на главную страницу

25 января 2001 года

Тема номера

Четверг

У российской военной школы есть история, есть будущее

Заместитель министра обороны РФ генерал армиии Владимир ТОПОРОВ
Фото Сергея ПЯТАКОВА.



    25 января 2001 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 300-летие отечественной системы военного образования. Первым военно-учебным заведением России стала так называемая Навигацкая школа, созданная в Москве высочайшим именным указом от 25 января (14 января по старому стилю) 1701 года. Этим указом Петр I постановил: «...быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

    За первые 15 лет существования Навигацкая школа подготовила около 1.200 специалистов. Ее выпускники назначались не только в армию и на флот. Они направлялись на службу в государственные учреждения, на строительство будущего Петербурга и укреплений Кронштадта. Многие их них становились учителями нарождавшейся сети образовательных учреждений.
    Историческое значение Навигацкой школы состоит не только в том, что она положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 300-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отмечает вся профессиональная инженерная и техническая школа страны. Создание в 1992 году российских Вооруженных Сил поставило перед военной школой новые сложные задачи. Сегодня подготовку военных кадров для Вооруженных Сил осуществляют 55 вузов: 8 академий, 11 военных университетов и 36 военных институтов.
    Есть немало проблем, от которых во многом зависят эффективность системы военного образования и качество подготовки офицерских кадров. На их решение будет направлена Федеральная программа реформирования системы военного образования на период до 2010 года, которая разрабатывается в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 июля 2000 года. Министерство обороны назначено государственным заказчиком и исполнителем программы.
    В числе важнейших приоритетов реформы - обеспечение преемственности в развитии российской военной школы, сохранение и укрепление ее научно-педагогического потенциала, а также экономное и рациональное использование средств, выделяемых на подготовку офицеров.
    Как показал опыт предыдущих реформ, наиболее сложной является задача реорганизации сети военно-учебных заведений. В связи с предстоящим сокращением объемов кадрового заказа на подготовку офицеров неизбежно встанет проблема расформирования какой-то части военно-учебных заведений. Вместе с тем вся 300-летняя история военного образования показывает, что каждый ликвидируемый вуз теряется для Вооруженных Сил практически безвозвратно. На его воссоздание потребуются огромные средства и не один десяток лет для становления как высшего учебного заведения. Поэтому при определении судьбы каждого конкретного вуза должен быть всесторонне и объективно проанализирован весь комплекс технико-экономических, кадровых и других показателей, характеризующих его состояние, проведена оценка его потенциальных возможностей по расширению спектра подготавливаемых специалистов.
    Безусловно, должны быть сохранены военные академии и военные университеты. Они являются теми системообразующими вузами, учебно-методологическими и научными центрами, вокруг которых строится вся система военного образования. В академиях и университетах сосредоточены более половины всех докторов и кандидатов наук, работающих в вузах и НИО Министерства обороны, сложились признанные научные школы. Обладая мощным научно-педагогическим потенциалом, они выполняют в больших объемах фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах своего вида Вооруженных Сил, рода войск в Министерстве обороны, более 50 процентов воспроизводства научно-педагогических и научных кадров.
    Очень важно сохранить вузы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, а также вузы, единственные в своем роде войск, ликвидация которых потребует непомерных затрат для организации подготовки специалистов на другой базе.
    Все предпринимаемые меры будут способствовать дальнейшему укрупнению военно-учебных заведений, последовательному переходу от малочисленных вузов со слабым научно-педагогическим потенциалом к крупным учебно-методическим и научным комплексам.
    Вместе с тем какая-то часть вузов неизбежно будет расформирована.
    Одна из задач предстоящей реформы - минимизация затрат на подготовку военных кадров, рациональное и экономное расходование выделяемых средств. Ее решение представляется тем более важным, что потребности образовательного процесса удовлетворяются в настоящее время не более чем на 30 процентов. В вузы практически не поступают новые образцы вооружения и военной техники, лабораторное и полигонное оборудование, современная вычислительная техника. Из-за отсутствия расходных материалов и истощения ремонтных фондов значительное их число находится в нерабочем состоянии. Недостаток боеприпасов, горючего и смазочных материалов приводит к сокращению до непозволительного уровня практики в вождении боевых машин, полетов, стрельб и других занятий, обеспечивающих практическую выучку выпускников.
    Вместе с тем даже те скудные средства, которые выделяются вузам, далеко не всегда используются эффективно. Большие потери Министерство обороны несет в результате недопустимо высокой отчисляемости курсантов. Увеличивает стоимость обучения также неоправданное дробление специальностей и, как следствие, дублирование подготовки офицеров по очень близким и даже тождественным специальностям.
    Не решена и проблема унификации образовательных программ при подготовке офицеров по одной и той же специальности в вузах различных ведомств. В целях оптимизации расходов на военное образование предполагается реализовать большой комплекс мер.
    Во-первых, добиться сокращения отчислений курсантов в процессе учебы. Рост отчислений по существу спровоцирован несовершенством действующего законодательства. Оно позволяет недобросовестным юношам избежать призыва на военную службу и получить в военном вузе высшее образование по гражданской специальности, после чего в одностороннем порядке разорвать контракт и уйти из армии, не неся за это никакой ответственности. Предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» подготовлены и представлены в Правительство России. Требуется, кроме того, установить меры ответственности курсантов за невыполнение условий контракта, а также существенно повысить качество профессионального отбора кандидатов на учебу.
    Во-вторых, необходимо пересмотреть перечень военных специальностей и сократить их количество.
    Одновременно должны быть скорректированы уровни подготовки офицеров. В ходе аттестации офицерских должностей было установлено, что значительная их часть в звене до заместителя командира батальона и им равных может замещаться офицерами со средним военно-специальным образованием. Увеличение масштабов подготовки таких специалистов позволит в короткие сроки сократить некомплект офицеров на первичных должностях, расширить контингент поступающих на учебу прежде всего за счет сельской и рабочей молодежи и уменьшить затраты на подготовку.
    В перспективе представляется необходимым сформировать унифицированный перечень специальностей для подготовки офицеров для всех силовых министерств и ведомств. Он послужит первым шагом к сближению ведомственных систем военного образования, реальной основой для последовательного и поэтапного перехода к системе федерального заказа на подготовку военных кадров.
    И, наконец, следует, видимо, расширить практику осуществления вузами платной деятельности в области образования. Это даст возможность привлекать дополнительные внебюджетные средства и направлять их на развитие и содержание учебно-материальной базы, материальное стимулирование работников вузов, что будет способствовать повышению качества подготовки слушателей и курсантов.
    В ходе реформы предстоит решить большие задачи по обновлению содержания военного образования и повышению качества подготовки офицерских кадров. Опыт последних лет показал, что введение подготовки курсантов по двум специальностям, военной и родственной ей гражданской, имело не только положительные, но и отрицательные последствия. С одной стороны, опора на государственные образовательные стандарты способствовала усилению фундаментальности обучения, более тесной интеграции военного образования с гражданской высшей школой. С другой стороны, жесткие требования госстандартов первого поколения по гражданским специальностям заставили пойти на сокращение военно-профессиональных дисциплин, особенно по специальностям командного профиля. Образовательные стандарты второго поколения с учетом установленного порядка их применения в военно-учебных заведениях предоставили вузам несколько больше возможностей для обеспечения необходимой военно-профессиональной подготовки. Однако проблема обучения по двум специальностям, особенно при подготовке командных кадров, не может считаться решенной.
    Военная служба - это особый вид государственной службы, требующий сочетания знаний в области военного и административного управления, педагогики и психологии, эксплуатации современной техники и в других областях. Анализ показывает, что многие командные специальности не имеют близкого аналога в номенклатуре гражданских. Поэтому представляется необходимым в командных вузах отказаться от реализации «двойных» специальностей. Для этого придать военным специальностям государственный статус, включив их в общегосударственный перечень. Это даст право разработать на них государственные образовательные стандарты и выдавать выпускникам полноценный диплом государственного образца.
    Будет усилена и целевая направленность обучения офицеров в системе дополнительного профессионального образования. Это позволит полнее реализовать в обучении требования к практической деятельности офицеров в соответствии с их конкретным должностным предназначением, осуществить последовательный переход к непрерывному военному образованию.
    Главным же и конечным итогом реформы должно стать гарантированное и устойчивое комплектование Вооруженных Сил квалифицированными офицерскими кадрами. Решение этой задачи далеко выходит за рамки возможностей военно-учебных заведений и системы военного образования в целом. Несокращающийся некомплект офицеров в войсках вызван небывалыми масштабами увольнения молодых офицеров с военной службы. Это обусловлено переходом на контрактный порядок комплектования ВС с сокращением минимальной продолжительности военной службы для офицеров с 20 до 5 лет, а также их неудовлетворительным материальным положением и падением престижа военной службы.
    При таких условиях, если не принять кардинальных мер, вузы в перспективе будут в состоянии укомплектовывать не более 50 процентов потребности Вооруженных Сил в офицерах.
    Анализ показывает, что потенциал существующих источников комплектования офицерами использован практически до предела. Возможности военно-учебных заведений по увеличению выпуска за счет сокращения отчислений курсантов не превышают 10 процентов. Увеличение масштабов призыва офицеров запаса не решит проблему ни в количественном, ни тем более в качественном отношениях.
    Таким образом, можно рассматривать два возможных направления решения этой проблемы: совершенствование контрактной системы прохождения военной службы и привлечение потенциала гражданских вузов к подготовке военных кадров.
    Пятилетний срок первого контракта, заключаемого с выпускниками вузов, не компенсирует затрат на их подготовку. Представляется необходимым увеличить его до 10 лет.
    Другим источником восполнения растущего некомплекта офицеров в перспективе может стать организация подготовки военных специалистов в гражданских высших учебных заведениях.
    Переходу к подготовке офицеров в гражданских вузах должен предшествовать полномасштабный эксперимент, для чего предполагается в 2001 году совместно с Минобразования России решить организационно-правовые вопросы, а в 2002 году приступить к проведению эксперимента. Положительные результаты эксперимента дадут возможность законодательно закрепить эту форму подготовки военных кадров.
    Проект Федеральной программы предусматривает также меры по повышению эффективности довузовской военной подготовки молодежи, совершенствование организационного и экономического механизмов управления военным образованием и ряд других направлений.
    Реализация Федеральной программы должна обеспечить переход к новому качеству подготовки офицерских кадров, к созданию унифицированной системы военного образования Российской Федерации, отвечающей современным и перспективным задачам военной организации, обороны и безопасности государства.
    Таковы стратегия и некоторые важнейшие направления реформирования системы военного образования. Мы ожидаем, что Правительство России во втором квартале текущего года одобрит представленную концепцию.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker