на главную страницу

3 февраля 2001 года

Линия жизни

Суббота

На защите интересов российских военных

стоит прокуратура Черноморского флота РФ

Беседу вел Сергей ЖУКОВ.



    Весной этого года исполнится ровно четыре года с того момента, как ЧФ приобрел статус российского флота. За это время сняты многие проблемы, моряки-черноморцы обрели под собой достаточно прочную правовую почву. Однако все же остались вопросы, окончательное решение которых пока не найдено. Насколько, например, защищены права российских военнослужащих, несущих службу на территории Украины, и членов их семей? Как обстоят дела с охраной российской собственности в Крыму? Может ли военная прокуратура флота полноценно исполнять свои функции, действуя в «правовом поле» другого государства? О том, как решаются эти проблемы, рассказывает военный прокурор Черноморского флота – полномочный представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Украине по делам Черноморского флота полковник юстиции Игорь Лебедь.

    — Игорь Иванович, каким был для прокуратуры ЧФ минувший год?
    — Трудным. Отчасти потому, что из-за отсутствия на протяжении длительного времени на Черноморском флоте прокурорского надзора нам практически с нуля пришлось налаживать взаимодействие с командованием войсковых частей. Однако совместными усилиями нам удалось, например, добиться того, что за минувший год на Черноморском флоте не было зафиксировано ни одного убийства.
    За истекший период не было отмечено также ни одного преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков либо оружия. Благодаря вмешательству прокурорских работников восстановлены нарушенные права более четырехсот военнослужащих.
    — Скажите, а как выглядит «экономическая составляющая» вашей работы?
    — Смотря что под этим подразумевать. Весной 2000 года, например, на флоте началась наша первая крупномасштабная акция «Жилье». Только за первые шесть месяцев в жилищный фонд флота удалось вернуть не один десяток квартир. Чем измерить эффективность этой работы: квадратными метрами, рыночной стоимостью жилья в рублях или иной валюте либо же количеством семей, получивших наконец крышу над головой?
    Или возьмем другой пример. В период с 1992 по 1996 год, когда еще не был определен статус флота, российская сторона тем не менее вкладывала значительные средства в строительство жилья для военных моряков. В этот период на украинской территории за российские деньги было построено в общей сложности сорок пять жилых домов, в которых на сегодняшний день проживают около двух тысяч семей.
    Несмотря на неоспоримость того факта, что все эти дома построены за наш счет, ни один из них до сих пор не оформлен в российскую собственность. Совместно с командованием флота мы прилагаем сегодня массу усилий для того, чтобы добиться от украинской стороны юридического закрепления данного факта. Борьбу, развернувшуюся сегодня вокруг этого, отнести к какой сфере - экономической, правовой, социальной?
    Если все же говорить об исключительно «денежных показателях», то за истекший год работниками военной прокуратуры Черноморского флота был возмещен ущерб государству, а также поставлено на учет различного имущества на общую сумму два с половиной миллиона рублей. В настоящий момент в российские суды передано еще несколько исков на сумму порядка семисот тысяч рублей.
    — В том, что вы подчеркнули именно российскую принадлежность судов, куда направлены иски, есть какой-то особый смысл?
    — Безусловно, и в первую очередь потому, что на Украине мы фактически лишены права в качестве военных прокуроров отстаивать интересы российских военнослужащих в суде. В России, например, подача военным прокурором иска в суд в интересах воинской части обычное дело. Тому есть несколько причин. Во-первых, прокурорские работники обладают соответствующей квалификацией, которая позволяет им грамотно отстаивать в суде интересы войсковых частей. А во-вторых, согласно федеральному законодательству, прокурорские работники освобождены от уплаты пошлины при обращении в суд. Это играет далеко не последнюю роль, особенно если учесть, что чем больше сумма, предъявленная к взысканию, тем больше размер пошлины, которую требуется заплатить.
    На Украине же военные прокуроры обязаны платить пошлины на общих основаниях. Ну что ж, это другая страна, и мы должны исполнять ее законы. Вот только, как оказалось, это еще не гарантия того, что дело будет рассмотрено.
    Изыскав деньги, необходимые для уплаты пошлины, в мае минувшего года военная прокуратура флота подала иск в арбитражный суд Автономной республики Крым о возврате одной из российских воинских частей излишне уплаченных налогов на общую сумму свыше тридцати тысяч гривен (сумма, эквивалентная примерно ста пятидесяти тысячам российских рублей).
    Рассмотрев в июле наш иск, арбитражный суд вынес определение… о возврате иска. Мотивируя свое решение, он сослался на решение Конституционного суда Украины, в котором разъяснялось, что прокуратура может подавать иски исключительно в интересах государства. Любая же войсковая часть, по мнению украинских судей, является юридическим лицом, а посему не может быть отнесена к органам государственной власти.
    В качестве выхода из создавшегося положения нам посоветовали впредь участвовать в рассмотрении таких исков в качестве… представителя войсковой части.
    — И это наверняка не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться работникам прокуратуры?
    — К сожалению, да. И далеко не все проблемы удается решать своими силами. Например, в Соглашении о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины указаны случаи, когда «применяется законодательство Российской Федерации и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Российской Федерации». Однако, несмотря на это, до сих пор не удается достигнуть договоренности с украинской стороной по вопросу размещения в Севастополе российского военного суда.
    На сегодняшний день ближайший военный суд находится в пятистах километрах от главной базы Черноморского флота. Это влечет за собой неоправданные финансовые затраты на пересылку через границу вещдоков, этапирование задержанных, вызов в зал судебного заседания свидетелей и т. п. Конечно же, подобное положение дел далеко не лучшим образом отражается и на сроках рассмотрения дел.
    И еще одна проблема, о которой не могу не сказать. 22 января 1993 года главы государств — участников СНГ подписали в Минске конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. С тех пор законодательство наших стран существенно изменилось, это вызвало к жизни настоятельную необходимость более детальной проработки на межгосударственном уровне «старых» вопросов.
    В этой связи многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией со странами СНГ, стали достойным продолжением минской конвенции. К сожалению, между Россией и Украиной такого соглашения до сих пор нет. И это при том, что ежедневная деятельность на территории Украины такого большого воинского контингента, каким является Черноморский флот России, настоятельно требует скорейшего подписания данного документа.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker