на главную страницу

2 февраля 2001 года

Армия сегодня

Пятница

SOS вахтенных побережья

Капитан 3 ранга Андрей МАЛОВ.
Северный флот.



    Район береговой системы наблюдения Кольской флотилии разнородных сил Северного флота – это десять радиотехнических постов, разбросанных по побережью Кольского полуострова и островам Баренцева моря, от мыса Земляной полуострова Рыбачий до острова Харлов. Это единственная на флоте часть, расстояние между крайними подразделениями которой составляет 450 километров. Посты полностью автономные, и в течение года личный состав, размещенный на постах радиотехнических рот и взводов, обслуживает себя сам. Однако главная задача «вахтенных побережья» - несение боевого дежурства. Это емкое понятие подразумевает освещение надводной, подводной и воздушной обстановки в секторе ответственности. Данные по целям передаются на главный боевой информационный пост Северного флота и на аналогичный пост Кольской флотилии разнородных сил.

    Офицеры и мичманы несут вахту на постах по 8-9 месяцев безвыездно. Только два офицера рискнули привезти в эти Богом забытые «оазисы» Заполярья свои семьи. Матросы же и вовсе невыездные. Если случится за неполных два года службы хотя бы один раз попасть в Североморск – это событие оставит такое же яркое воспоминание, как первый и последний день военной службы.
    Впрочем, на трудности службы никто не жалуется. Как известно, все тяготы и лишения человек в погонах должен переносить стойко. Однако всему есть разумная грань.
    За последнее время посты наблюдения лишились многого. И самая большая потеря - сильные соседи. В ходе реформирования с полуострова Рыбачий убрали бригады береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ) флота и противовоздушной обороны (ПВО), с острова Кильдин вывели все части, кроме пограничников, с мыса Сеть-Наволок - береговую батарею БРАВ СФ и дивизион ПВО, нет больше воинских частей в поселке Дальние Зеленцы и на острове Харлов.
    Из-за нерентабельности отменены рейсы теплохода «Канин» в Большое Озерко, не ходят рейсовые посыльные катера до Кильдина, обещало долго жить посыльное судно «Аянка», ходившее три раза в месяц на восток до острова Харлов. Есть у «вахтенных побережья» и свои плавсредства - два больших гидрографических катера (БГК), возраст которых давно перевалил за тридцать при максимально установленном сроке эксплуатации в 20 лет.
    «Вахтенные побережья» остались один на один со всеми трудностями, которые вдали от Большой земли приобретают экстремальный характер.
    Конечно, за последние два года, как отмечает начальник района наблюдения капитан 1 ранга Евгений Богомолов, отношение командования флота к проблемам постов изменилось. Но все это пока «латание дыр». Денег на капитальное строительство нет. Начальник района наблюдения вместе с заместителем командующего СФ по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию полковником Владимиром Кравченко и первым заместителем начальника штаба СФ контр-адмиралом Трегубовым облетели все посты. Поездка показала, что 90 процентов казарм и служебных помещений находятся в неудовлетворительном состоянии. С каждым годом они все больше ветшают. И не исключено, что в недалеком будущем просто рухнут. Такие прецеденты уже были. Так, в казарме на одном из постов обрушилась стена. К счастью, рядом не было людей, поэтому никто не пострадал. На другом островке, где невозможно вести капитальное строительство, личный состав живет в ЦУБах (большие трубы из дюралюминия 9 метров в длину и радиусом в 2,5 метра, утепленные изнутри). Эти ЦУБы сегодня превратились в труху, их можно проткнуть пальцем. Ветхость деревянных зданий и сооружений, аварийное состояние электрооборудования уже многократно приводили к возгораниям, лишь по счастливой случайности не закончившимся гибелью людей и выгоранием зданий дотла. Тем не менее за последние годы на противопожарные мероприятия не выделено ни рубля. На постах не осталось даже огнетушителей.
    Часть постов не имеет бань. Помывка личного состава и стирка белья проводятся у «соседей» (если таковые имеются) либо самым примитивным способом в жилых помещениях, где вода нагревается с помощью самодельных электронагревательных приборов. Ни один пост не оборудован системами водяного отопления.
    Ахиллесовой пятой постов стали дизель-генераторы. Из-за их поломки один из постов на полтора зимних месяца остался без электричества. Прячась от холода, люди жили в бане и на сигнальном мостике. Выходили из строя дизели на ряде островных постов. Сегодня новые дизель-генераторы уже закуплены. Но опять же к ним нет ЗИПа.
    На одном из заседаний военного совета Северного флота, посвященном подготовке к зиме, командующий СФ адмирал Вячеслав Попов отмечал, что на радиотехнические посты зимовочные запасы необходимо завозить в первую очередь. Это бесспорно. Ведь, если не завезти ГСМ, продукты, запасные части и другой расходный материал за короткое полярное лето, зимой это сделать очень сложно. Что касается самого важного продукта из завозимых на посты - горюче-смазочных материалов, то по лимиту «вахтенным побережья» выделяют всего 805 тонн при потребности в три раза больше.
    - Приходится ежегодно идти на нарушения, - говорит начальник района наблюдения, - завозим 1.605 тонн.
    Три года назад на самом восточном посту закончилось топливо. По приказу командующего Северным флотом пришлось создавать отряд вспомогательных кораблей и спешить на выручку замерзающим людям.
    Сокращение флота привело к тому, что теперь на одном из постов нет даже должности сигнальщика. Предусмотрена всего одна должность пекаря-повара. Ему приходится два года без выходных печь хлеб и готовить еду для своих товарищей. А на другом посту и вовсе нет хлебопека. Ни на одном посту нет должности медика. Первую помощь оказывает командир роты, а затем вызывают вертолет санитарной авиации.
    Для офицеров служба на островах крайне непрестижна из-за низких штатных категорий. Должность командира роты - капитан-лейтенан, его заместителя - старший лейтенант. Сегодня звание старшего лейтенанта присваивают уже после года службы, поэтому служебный рост у выпускников училищ здесь крайне затруднен. В 1999 году пришли четыре лейтенанта, сейчас все они уже в запасе.
    Командир радиотехнической роты майор Александр Щелоков служит на своем посту больше 10 лет. Его пост - лучший в ВМФ, личный состав получил благодарность командования, а командир - грамоту главкома ВМФ. Вместе с ним на мысе живет жена. У них двое детей, которые сейчас у бабушки. Старший сын окончил пять классов, первые два - на посту под руководством мамы.
    - Увы, многие офицеры у нас служат больше от безысходности, просто деваться некуда, - говорит капитан 1 ранга Евгений Богомолов. - Но служить-то все равно надо. Кто, если не мы?
    Картина грустная. Поэтому сам собою возникает вопрос: если береговая система наблюдения все же важна для государственной безопасности, то почему она находится в роли падчерицы?

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker