на главную страницу

2 февраля 2001 года

Россия и мир

Пятница

Турция объявила бойкот Франции

Причиной стал «геноцид армян»

Алексей ЛЯЩЕНКО,
«Красная звезда».



    В Турции не любят говорить о трех вещах: проблеме курдов, оккупации турецкой армией Северного Кипра и геноциде армян в 1915 году, в ходе которого погибли более 1 миллиона человек. Все выступления на эти «запретные» темы со стороны иностранных государств, не говоря уж о «внутренних» оппонентах, как правило, получают немедленный отпор на официальном уровне и неофициальное предложение «больше так не говорить».

    На прошлой неделе под такую реакцию Анкары попала Франция, национальная ассамблея (парламент) которой единодушно одобрила резолюцию «О публичном признании армянского геноцида 1915 года» и предложила создать в Париже мемориал в память о погибших армянах. Результатом этого решения для Франции стал практически полный бойкот – и политический, и экономический – со стороны официальной Анкары. Первым шагом, который произошел буквально на следующий день, стал отзыв «для консультаций» турецкого посла из Парижа. Буквально через день Турция аннулировала соглашение о производстве для нее французской фирмой «Алкатель» первого спутника-шпиона стоимостью около 150 миллионов долларов. Примерно в это же время, как сообщается, турецкое военное ведомство расторгло соглашение об оснащении 80 турецких истребителей F-16 французской авионикой.
    Более того, Анкара в кратчайшие сроки разработала целую «широкомасштабную стратегию противодействия Франции». Она, в частности, предусматривает аннулирование «Совместного плана действий» между двумя странами, отмену визита в Турцию президента Жака Ширака и исключение представителей Франции из Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Возможность последнего, как сообщается, уже прорабатывается на различных уровнях, включая региональный. Но реальным ударом для Франции стало исключение французских компаний из крупных военных тендеров для проходящей модернизацию и перевооружение турецкой армии (эта программа рассчитана на 30 лет и оценивается более чем в 150 миллиардов долларов). По мнению экспертов, общий ущерб французской экономике от реакции Турции может составить несколько миллиардов долларов.
    В прошлом году Анкаре удалось добиться от Билла Клинтона отзыва аналогичного законопроекта из конгресса США. Подумав, Белый дом решил не испытывать судьбу и не получать негативные потенциальные последствия для американо-турецких отношений, в частности, не ставить под угрозу военно-политическое присутствие США в Турции, которая, кстати, является стратегическим союзником Вашингтона в регионе. Для Франции же все выглядит в несколько ином свете: Турция хочет стать частью «единой Европы», но во всем оглядывается на Вашингтон, отдавая ему к тому же самые лакомые военные заказы (последний пример – тендер на поставки и организацию производства боевых вертолетов в Турции).
    В любом случае решение французского парламента, особенно на фоне распрей Европы и США по поводу балканского узла, обедненного урана, системы ПРО и автономных собственных оборонных европейских структур, выглядит знаково. Франция – один из самых влиятельных членов ЕС и активно проводит собственную внешнюю политику не только в рамках Европейского союза, но и в рамках НАТО. А это показывает, что «неправильная» ориентация Анкары на Вашингтон не гарантирует Турции достойного места в Европе. Для этого нужно говорить с европейцами, ждущими от Турции не только покаяния в грехах Оттоманской империи, чего на самом деле, видимо, не произойдет никогда, но и серьезных экономических индульгенций.
    К слову, в Турции сама интеграция республики в ЕС, которая имеет уже более чем сорокалетнюю историю, рассматривается неоднозначно. Турецкие СМИ отмечают не только субъективные преграды на пути интеграции Турции в ЕС, но и объективные. Главная из них, по мнению аналитиков, состоит в том, что Брюссель не желает превращать ЕС в «мусульманский клуб» и придерживается мнения, что отношения с Турцией должны регулироваться рамками Таможенного союза. Вместе с тем ЕС, согласно уже установившейся «традиции», оказывает каждому новому своему полноценному члену разовую помощь в 50-60 миллиардов евро, на выделение которой Евросоюз сразу не пойдет. Следующая преграда: стань Турция с населением в почти 70 миллионов человек полноправным членом ЕС, по количеству депутатов в Европарламенте она сразу выдвинется на второе после Германии место и, согласно прогнозам, через десяток лет обойдет и ее. Кроме того, дешевая рабочая сила из Турции заполонит Европу. И, наконец, проблема Турции сугубо внутренняя: стране, где без мнения армии не решается ни один мало-мальский серьезный вопрос, для интеграции в ЕС предстоит законодательно ограничить влияние на власть военных. А по конституции Турции, армия является гарантом не только внешней, но и внутренней безопасности государства. В итоге турецкие СМИ считают, что для интеграции в ЕС Турции предстоит совершить «революцию, подобную той, которую осуществил ее основатель - Кемаль Ататюрк».

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker