на главную страницу

31 января 2001 года

Армия сегодня

Среда

Как остановить пожары

Николай ЛИТКОВЕЦ,
«Красная звезда».
Владивосток.



    Бира, Новонежино, Барано-Оренбургское... Эти и ряд других населенных пунктов Дальнего Востока стали известны далеко за пределами региона. Причиной тому - сильные пожары, которые в разные годы «прошлись» по военным объектам, расположенным неподалеку от этих мест. Самоотверженно тогда боролись с огненной стихией пожарные службы и расчеты.
    Но всегда ли были успешными их действия? Насколько пожарные сегодня готовы работать в экстремальных ситуациях, в каком состоянии находится их материально-техническая база, укомплектованы ли они кадрами? Об этом - в материале нашего корреспондента.

    «Лишняя» служба

    В тот день в штурмовом авиационном полку шли полеты. Как и положено, рядом со взлетно-посадочной полосой стоял дежурный пожарный автомобиль. Однако даже беглый его осмотр привел начальника противопожарной службы района подполковника Александра Дубовика в замешательство: пенообразователя в машине не оказалось, а вода потихоньку сочилась из цистерны на землю. В агрегатном отсеке не было ручки для установки подачи пенообразователя, а пробковый кран можно было сдвинуть с места лишь хорошим ударом кувалды. Вместо положенных 220 метров пожарных рукавов в специальных отсеках наличествовали лишь несколько десятков, да еще две штыковые, одна совковая лопаты и лом. Ножницы для обрезки электропроводов давно никто не проверял на пригодность, и пользоваться ими было небезопасно. Огнетушители - давно просроченные, больше походили на муляжи...
    Командир отдельной пожарной команды сержант контрактной службы Виктор Гришкин долго силился ответить, какой агрегат для чего предназначен. Немудрено. О каких знаниях можно говорить, если у него даже не оказалось допуска для несения боевого дежурства.
    Угнетающее впечатление производило и само здание пожарного депо. Пятнадцать лет назад его строили как бокс для автомобилей, размещение тут личного состава не предусматривалось. Со временем к зданию сделали пристройки, где сейчас и располагаются штатные пожарные команды двух авиационных полков - вертолетного и штурмового...
    За два года в должности начальника службы противопожарной защиты гарнизона капитан Максим Михеев пришел к выводу: не нужна командирам противопожарная защита. Так утверждать ему позволяют не только разруха и холод во вверенных помещениях, неисправность одного из двух автомобилей, отсутствие полигона для тренировки пожарных расчетов, но и невнимание. Сюда давно не заходили ни командиры полков, ни их заместители. Тем не менее, в книге учета выхода машин и проверки подразделения дежурными по части постоянно появляется запись - «замечаний нет».
    Не хочет больше служить при таком отношении к пожарной безопасности капитан Михеев. Хорошо подготовленный специалист, он собирается в скором времени увольняться. Не может он своими силами произвести перепланировку, строительные и отделочные работы. А помощи из полков ожидать, увы, не приходится.


    Зависит от командира

    Начальник военной команды противопожарной защиты и спасательных работ (ВКПЗ и СР) гарнизона старший прапорщик Юрий Чабан на службу не сетует. Штатные «клетки» заполнены - спасибо, помог командир дивизии. Команду доукомплектовали за счет прикомандированных из других частей. Техника пусть и старенькая, но исправна и всегда готова выехать на тушение пожара. Обещали вскоре дать новый автомобиль. Помещения, где располагается команда, содержатся в надлежащем виде. Проблема разве что с топливом.
    Согласно приказу, каждый день при смене начальник наряда и водитель должны завести автомобили, проверить все системы в работе и убедиться в их исправности. Процесс занимает примерно 5 минут. Расход бензина только для проверки на месяц - 48 литров на машину. Получают же иногда всего 40 литров на две машины. А ведь надо еще проводить учения, тренировки. Вот и приходится правдами и неправдами искать топливо. Понимают пожарные, что не от хорошей жизни командир дивизии вынужден экономить горючее, но от этого легче им не становится.
    В теплых, ухоженных, сверкающих чистотой помещениях располагаются и пожарные базы хранения боеприпасов, которыми командует полковник Александр Беликов. Организации противопожарной защиты он уделяет большое внимание.
    С приходом нового командира части прибавилось оптимизма и у начальника ВКПЗ и СР другой базы хранения боеприпасов старшего лейтенанта Александра Журавлева. За сравнительно короткий срок он навел порядок в помещении, где проживают пожарные, своими силами начал строить пожарное депо, доводит до полной боеготовности автомобили. Работы, правда, непочатый край. Но есть желание трудиться. А ведь совсем недавно офицер тоже собирался увольняться.
    Как видим, многое в поддержании боеготовности пожарных подразделений зависит от отношения к ним командира части. И там, где старшие начальники в этом заинтересованы, дела идут нормально. Но в ходе решения других жизненно важных и не менее сложных вопросов не всегда у них доходят руки до пожарного подразделения. Да и внимания, казалось бы, оно требует меньше. Но это лишь на первый взгляд. Сэкономив в одном, можно потерять гораздо больше в другом. Особенно когда речь идет об огненной стихии.
    Еще один вопрос, который отрицательно сказывается на боеготовности пожарных подразделений, - их подчиненность. Сегодня начальники ВКПЗ и СР находятся в двойном подчинении: в специальных вопросах - у начальника пожарной службы района, в других - через начальника тыла у командира части или начальника гарнизона. Первый требует, чтобы автомобили использовались только по назначению, личный состав не привлекался на посторонние работы. А командиру части лишняя рабочая сила и техника никогда не помешают. Какой же выход из сложившейся ситуации?


    «Ноу-хау» подполковника Дубовика

    Десять лет назад инспекцию, а затем службу противопожарной защиты и спасательных работ Сибирцевского района Дальневосточного военного округа возглавил подполковник Александр Дубовик. Объезжая подчиненные подразделения (разбросанность их такова, что в день приходится «наматывать» до 400 километров), он столкнулся с такой проблемой: мелкие, разрозненные пожарные подразделения вроде бы есть, но не везде они способны выполнять возложенные на них задачи. Мешают низкая укомплектованность, слабая подготовка пожарных экипажей, неисправность автотехники. Акты, справки-доклады, просьбы, увещевания командиров частей в необходимости повернуться лицом к пожарным особой пользы не принесли. Начальники служб сегодня лишены возможности влиять на ситуацию, остаются в роли просителей. Решение так или иначе - за командиром. Поэтому Дубовик пошел другим путем.
    Прежде всего он предложил создать вертикальную структуру, где на него возложены функции командира части и юридического лица. Не привлекая посторонних людей, не создавая ничего лишнего, экономя в средствах, пять лет назад офицер убедил ряд командиров одного из гарнизонов объединить подчиненные им пожарные подразделения в одну гарнизонную команду. По «джентльменскому» соглашению командиры переподчинили созданную структуру подполковнику Дубовику. Что это дало?
    Оставаясь на прежних местах службы, пожарные команды теперь подчиняются начальнику ВКПЗ и СР района. Соответственно он несет полную ответственность за их боеготовность, боевую и специальную подготовку, подбор кадров, укомплектованность и состояние автомобильной техники, занимается вопросами поддержания в надлежащем виде пожарных депо. Время подтвердило эффективность такого объединения. Да и велосипед изобретать не пришлось. Подобная структура уже давно существует в МВД.
    Знает подполковник Дубовик, как решить проблему и с подготовкой младших специалистов. Для этого нужна малость - разрешение вышестоящих начальников организовать своего рода допризывную подготовку специалистов. Желающих учиться достаточно. Причем дополнительных затрат не требуется.
    Понимает подполковник Дубовик, что взваливает на себя лишние хлопоты. Но он уверен: когда подготовленные специалисты придут в части, меньше понадобится времени для их ввода в строй. Подготовил Александр Анатольевич соответствующее обоснование, переслал его в округ. И... вот уже три месяца ждет ответа...

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker