на главную страницу

25 января 2001 года

Политический дневник

Четверг

Законотворчество не терпит суеты

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,
«Красная звезда».



    На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе Валерий ВОРОТНИКОВ

    - Валерий Павлович, в думском портфеле около 600 законопроектов. Какие из них, на ваш взгляд, нуждаются в скорейшем принятии?
    - Думы двух первых созывов в принципе выполнили свою главную задачу - заполнили правовое пространство в соответствии с российской Конституцией. Другое дело, что не все принятые в новейшей истории России законы идеальны. Часть из них нуждается в изменениях и дополнениях, а некоторые пробелы требуют принятия новых правовых актов. Главный критерий в этом вопросе - соответствие духу и букве Основного Закона страны. Тут зачастую на помощь законодателям приходит Конституционный суд. Всего один пример: только за последние полтора года КС принял 18 постановлений, отменяющих те или иные нормы Уголовно-процессуального кодекса. Каждый вердикт суда - это еще один законопроект, который депутаты обязаны рассмотреть и принять. Так и рождается “законодательный вал”.
    Сегодня, по-моему, работа должна быть сконцентрирована на выработке тех позиций, которые в силу тех или иных причин не отрегулированы. Это касается основополагающих правовых актов - Налогового, Земельного кодексов, Кодекса законов о труде, ряда других. И второе направление - ревизия и корректировка тех сторон правоотношений, которые по сей день регулируются законами РСФСР. Ведь тот же УПК после внесения в него более 400 поправок и изменений сильно разнится со своей первородной редакцией.
    - И все же, успеют ли депутаты справиться с этим громадьем планов за весеннюю сессию?
    - Вряд ли. Думаю, что приоритет должен быть отдан полутора десяткам базовых законопроектов, наряду с которыми моим коллегам стоило бы заняться 100-150 сопутствующими правовыми актами.
    Цифра 600 появилась еще и потому, что Госдума всерьез решила заняться “наследством” своих предшественников, которые, что там скрывать, подчас соревновались в “профессионализме”, выражавшемся для многих количеством внесенных законопроектов. Списать их в архив нельзя - какие-то прошли Совет Думы, какие-то даже первое чтение. И хотя многие из них устарели или даже вовсе не нужны, палата должна их либо отклонить, либо добиться их отзыва. Последнее не всегда возможно: субъект законодательной инициативы и рад бы помочь, да давно покинул свой пост и занимается другим делом. Так что придется нам самим разгребать собственные конюшни...
    - ...в которых, возможно, окажутся покрытые пылью законопроекты типа “О пчеловодстве”, “О многоженстве” и т.д.?
    - Не без этого. Но думаю, что в “мусорной корзине” сыщутся и необоснованно “зависшие” проекты законов, которых давно ждут наши сограждане.
    - Чем сегодня занят депутат Воротников?
    - Я курирую вопросы, связанные с Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами. Недавно третье чтение прошел мой законопроект о либерализации уголовно-исполнительной системы, который, надеюсь, после утверждения Советом Федерации и подписи президента обретет жизнь. Он очень нужен сегодня стране, и ради этого стоит работать в Думе.
    Кроме того, мы в комитете готовим ко второму чтению проект закона, связанный с изменениями ряда действующих правовых актов. Они вызваны ратификацией Россией Европейской конвенции по правам и свободам человека. Не вдаваясь в излишние подробности, скажу лишь, что изменения затрагивают такие понятия, как тайна переписки, неприкосновенность личной жизни граждан.
    - Законотворчество – процесс ответственный?
    - Безусловно. Вот небольшой пример. Еще в самом начале работы нынешнего состава палаты Комитет по экономической политике внес проект изменений в УК РФ, предусматривающих серьезную ответственность должностных лиц исполнительной власти за неисполнение бюджетных предназначений, нарушение бюджетного законодательства в целом. Казалось бы, благое дело – автор хочет навести элементарный порядок в деле расходования средств из госказны. Но при внимательном прочтении вдруг начинаешь понимать, что в случае принятия законопроекта за решеткой может оказаться все правительство во главе с его председателем. И не потому что они преступники, а потому что в силу обстоятельств вынуждены перераспределять бюджетные средства для решения важнейших оперативных задач, предлагать секвестр главного финансового документа и т.д. Можно ли принимать такой закон? Уверен, нет. И думаю, что мои коллеги поймут это, хотя и предполагаю, что разговор будет непростым.
    Вообще говоря, спешка в нашем деле всегда вредит. Вспомните хотя бы недавний конфуз в связи с принятием Госдумой амнистии. Тогда по недосмотру или невнимательности парламентарии чуть было не выпустили из тюрем и колоний всех, кто награжден орденами России или бывшего СССР, включая серийных убийц, маньяков и рецидивистов.
    - Но ведь должны быть механизмы защиты.
    - Они есть. Та же процедура принятия любого законопроекта в три этапа, которыми являются чтения, как раз и является гарантией того, что ничто не будет делаться сгоряча. К сожалению, ошибки случаются, но профессионализм и ответственность нынешнего состава палаты позволяют надеяться, что их количество будет сведено к минимуму.
    - Не умаляя профессионализма народных избранников, нельзя не сказать, что в странах состоявшейся демократии львиную долю законопроектов предлагают к рассмотрению и принятию глава государства и правительство. На недавней встрече Президента РФ Владимира Путина со спикером Госдумы Геннадием Селезневым и его заместителями шла речь как раз о том, что роль этих институтов в процессе законотворчества значительно возрастет. Как вы к этому относитесь?
    - Сотрудничество ветвей власти в этой области обещает значительно усилить эффективность законодательной работы и, убежден, скажется на качестве принимаемых правовых актов. Главное, что страна будет получать те законы, которые нужны сегодня, которые отвечают духу времени и важности момента.
    - В минувшем году прошли парламентские слушания по законодательному обеспечению обороны. Можно ли ожидать пересмотра ряда “военных” законов в части сокращения социальных льгот для военнослужащих?
    - Парламентские слушания еще раз подтвердили, что законодательство в военной сфере нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Я знаю, что в этом направлении много работают думский Комитет по обороне, Министерство обороны, другие заинтересованные структуры. Результаты этой совместной работы нашли отражение в параметрах военной составляющей бюджета на нынешний год - на нужды военного ведомства были выделены средства, значительно превышающие показатели прошлых лет.
    Что касается отмены льгот, закрепленных Законом “О статусе военнослужащих”, то, думаю, этого не произойдет ни в нынешнем, ни в следующем году. Буквально на днях Госдума отклонила предложенный Кемеровским законодательным собранием проект закона, которым предусматривалась отмена бесплатного проезда сотрудников МВД, ФСБ, налоговой полиции в городском и пригородном транспорте. Отклонила по той простой причине, что никто не представляет ни механизма “секвестра” льгот, ни механизма их компенсации.
    Оговорюсь, что многие депутаты считают, что надо сокращать как категории “льготников”, так и сами льготы. Но при этом все понимают, что денежное довольствие военнослужащих, сотрудников других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, никак не соответствует тяжести их труда. И вопрос стоит так: если есть возможность увеличить материальное благосостояние защитников Отечества в 2-3 раза, можно говорить об отмене льгот, если нет… то и суда нет. В этом смысле стоит напомнить, что, согласно Конституции, не могут приниматься решения, ухудшающие положение граждан.
    - Как лично вы относитесь к предложению о принятии закона “О политических партиях” и каким будет политическое лицо России после его принятия?
    - Думаю, что судьба его будет нелегкой - достаточно сказать, что на сегодняшний день существует аж четыре одноименных законопроекта.
    Что касается политического лица страны, то оно будет менее размытым, более понятным самим россиянам, которые вряд ли слышали названия всех 160 политических партий и движений, претендующих сегодня на общероссийский масштаб. Если их останется полтора десятка, любому избирателю будет легче разобраться в их программах, в позициях лидеров, а значит, проще делать свой выбор в ходе избирательных кампаний.
    - Кстати, будут ли вноситься изменения в выборное законодательство?
    - Оно будет подвергаться изменениям с учетом накопленного опыта. Надо создать условия действительных, а не декларируемых прав граждан избирать и быть избранными. Ведь, что там скрывать, за последние несколько лет мы потеряли половину избирателей страны, которые вообще не участвуют в выборах любых уровней. Вернуть их в общее правовое поле, повысить их гражданскую и социальную активность – вот задача дня.
    - Валерий Павлович, как вы оцениваете разговоры о необходимости принятия закона “О Конституционном собрании” и внесении поправок в действующую Конституцию?
    - Страсти по этой проблеме постепенно сходят на нет. Президент России Владимир Владимирович Путин достаточно ясно заявил о том, что не поддерживает идеи пересмотра Основного Закона страны явочным порядком. Думаю, глава государства прав, когда говорит, что мы находимся не в тех условиях, когда можно “раскачивать лодку”. Нам нужен достаточно длительный период стабильности для того, чтобы заставить по-настоящему работать существующие органы государственной власти, общественные институты для решения важных проблем экономического, финансового характера. Решим их – дойдет дело и до Конституции.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства