на главную страницу

3 февраля 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Будущее флота пока сидит за партой

Капитан 3 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО,
«Красная звезда».



    На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Направления военного образования ВМФ контр-адмирал Григорий БУТАКОВ

    - Григорий Лукич, как вы оцениваете уровень подготовки офицерских кадров для флота? Отвечает ли он требованиям сегодняшнего дня?
    - Если ответить односложно, то в основном отвечает. Для объективной же оценки уровня подготовки выпускников предусмотрена система обратной связи учебных заведений с частями и кораблями ВМФ, в которых они проходят службу на первичных офицерских должностях. Эта система, система служебных отзывов, реализована директивой главкома ВМФ и предусматривает оценку уровня подготовки офицера непосредственными командирами и флагманскими специалистами.
    Кроме этого, оценивается степень развития основных профессионально важных качеств выпускника, таких как способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения в коллективе, способность действовать в сложных условиях, правильно и оперативно принимать решения.
    Анализ служебных отзывов показывает, что всего лишь 1,5 - 2 процента выпускников флотских институтов оцениваются как несоответствующие требованиям флота. При этом необходимо учитывать, что часть из этих выпускников назначены на должности, соответствующие полученной в институте специальности.
    - А не растеряла ли флотская служба престиж?
    - Флотская служба, несмотря на известные проблемы Вооруженных Сил страны, остается престижной. Об этом говорит возросший конкурс в военно-морские учебные заведения. В 2000 году он составил в среднем 2,5 кандидата на одно место. При этом необходимо помнить, что конкурс рассчитывается по количеству допущенных кандидатов к сдаче вступительных испытаний. На самом деле количество желающих поступать в военно-морские учебные заведения значительно выше, а конкурс для среднестатистического выпускника школы еще больше, так как не учитываются те, кто имеет льготы при поступлении.
    Постоянно растет конкурс в учреждения довузовской подготовки - Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус, а также в различные военно-морские кадетские школы и классы. Это свидетельствует о том, что многих молодых людей, а также их родителей не пугают трудности, они верят в возрождение флота России.
    - И кто же сегодня идет учиться морскому делу?
    - В основном в институты поступает гражданская молодежь из семей служащих и военнослужащих. Практически из всех регионов страны. Отмечается некоторое преобладание среди поступающих в ВМИ санкт-петербургской группы кандидатов, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в Балтийский ВМИ - ребят из Калининградской области.
    Количество военнослужащих, зачисленных в ВМИ в 2000 году, составляет 10 - 12 процентов от общего числа поступивших. До 20 процентов набора составляют выпускники учреждений довузовской подготовки - Нахимовского и суворовских училищ, кадетских корпусов.
    - А каковы основные требования для поступающих в военно-морские учебные заведения?
    - Кандидат должен иметь хорошую физическую и общеобразовательную подготовку, быть признанным ВВК годным к службе в ВМФ по состоянию здоровья, соответствовать требованиям выбираемой профессии по психологическим показателям. К сожалению, приемные комиссии вмузов имеют серьезные претензии к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средних школ, к их физической выносливости.
    - Что скажете о проценте «отсеивания» курсантов за годы учебы? Из тех, кто 6 - 7 лет назад поступал в высшие военно-морские учебные заведения, многие ли продолжают служить на флоте?
    - Процент отчисления за годы учебы достаточно высок и нас настораживает. Основная причина в последнее время - снижение военно-профессиональной направленности курсантов, некоторое разочарование в выборе специальности после встречи с реальными трудностями военно-морской службы в период прохождения стажировок на соединениях кораблей ВМФ, слабая, на наш взгляд, законодательная база, допускающая зачет времени срочной службы в армии за определенный период учебы в ВМИ и тем самым позволяющая избежать ее, одновременно получив хорошую подготовку для дальнейшего обучения в институте. Также проявляется несовершенство одного важного вида профессионального отбора - социального, который, по определению, должен обеспечить объективную оценку у кандидатов морально-нравственных качеств, мотивы выбора профессии военного моряка, интересов и потребностей. Для устранения этого недостатка в Направлении военного образования ВМФ проводится работа по разработке специальных методов исследования личности, внедрению рекомендательной системы при поступлении в вмуз.
    - В былые времена новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что у каждого из них за плечами была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. А как сегодня? Многие ли курсанты могут похвастаться опытом реальной морской практики?
    - Действительно, в былые времена, когда мы имели пять учебных кораблей, многие курсанты были участниками дальних морских походов, в которых приобретали опыт реальной морской практики. Сегодня ситуация несколько изменилась: и учебных кораблей стало меньше, и топлива для обеспечения корабельной практики выделяется недостаточно. И все-таки, несмотря на объективные трудности, мы делаем все возможное, чтобы молодой лейтенант, выпустившись из стен института, имел за плечами опыт морской службы. Так, в прошлом году было проведено три морских похода с заходами в иностранные порты на учебном корабле «Смольный». Около девятисот курсантов тогда побывали в море. В этом году мы планируем увеличить число штурманских походов. Кроме того, используется каждая возможность выхода боевых единиц в море, чтобы дать почувствовать будущим офицерам, что такое корабельная морская служба.
    - А сами преподаватели, командиры учебных подразделений - имеют ли они необходимый флотский багаж?
    - По рейтинговому списку укомплектованности военно-учебных заведений Министерства обороны РФ учеными среди военных академий Военно-морская академия занимает второе место. Среди военных институтов в первой десятке находятся Военно-морской инженерный институт, Санкт-Петербургский военно-морской институт и Военно-морской институт радиоэлектроники.
    В военно-морских учебных заведениях уделяется большое внимание повышению квалификации преподавательского состава. В 2001 году в Балтийском военно-морском институте и Высших специальных офицерских классах ВМФ вводится адъюнктура. Впервые за всю историю военно-морского образования во всех военно-морских учебных заведениях будет действовать система очной подготовки научно-педагогических и научных кадров.
    Качество подготовки зависит и от системы аттестации, проводимой в диссертационных советах. В вмузах действуют 16 диссертационных советов, из них 8 - докторских. В условиях реорганизации диссертационных советов, которую проводит Высший аттестационный комитет РФ, в вмузах осуществлена инвентаризация возможностей диссертационных советов. В связи с повышением научного потенциала утверждено преобразование пяти кандидатских диссертационных советов в четыре докторских.
    По опыту службы преподавательского состава особо выделяются Высшие специальные офицерские классы ВМФ, которые в 2000 году получили статус академии дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. ВСОК ВМФ имеет профессорско-преподавательский состав, который обладает высоким уровнем знаний, навыков профессиональной деятельности и научно-методической подготовки. Более 20 процентов профессорско-преподавательского состава назначены с должностей командиров, заместителей командиров и начальников штабов бригад, дивизий, военно-морских баз и флотилий, 19 процентов - командиров атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей, 43 процента - флагманских специалистов флотилий, эскадр, дивизий, бригад, старших офицеров штабов флотов, 17 процентов - командиров 1 и 2 ранга боевых частей атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей. На ВСОК ВМФ преподают 6 докторов наук, 8 профессоров, 33 кандидата наук и 28 доцентов.
    Каждый преподаватель военных и военно-специальных дисциплин военно-морского заведения должен быть, во-первых, профессиональным военным моряком, командиром-воспитателем и специалистом, а во-вторых, иметь творческую жилку научного работника и педагога. А помимо этого, необходим высокий уровень нравственности, культуры и интеллекта. Образовательный же ценз будущего преподавателя - это высшее военно-специальное и высшее военное образование или дополнительное профессиональное образование, полученное на ВСОК ВМФ, желательно послевузовское. В силу этого основная часть преподавательского состава в ВМИ приступает к профессиональной деятельности в возрасте от 30 до 34 лет, а на ВСОК ВМФ и в ВМА - старше 36 лет.
    - Уровень подготовки будущих офицеров во многом зависит еще и от состояния учебно-материальной базы военно-морских институтов...
    - В связи с переходом вмузов с 2001 года на новые учебные планы и программы (согласно вводимым с 2001 года новым государственным образовательным стандартам) проводится работа по обновлению учебно-материальной (тренажерной) базы вмузов. Пересматриваются 5-летние перспективные планы развития и совершенствования учебно-материальной базы. Ведутся работы по перспективным образцам учебной техники. Все тренажеры нового поколения создаются на основе компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением, что значительно сократит финансовые затраты и ускорит их ввод в учебный процесс.
    Так что будущее флота пока сидит за партами, познает морское дело в походах и за тренажерами. И мы предпринимаем все возможное, чтобы не произошло снижения уровня подготовки флотских кадров.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker