне юридического поля, определенного федеральными законами в области образования. Григорий Бутаков считает целесообразным все учебные заведения и учебные центры ВМФ в части организации образовательного процесса ввести в ведение Направления военного образования ВМФ. С этой целью, полагает, необходимо ввести в сеть учебных заведений дополнительного профессионального образования учебные центры ВМФ с последующим их лицензированием со статусом учебных центров повышения квалификации и профессиональной подготовки.
    В связи с выполнением в основном работы по структурной перестройке высшего и среднего профессионального образования, очевидно, назрела реформа и начального профессионального образования. Сокращение флота в конце 50-х - начале 60-х годов привело к тому, что были ликвидированы штаты сверхсрочнослужащих, а они составляли костяк младших командиров. С переводом флота на контрактную основу потребуется система подготовки квалифицированных младших специалистов. Кроме того, необходимо создать для старшинского состава структурные подразделения дополнительного профессионального образования, которые отвечали бы потребностям флота и требованиям федеральных законов. Такой подход обеспечит потребности флота, выполнение требований, предъявляемых к младшему специалисту, усилит привлекательность военно-морской службы и социальную защиту младших специалистов и старшинского состава, набираемого по контракту.
    В учебных заведениях начального профессионального образования необходимо продолжить и обучение младших специалистов срочной службы, но только по программам профессиональной подготовки. В соответствии с Законом «Об образовании» профессиональная подготовка - это ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не является повышением образовательного уровня. Из этого следует, что для всего перечня военно-учетных специальностей необходимо разработать образовательные программы и образовательные стандарты специальностей начального профессионального образования и программы профессиональной подготовки. ВМФ уже имеет в этом положительный пример: в 1939 году был введен неограниченный процент сверхсрочников. Война подтвердила правильность принятого решения.
    Основное содержание замысла строительства и развития системы военного образования ВМФ до 2006 года заключается в обеспечении потребностей флота (в условиях минимально достаточного количества учебных заведений) профессиональными специалистами. Система образования является инерционной, в ней нельзя мгновенно пересмотреть программы обучения, перечень специальностей, требования к подготовке специалистов. Иными словами, при переходе на контрактную основу нужна и другая система образования. Необходимо развивать высшее, среднее и создавать начальное профессиональное образование ВМФ. Такой подход позволит, а это подтверждается опытом советского флота, вновь иметь младших командиров (мичманов и старшин) и младших специалистов, способных ответственно исполнять свои обязанности. Образовательный ценз в условиях поступления на флот сложной техники, оружия позволит перераспределить деятельность в воинских коллективах, увеличить отдачу от офицеров, мичманов, старшинского и рядового состава. Разумеется, решение всего спектра этих вопросов потребует оптимального финансирования.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker