на главную страницу

2 февраля 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Малино

Юрий ГАВРИЛОВ,
«Красная звезда».



    Возвращаться в места, где прежде бывал, все равно что спустя годы перечитывать полюбившуюся книгу. Ожидаешь многого, а душу не покидает смутная тревога: не «смажется» ли первое, а потому особенно яркое и незабываемое впечатление? Похожие чувства испытывал, когда вновь ехал в подмосковный гарнизон вертолетчиков Малино. Десять лет минуло с того дня, как я впервые переступил порог его КПП. И вот - новая встреча.

    А начиналось все так...

    В конце прошлого года, когда часть отмечала 40-летие, собрался в поселковом Доме культуры народ, чтобы поздравить своих защитников, сказать добрые слова ветеранам-вертолетчикам. Поднялась на трибуну и глава администрации Малино Людмила Сергеевна Овечкина. То, что она рассказала, думаю, стало своего рода открытием и для местных жителей, и для военнослужащих. Особенно молодых. Оказывается, еще в начале Великой Отечественной войны с малинского аэродрома поднимались в небо самолеты-перехватчики, чтобы вступить в жаркую схватку с рвущимися к столице стервятниками Геринга. Позже отсюда стартовали дальние бомбардировщики, чей путь лежал далеко на запад, к самому логову фашистского зверя.
    Выходит, не на «пустом месте» осели вертолетчики, когда в 1963 году перебазировались в Малино. Расположение, как говорится, обязывало. Впрочем, воспитанники едва прошедшей становление части (тогда ее биография насчитывала менее трех лет) уже успели несколько раз отличиться. В 1961 году они обеспечивали учения наземных войск, демонстрировали мастерство на воздушном параде в Тушино, за что 14 человек получили награды. А в августе 1962-го экипажи капитанов В. Боброва и Н. Заживихина на вертолетах Ми-4 вывезли с места приземления космонавтов Андрияна Николаева и Павла Поповича. Был в истории полка еще один «космический» полет - в июле 1964-го капитан А. Нивачек со товарищи доставил на ближайший аэродром космонавта № 5 Владимира Быковского.
    ...Читаю краткую историческую справку части и не перестаю удивляться, сколько ответственнейших мероприятий за плечами малинцев. Только учений, проводимых министром обороны, - более двух десятков. Да каких! «Днепр», «Весенний гром», «Неман», «Двина», «Юг»... Офицерам старших поколений эти названия о многом говорят. И прежде всего напоминают о былом величии наших Вооруженных Сил, временах, когда малейший срыв в боевой учебе расценивался как ЧП чуть ли не всеармейского масштаба.
    Но не только учебой и освоением новой авиатехники занимались подмосковные вертолетчики. Начиная с 1968 года они на острие событий сначала в Чехословакии, затем в Афганистане, Вьетнаме... Правда, в «горячих точках» полк в полном составе не работал, туда отправляли несколько экипажей. Но и остававшимся дома тоже доставалось лиха. Тушение крупных пожаров, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других стихийных бедствий - эти события не только остались в памяти, но и бесценным грузом легли в копилку славных дел вертолетчиков. Правда, каких трудов, какой душевной боли стоил тот опыт! В сентябре 1994-го при тушении пожара в Испании разбился вертолет Ми-8МТВ. Погибли замечательные люди - блестящий летчик, «афганец», заместитель командира полка подполковник
    В. Купрышкин и инженер майор В. Праведников. То трагическое событие стало громом среди ясного неба. Дело в том, что малинские авиаторы всегда славились да и сегодня отличаются безаварийной летной работой. Достаточно сказать, что за сорокалетнюю историю в части было всего три катастрофы. Это, конечно, не уменьшает горечи потерь боевых товарищей, но свидетельствует о многом. Прежде всего о высочайшем мастерстве вертолетчиков.
    Последнее обстоятельство стало серьезным аргументом, когда в 1974 году решили именно в составе этой части сформировать отряд особого назначения. Сыграл роль и тот факт, что на протяжении многих лет полк подтверждал звание отличного, награждался переходящим Красным знаменем, его занесли в Книгу почета ВВС Московского военного округа.


    Отряд особого назначения

    Так что же за спецподразделение создали в полку? Если в двух словах, это были экипажи, которым доверили перевозку высшего командного состава Вооруженных Сил, а при необходимости и первых лиц государства. Понятно, что отбирали в отряд лучших из лучших. Помимо профессиональных качеств, учитывали способность членов экипажа быстро и грамотно принимать решения в экстремальных ситуациях, летать на предельную дальность, днем и ночью, в сложных метеоусловиях, над незнакомой местностью и садиться на неразведанные площадки, когда у пилота в помощниках лишь бортовые приборы, мастерство, интуиция да Господь Бог. Вертолетная элита, словом...
    По маршрутам малинцев впору географию изучать. Свои винтокрылые машины они направляли даже в дальневосточное небо, а центральноевропейскую часть страны вообще исколесили вдоль и поперек. Добавьте сюда периодические полеты в Польшу, Венгрию, Чехословакию, ГДР. Случалось, после очередного приземления экипаж перекусить не успевал, как следовала команда на взлет. В другой раз авиаторы часами томились у вертолета в ожидании высокопоставленных пассажиров, не удосужившихся предупредить летчиков о времени убытия.
    Отношение больших начальников к экипажу - тема отдельного разговора. Когда-то я поднимал ее в окружной газете. Даже заголовок материала помню: «Летчик я или извозчик?» Чего греха таить, со всяким сталкивались малинцы: от чуткого, едва ли не дружеского отношения до откровенного хамства и пренебрежения. Но плохое быстро забывается, а вот доброе помнится. Например, как доставляли на крейсер «Москва» первого Президента России Бориса Ельцина. Или поднимали «поближе к Богу» Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Услугами малинцев пользовались и члены правительства, и депутаты, и иностранные наблюдатели... Догадайся кто из вертолетчиков завести книгу почетных пассажиров — думаю, сегодня она насчитывала бы не одну сотню страниц.
    Бывали и казусы, о которых авиаторы вспоминают не иначе как с улыбкой. Об одном поведал начальник связи части майор Александр Бардин.


    Забытые сувениры

    Как-то поступила команда доставить в один из горных районов Дагестана высокого милицейского начальника и иностранную делегацию. Трудно сказать, почему московский гость не воспользовался своим бортом - то ли экипаж не имел допуска к полетам в таких условиях, то ли коллеги из МВД улетели на другое задание. Короче, приказ получен - значит, вперед...
    До места добрались без приключений. А когда спустя несколько часов возвращались назад, прокляли все на свете. Кавказские горы — это вам не пляжи Майами, где чуть ли не круглый год видимость — миллион на миллион. Петляя по ущельям, где каждый камень может в мгновение ока ощериться огнем, и в хорошую погоду взмокнешь. А тут вертолет сразу окунулся в «молоко» - плотная белая дымка запеленала его, как заботливая мать младенца. Шли на ощупь: то по приборам, то цепко выхватывая в редких разрывах тумана мало-мальски пригодные для ориентировки складки местности. Машину сильно болтало, и командир то и дело взглядом спрашивал борттехника: как там пассажиры?
    Между тем в салоне одни мирно посапывали, видимо, утомленные традиционным кавказским застольем. Другие зябко поеживались, когда вертолет попадал в очередную воздушную яму. Так тянулись утомительные минуты, растягиваясь в тревожном ожидании до немыслимых размеров.
    Бог миловал, до «точки» кое-как добрались. Лопасти несущего винта еще не остановили стремительный бег, а пассажиры уже спешили покинуть борт. Похоже, даже у самых больших оптимистов после этого полета настроение испортилось. Рванули из машины так, что впопыхах забыли сувениры от гостеприимных кавказцев. Пока экипаж решал, что с ними делать (попробуй найди непоседливых гостей), на аэродром вернулся один из охранников. Сувениры, разумеется, забрал, заодно передал авиаторам от благодарных пассажиров несколько бутылок превосходного дагестанского коньяка.


    В плену реорганизаций

    Но вернемся в гарнизон. За последние десять лет его облик изменился не в лучшую сторону. «Хозяйство» полковнику Виктору Самсонову (это звание командиру присвоили в декабре) досталось запущенное. Достаточно сказать, что около 40 процентов вертолетов в части оказались неисправными, парк техники устаревает, что называется, на глазах, а поставок новой как не предвиделось, так и не предвидится.
    Уволились в запас, перевелись к новым местам службы многие опытные летчики, толковые методисты. Такое и раньше происходило, но четко срабатывала сложившаяся годами система - им на смену заступала подготовленная молодежь. Теперь же в силу хорошо известных причин летают больше «старики», хотя язык не поворачивается так называть 30-35-летних офицеров. О лейтенантах - речь впереди. Что же до методистов, то их, по словам заместителя командира по летной подготовке подполковника Геннадия Маркина, сегодня можно по пальцам пересчитать.
    Тягостное впечатление производят давно не видевшие ремонта служебный и жилой городки. Уныло зияет прорехами окон размороженная казарма, холод гуляет по штабным кабинетам и учебным классам. Да и в домах тридцатилетней давности, где ютятся сегодня семьи авиаторов, комфортом не пахнет. Единственная в гарнизоне котельная работает на угле, а состояние теплотрассы такое, что ее загрузка на полную мощность грозит серьезной аварией.
    Впрочем, даже о таких, с позволения сказать, удобствах остается только мечтать 30 процентам офицеров и прапорщиков - у них жилья нет вообще. С размещением холостяков тоже проблема, в гарнизоне нет общежития. Как и школы, детсада.
    Но не спешите винить во всем и вся нерадивых отцов- командиров. Тот же Самсонов служит в Малино всего ничего и вынужден разгребать кучу проблем, оставшихся в наследство от «эпохи реорганизаций». Ничего не скажешь, досталось вертолетчикам за прошедшее десятилетие. Часть поочередно входила в состав ВВС Московского военного округа, 16-й воздушной армии, подчинялась Главному штабу Военно-Воздушных Сил. Теперь же включена в 8-ю авиадивизию особого назначения. Часть то укрупняли, то сокращали до отдельной эскадрильи, пока не остановились, дай-то Бог, окончательно на нынешней структуре - авиационной базе.
    Конечно, подобные пертрубации сказывались на состоянии дел в гарнизоне, настроении людей. Но вот что удивительно: это не мешало и не мешает им по-прежнему добросовестно служить и выполнять ответственные задачи. Вот как объяснил сей парадокс старожил части командир эскадрильи подполковник Сергей Кулаев:
    - Пока есть малейшая возможность летать, пилота на землю не переселишь. И мы летаем. Хоть и не так часто, как хотелось бы...
    Сегодня средний налет в части достигает 50 часов, минимальный - 25-30. Строго говоря, он меньше, чем в боевых вертолетных полках, но значительно выше, чем, к примеру, во фронтовой авиации. В сентябре прошлого года малинцы после значительного перерыва провели ЛТУ эскадрильи. Одиннадцать экипажей, в том числе пять молодых командиров вертолетов, успешно отработали переброску тактического воздушного десанта на аэродром Волосово. Снайперами стали подполковник Геннадий Маркин и штурман эскадрильи майор Игорь Лавицкий, 9 человек подготовили до уровня 1-го и 2-го класса. Короче, не так все плохо...
    Перемены к лучшему авиаторы в том числе связывают и с приходом нового командира. Полковник Самсонов, человек степенный и обстоятельный, проблемы решает не кавалерийским наскоком, а вдумчивой и кропотливой работой. Он постепенно восстанавливает утраченные было связи с администрацией Ступинского района (ее глава Павел Челпан был на 40-летии части, помог авиаторам организовать достойный прием многочисленных гостей), находит общий язык с командованием дивизии. Руководство АДОН, замечу, от Малино стеной не отгораживается, хотя своих проблем в соединении более чем достаточно. В частности, дивизия помогла малинцам закупить аккумуляторы, решается вопрос с поставкой на базу лопастей несущего винта, других запчастей для вертолетов. Наконец-то нашлись средства на ремонт ТЭЧ, КДП, склада АТИ... Словом, нет худа без добра - последняя реорганизация, похоже, пошла на пользу вертолетчикам.


    Не прервется ли связь поколений?

    >Ответить на этот вопрос в какой-то мере помогла встреча на юбилее части с ее ветеранами. В Малино они съехались со всех концов России, а майор запаса Владимир Иванюшин добирался в родной гарнизон аж из Белоруссии. Поздравительную телеграмму однополчанам прислал начальник штаба армейской авиации генерал-лейтенант Евгений Кашицин, добрые слова им адресовали те, кого подвели годы и здоровье. Ветераны не только вспоминали свою службу, командиров, друзей, но и живо интересовались, чем сегодня живут малинцы. Приятно им было узнать, что за мужество и высокий профессионализм, проявленные в «горячих точках», девять питомцев части награждены орденами и медалями. Что место отцов в боевом строю заняли их сыновья - летчики Андрей Варюхин, Ирек Шарафиев, Эдуард Захаров, братья Юрий и Игорь Дудки, Александр Свинцов, Сергей Деменков, Юрий Скляр и другие. А я, признаться, рассказал, что и в «Красной звезде» трудятся офицеры-малинцы Александр Смирнов и Андрей Брусс. Вот что значит школа!
    Ее сегодня проходит под руководством лучших методистов полковника Самсонова, подполковников Маркина, Кулаева, Коляденкова летная молодежь. Именно о ней болит душа у командиров. Тревожит, что в часть лейтенанты приходят с маленьким налетом, а «топливный голод» не позволяет быстро вводить выпускников в боевой строй. Но есть у нового поколения малинцев главное - желание служить, стремление летать. Значит, быть в биографии гарнизона новым ярким страницам.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker