на главную страницу

8 февраля 2001 года

Тема номера

Четверг

У России будет лучшее завтра

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,
«Красная звезда».



    На вопросы газеты «Красная звезда» отвечает полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий ПОЛТАВЧЕНКО

    Визитная карточка

    Полтавченко Георгий Сергеевич. Родился 24 февраля 1953 года в г. Баку. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. В 1979 году был призван на службу в органы КГБ СССР. В 1992-1999 гг. - начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции по г. Санкт-Петербургу. С июля 1999 года - полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области. В мае 2000 года указом Президента РФ назначен полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе. Генерал-лейтенант. Почетный сотрудник налоговой полиции. Награжден орденом Почета. Женат, воспитывает сына.



    - Георгий Сергеевич, в указе Президента России для нынешних полпредов определены четыре задачи и более десятка функций. Какова их приоритетность?
    - Выделю четыре основных направления, определенных указом. Первое - организация работы по выполнению основных задач внешней и внутренней политики Президента России в округе. Второе - контроль за исполнением решений высших органов государственной власти. Третье - реализация кадровой политики главы государства. И, наконец, четвертое - регулярное информирование президента о состоянии системы национальной безопасности и социально-экономической ситуации в округе.
    Это основное, к ним примыкает целый ряд дополнительных функций. Прежде всего - координация деятельности федеральных структур на территории округа, организация их взаимодействия с властными структурами субъектов Федерации. Отдельно стоит работа с правоохранительными органами на местах. В обязанности полпреда вменяется участие в разработке экономических программ регионов, помимо этого - проведение различного рода согласительных процедур, когда возникают спорные ситуации между федеральными структурами власти и органами власти на местах. Кроме всего, перед полпредом стоит такая серьезная задача, как согласование всех кандидатур на руководящие должности в федеральных структурах того или иного административного центра, назначаемых Президентом РФ, председателем правительства либо федеральными министрами.
    Что же до приоритетности задач, то считаю, что все они равнозначны по своей актуальности. И, что самое главное, они тесно связаны между собой.
    - Национальная безопасность - слишком широкое понятие. Что конкретно входит в компетенцию полномочного представителя?
    - Нельзя сказать, что существует национальная безопасность как таковая, а представители президента отвечают только за один ее компонент. Все критерии, которые характеризуют национальную безопасность, находятся в поле зрения полпредов. Это и экономическая, и продовольственная, и экологическая, и информационная безопасность, и, безусловно, обороноспособность, правопорядок. По всем этим вопросам мы очень тесно контактируем с Советом безопасности, тем более что в соответствии с недавним указом главы государства все полномочные представители введены в его состав.
    Пожалуй, нет ни одного аспекта жизни страны, который бы не проецировался на проблемы Центрального федерального округа. К примеру, в сфере постоянного внимания находится демографическая ситуация, которая, как известно, приобретает критическую оценку в масштабах всей России. Но в нашем округе, где в силу исторических обстоятельств сконцентрирован генофонд нации, это проявляется особенно ярко. Достаточно сказать, что порядка 30 процентов жителей центральных регионов - люди пенсионного возраста. Во многих регионах смертность превышает рождаемость, что вызывает существенную естественную убыль населения. Это вызывает серьезную тревогу и заставляет вырабатывать меры по исправлению ситуации.
    Не могут не волновать нас и проблемы экологической безопасности. Регион - мощнейший в экономическом плане. Здесь сконцентрировано огромное количество промышленных предприятий, до 80 процентов объектов атомной энергетики. Обеспечение их безопасного функционирования, уменьшение риска техногенных катастроф тоже является немаловажным направлением деятельности аппарата представительства.
    - Губернаторы нет-нет да и ворчат по поводу «всесилия» полпредов. Не пришла ли пора принятия федерального закона о статусе полномочного представителя Президента РФ?
    - В принципе указ Президента РФ достаточно полно определяет статус полпреда, круг его функциональных обязанностей. Остается лишь умело этим пользоваться. С другой стороны, институт полномочных представителей - структура абсолютно новая, развивающаяся, которой еще предстоит доказать свою необходимость и значимость на длительную перспективу. Если это произойдет, в чем лично я не сомневаюсь, значит, со временем встанет вопрос и о более четком определении как статуса, так и прав и обязанностей полпреда, которые будут юридически закреплены федеральным или даже конституционным законом. Нельзя полностью исключать и внесения в будущем соответствующих дополнений в Конституцию России. Но я думаю, что это вопрос не сегодняшнего дня, так как нынешнее правовое пространство никак не ограничивает возможностей полномочного представителя в любом округе выполнять главную задачу - проводить в жизнь политику президента.
    А что до «ворчания» некоторых региональных лидеров, то тут нужно понимать, что полпреды - не наместники. Прежде всего мы направлены в федеральные округа для укрепления федеральной составляющей вертикали исполнительной власти, контроля за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, создания единого правового поля на всей территории страны. В этом процессе мы должны быть и являемся активными помощниками руководителей органов государственной власти в субъектах Федерации.
    - Как складываются в этом смысле ваши отношения как со «старыми», так и с недавно избранными главами субъектов Федерации?
    - В этом плане мне повезло. Буквально с первых дней работы в ранге полномочного представителя я нашел понимание практически со всеми губернаторами, бывшими на тот момент лидерами регионов. Конструктивный диалог налаживается и с теми, кто по итогам прошедшей выборной кампании недавно вступил в должность. Я вообще не могу сказать, что с кем-то из них у меня имеются серьезные противоречия или тем более антагонизм. Да этого и не может быть, потому что мы вместе делаем одно дело - проводим государственные реформы ради народа, ради повышения благосостояния граждан, ради лучшего завтра страны. Конкурировать, мешать друг другу, конфликтовать?.. Нет, в таком деле это недопустимо. Потому что в итоге будут страдать не полпред, не губернатор, а люди, населяющие ту или иную территорию.
    - В минувшем году благодаря прокуратуре в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством было приведено 60 конституций и уставов субъектов Федерации, а около 2.500 - региональных правовых актов. Цифры шокирующие. И работа еще до конца не закончена. Насколько остра для Центрального округа проблема несоответствия нормативной базы субъектов федеральным законам и Конституции?
    - Я бы не стал говорить, что она остра. Она актуальна, несмотря на то, что в этом направлении проделана огромная работа. Если мне не изменяет память, то «сертификат соответствия» получили уже 86 процентов документов, в которых в свое время были выявлены «разночтения» с федеральным законодательством. Не скажу, что все давалось просто: иной раз тот или иной глава администрации субъекта настаивал на том, что «несоответствующий» документ лучше, интереснее, полезнее для данного региона. В этом случае никто никого через колено не ломал - правую сторону в споре определял суд. Но до этого доходило редко, почти всегда стороны приходили к соглашению, что называется, по доброй воле, если хотите, полюбовно.
    Кстати, не всегда дело заканчивается отменой тех или иных правовых актов субъектов Федерации. «Регионалам» порой удается убедить меня в том, что их закон больше отвечает сложившимся условиям, требованиям дня. Были такие случаи. Да и нельзя конструктивные, рациональные наработки просто так отправлять в утиль. После соответствующего анализа такие предложения мы передаем в Администрацию Президента РФ, где заключение по ним дает Главное правовое управление. Получившие «путевку в жизнь» идеи могут затем быть оформлены в документы, которые на правах законодательной инициативы направит в Госдуму президент. Так что процесс идет взаимовыгодный и взаимодополняющий.
    - ...и вместе с этим нескончаемый.
    - Он просто пошел вглубь. Это объясняется тем, что на основании каждого местного закона принимается огромное количество всевозможных положений, инструкций и других подзаконных актов, которые теперь тоже предстоит менять. Работа эта серьезная и кропотливая, которая не завершится ни сегодня, ни завтра. Но главное в том, что, как говаривал известный политический деятель, «процесс пошел» и он уже необратим - единое правовое пространство начинает восстанавливаться.
    - А если в регионах кому-то это придется не по душе?
    - Если мне станет известно о серьезных нарушениях действующего федерального законодательства и непринятии теми или иными руководителями государственных органов власти субъектов Федерации мер по устранению выявленных нарушений, я буду выходить на президента с представлением о выявленных нарушениях. А дальше принимать решение будет глава государства. Одно могу сказать: мы уже начали отлаживать механизм более плотного взаимодействия с органами прокуратуры на местах. Уже принят первый пакет президентских законов о структурировании вертикали власти. Теперь, опираясь на эти законодательные акты, легче отлаживать механизм исполнения законов в регионах. Лично я при обнаружении тех или иных нарушений законодательства никого, скажем, от должности отстранять не буду, поскольку не имею на это права. Обещаю: действовать буду исключительно по закону, но жестко.
    - Диктатура закона - декларация или реально достижимый результат?
    - Безусловно, реально достижимый результат. Почему? Потому что этот лозунг означает две вещи: то, что перед законом все равны, и то, что он действует на всей территории России. Это один из принципов правового государства, против которого трудно поспорить. Поступательное движение в этом направлении есть и будет наращиваться. Другой вопрос, что законов у нас принято много, да вот беда - исполняем мы их плохо. То есть одновременно с совершенствованием законодательной базы мы должны совершенствовать правовую культуру. Тогда на едином правовом поле все мы - и сильные, и слабые, и богатые, и бедные - будем жить и работать в равных условиях.
    - Государственная реформа в России в самом разгаре. Какой вам видится вертикаль власти и что предстоит сделать для того, чтобы она эффективно работала?
    - Помимо существующих трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, у нас еще есть вертикали собственно исполнительной власти – федеральная, субъектов Федерации, местных органов самоуправления. Так вот, суть реформы государственного устройства – в определении функций каждой из них. Чтобы не было размытости, которая, к сожалению, присутствует до сих пор, параллелилизмов, от которых мы никак не можем уйти. То есть надо четко разграничить, кто за что отвечает. Добьемся такого разграничения полномочий – сможем разрешить большинство проблем.
    Причем строительство вертикали власти нужно не для удобства самой власти в вопросах управления, а для людей, для каждого человека, который вправе знать, на каком уровне он может решить ту или иную проблему. А пока этого нет, аппарату полпреда приходится разбираться с письмами, в которых имярек жалуется на прохудившуюся крышу, даже не задумываясь, что в этом случае все решается на уровне ЖЭКа или ДЭЗа. Мы, конечно, помогаем и в таких житейских бедах, но…
    Конечной целью реформы госвласти должна стать устойчивая конструкция, в которой горизонтали ветвей власти пронизывают устойчивые вертикали. Только такая «кристаллическая решетка» способна гарантировать стабильное развитие общества и государства, определять финансовые и экономические успехи, обеспечивать социальные гарантии.
    - Как вы осуществляете взаимодействие с военным командованием частей и соединений, дислоцированных на территории округа, и помогаете ли в решении их проблем?
    - Такое взаимодействие есть, и весьма конкретное. Достаточно сказать, что в аппарате полномочного представителя существует управление, которое занимается координацией деятельности со всеми силовыми ведомствами, а сам я являюсь членом Военных советов Московского военного округа и округа Внутренних войск. В центре внимания – проблемы обеспечения боеготовности и боеспособности войск, их материально-технического оснащения. В контексте этого мне, порой, приходится оказывать поддержку военному командованию – о наиболее серьезных проблемах я докладываю и секретарю Совета безопасности Сергею Иванову, и даже Президенту России Владимиру Путину.
    Меня не могут не волновать также те финансовые, жилищные и бытовые трудности, с которыми приходится сталкиваться нашим военным. Если сказать коротко, то состояние, в котором находятся сегодня Вооруженные Силы, иначе как критическим не назовешь. И об этом я регулярно и честно информирую Верховного Главнокомандующего, а при возможности стараюсь помочь и сам.
    - Все помнят прошлогодние события в Ивановской области, когда энергетики отключили от сетей дивизию РВСН и парашютно-десантный полк. Что может в такой ситуации полномочный представитель президента?
    - В тот момент я как раз находился в Иваново. И если это интересно, то прореагировал на случившееся так: выразил благодарность командиру, который в ответ на произвол со стороны энергетиков принял соответствующие меры по недопущению снижения боеготовности части. Кроме того, я незамедлительно доложил о происшедшем инциденте главе государства и поставил вопрос об обоснованном законом реагировании перед прокуратурой.
    Вообще могу обещать, что любые действия, направленные на несанкционированные отключения коммуникаций прежде всего соединений, стоящих на боевом дежурстве, имеющих статус частей постоянной готовности вызовут мою немедленную реакцию и самые жесткие действия в рамках действующего законодательства. Отвечать за ведомственный волюнтаризм виновным придется и перед прокуратурой, и перед правительством, и, если надо, перед президентом. Здесь двух мнений быть не может.
    - Как отразятся на облике Вооруженных Сил недавние решения Совета безопасности о реформе военной организации государства?
    - Прежде всего, все должны понимать: реформа проводится не ради того, чтобы сократить силовые структуры и заставить их подтянуть пояса, хотя она и обусловлена необходимостью жить по средствам. В тоже время средства, которые будут высвобождаться за счет сокращения численности армии, станут направляться как на решение материальных, жилищных, социальных проблем военнослужащих, так и на техническую модернизацию. Значительные финансовые вливания пойдут на разработку новых образцов техники и вооружений, которые позволят изменить качественный потенциал Вооруженных Сил.
    Все это будет проводиться планово, сбалансированно, в строго очерченные сроки, которые находятся на постоянном контроле президента. Могу лишь добавить, что во главе угла всех преобразований стоит человек, и реформа не будет идти за счет военнослужащих и их интересов.
    - Есть ли, на Ваш взгляд, понимание нужд и запросов военных, предприятий ВПК у глав регионов?
    - Есть. Во всяком случае еще никто из руководителей предприятий «оборонки» не высказывал мне недовольства в отношении кого-либо из губернаторов или правительств областей. В свою очередь главы субъектов стараются делать все возможное если не для процветания, то уж, по меньшей мере, для выживания заводов ВПК. Объясняется это просто: «оборонщики» – это не только рабочие места для значительной части населения регионов, но и значительные отчисления в местные бюджеты.
    И еще. Центральный федеральный округ нельзя назвать экономически благополучным. Из 18 субъектов округа только четыре являются недотационными. Остальные живут за счет дотаций, трансфертов. Естественно, жизненный уровень населения весьма невысок, хотя в округе живет четверть населения России и по своему промышленному потенциалу он не из последних. Я считаю, такая картина во многом сложилась из-за разрушения экономических связей между предприятиями и регионами. Одна из наших с губернаторами первоочередных задач - восстановить эти связи, создать программу экономической интеграции внутри округа. И тут ВПК может взять на себя не только объединительную роль, но и выступить локомотивом, который потянет за собой другие сферы народного хозяйства.
    - На одной из последних встреч с Президентом России полпреды докладывали ему о результатах своей работы в 2000 году. Какую оценку поставил Владимир Путин своим полномочным представителям?
    - В целом глава государства остался удовлетворен той работой, которую мы провели.
    - Георгий Сергеевич, мы знаем, что в документы генерала Полтавченко вкралась небольшая ошибка, и на самом деле вы родились 23 февраля. И хотя до праздника – и государственного, и вашего личного – осталось еще много времени, хотелось бы знать, что бы вы пожелали тем, кто сегодня находится в строю защитников Родины?
    - Насколько знаю свою родословную, все мужчины у нас были людьми служивыми. По большей части – военными моряками. Так что праздник этот для меня действительно двойной по значимости. А люди в погонах – говорю это искренне – всегда были и будут родными.
    В преддверии Дня защитников Отечества хочу пожелать всем им стойкости, которую всегда проявляли наши предки, преданности тому делу, которое они избрали, и, конечно, уверенности в завтрашнем дне.
    - Будет ли он лучше сегодняшнего?
    - Зная, как относится к проблемам, стоящим перед теми, кто посвятил себя служению Родине, президент, убежден: будет.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker