на главную страницу

14 февраля 2001 года

Армия сегодня

Среда

Горючее — кровь моторов, но река его не безбрежна

Беседу вел Петр АЛТУНИН,
«Красная звезда».
Фото Евгения БУЛАКЕВИЧА.



    Служба горючего - одна из важнейших в Вооруженных Силах. От нее в прямой степени зависят жизнедеятельность армии и флота, уровень боевой подготовки войск и сил, их боеспособность.
    17 февраля исполняется 65 лет со дня официального основания службы. О предстоящей годовщине, о проблемах и перспективах службы, планах ее реформирования - наш разговор с начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны РФ генерал-майором Геннадием ОЧЕРЕТИНЫМ.

    Визитная карточка

    Генерал-майор Очеретин Геннадий Николаевич родился 18 декабря 1951 года в г. Ашхабаде. В 1971 году окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище, в 1978 году - Военную академию тыла и транспорта (с отличием). Возглавлял службы горючего воинских частей и соединений в РВСН, Прикарпатском, Забайкальском военных округах. С 1990 по 1992 г. - начальник службы горючего Забайкальского военного округа, с 1992 по 1994 г. - Западной группы войск. С апреля 1999 года - начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны РФ.
    Женат, двое детей.


    - Геннадий Николаевич, я знаю, что прошедший год для вашей службы, как и для всей армии, был нелегким. Вы обеспечивали боевую подготовку войск, организовывали завоз в районы Крайнего Севера, бесперебойно снабжали ГСМ части и подразделения в Чеченской Республике. И при всем при том во многих округах и на флотах уровень горючего в емкостях нередко опускался чуть ли не до нулевой отметки. Как вы преодолевали все эти тяготы?
    - Трудности, о которых вы говорите, происходили в основном от недостатка денег, хотя финансирование в последнее время несколько улучшилось. Как решали проблемы? Тщательно планировали работу, жестко экономили, контролировали законность использования каждой тонны горючего. А чтобы поддерживать в надлежащем состоянии основу материально-технической базы службы - стационарные склады горючего и ракетного топлива, изыскивали внебюджетные источники финансирования. С некоторым опозданием, но все же активизировалась работа по утилизации излишествующих и некондиционных запасов ракетного топлива. Работа эта сложная, по напряженности сродни военному времени, которое сейчас, в связи с очередной годовщиной службы, мы вместе с ветеранами вспоминаем.
    - А, кстати, почему ей только 65 лет? Разве у Красной Армии в 20-х годах не было танков, самолетов, автомобилей? Пусть не так много, но они были...
    - Разумеется. Что такое нефтепродукты, в нашей стране знали еще в 70-е годы XIX века. Тогда на двух эсминцах Черноморского флота вместо угля был применен мазут, а к 1900 году на мазут было переведено 20 эсминцев русского флота. В первую мировую войну Россия имела 216 самолетов, 600 автомобилей, 5.000 мотоциклов, а к 1917 году было уже свыше 1.000 самолетов и 9.100 автомобилей. В ту пору ежемесячно расходовалось до 400-500 тонн авиационного бензина, до 2.000 тонн - автомобильного. К 1933 году энерговооруженность нашей армии возросла почти в 3 раза. Только танков насчитывалось более 4.900, а самолетов - 3.285. Но поскольку служба была молодая, то и руководство ею передавалось от одного органа другому. Это были Главное военно-инженерное управление, Управление по топливу РККА и др. И вот приказом народного комиссара обороны № 24 от 17 февраля 1936 года было объявлено постановление Совета Народных Комиссаров о создании Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА, подчиняющегося непосредственно Генеральному штабу. Эта дата и считается днем образования службы горючего. Заметим, в то время во всей Красной Армии насчитывались 25 специалистов по горючему с гражданским образованием при штатной потребности 2.500 человек. На ходу растили кадры, и уже они обеспечивали горючим боевые действия наших войск у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в советско-финляндскую кампанию.
    А 2-я мировая война - и это сразу же стало ясно - стала войной моторов. Для нашей армии дали о себе знать два фактора, которые трудно было предвидеть: утрата значительной части мощностей производства нефтепродуктов в связи с захватом немцами Украины и Северного Кавказа, а затем, после перелома в войне, бурное возрастание технической оснащенности Красной Армии, и прежде всего многократный рост количества танков, самолетов и невиданный в истории размах операций по всему фронту, что соответственно вызвало огромный рост потребления горючего. Служба оказалась на острие решения всех стратегических и тактических задач.
    И тут сразу следует сказать, что неоценимую роль в решении этих задач сыграло создание 1 августа 1941 года Главного управления Тыла Красной Армии во главе с видным военачальником Андреем Хрулевым, позволившее объединить все разрозненные тыловые структуры, в том числе и службу горючего, в единый боевой организм.
    Новые разработки добычи нефти в тыловых районах и доставка ее с тыловых баз хранения, прямо с заводов специальными железнодорожными «вертушками» на полевые склады, заправка танков, самолетов нередко под огнем противника - вот чем занимались горючники в годы войны. В битве под Москвой, к примеру, нефтепродукты подавались прямо с колес на передовую - в среднем по 5 тысяч тонн в сутки. В горящий Сталинград с левого берега горючее доставлялось на баркасах и даже на весельных лодках. В битве на Курской дуге было израсходовано 204 тысячи тонн горючего.
    - Геннадий Николаевич, мы с гордостью говорим: у нас есть ракетно-ядерный щит. Насколько мне известно, в его создании большая роль принадлежит службе горючего. Ведь недаром с той поры она стала называться Центральным управлением ракетного топлива и горючего (ЦУ РТГ).
    - Да, это так. Прорыв в космос осуществлялся в годы «холодной войны», и мы в этом деле соревновались с американцами. Лучшие ученые страны, в том числе и нашего 25-го Государственного института службы горючего, в начале 60-х годов преуспели в этом деле, создав различные компоненты ракетного топлива и окислителя. На их базе и были созданы межконтинентальные баллистические ракеты, составившие основную боевую мощь РВСН. В этой связи мы всегда вспоминаем заслуги нашего патриарха генерал-полковника Василия Васильевича Никитина, возглавлявшего в ту пору, а в целом беспрерывно 30 лет, службу горючего.
    - Геннадий Николаевич, раньше бытовало выражение: в дни юбилеев надо говорить и о проблемах, которые стоят сегодня. Мы уже стали забывать о плановом централизованном обеспечении Вооруженных Сил, в том числе службы горючего. Реальностью стали рыночные отношения. Как вы вписались в эти новые отношения?
    - Как и все, шли путем проб и ошибок, учились считать отпускаемые государством деньги на покупку нефтепродуктов и правильно их расходовать в интересах службы. Значительную помощь нам в организации поставок горючего оказывают Минэнергетики, Министерство экономического развития, Правительство России.
    Хорошие партнерские отношения у нас сложились с ведущими нефтяными компаниями России: «Юкос», «Лукойл», «Славнефть», «Сибнефть», «ТНК», «Сургутнефтегаз», которые, понимая сложное финансовое состояние Вооруженных Сил, зачастую поставляют нам горючее в кредит. Но должен сказать, что отсутствие цивилизованного внутреннего рынка нефтепродуктов, низкая и непредсказуемая платежеспособность потребителей, к сожалению, фактически свели на нет систему конкурсных закупок горючего. Положение это, конечно, надо поправлять.
    В какой-то мере нас выручает приказ министра обороны № 355, в соответствии с которым разрешено оказание услуг сторонним организациям по хранению и переработке нефтепродуктов. Мера эта является вынужденной, так как ассигнований на ремонт и поддержание в исправном состоянии технологического оборудования катастрофически не хватает. Полученные же в виде платы за услуги деньги позволили отремонтировать и вновь построить более 500 тысяч куб. м резервуарной емкости, десятки насосных станций, многие километры технологического трубопровода. Часть внебюджетных денег идет на улучшение быта солдат и сержантов, на материальную поддержку гражданского персонала, участвующего в оказании услуг. Лучших результатов в этом деле добились начальники служб горючего округов: полковники А. Жуковский, С. Дунаев, А. Борисов, командиры воинских частей С. Шмигельский, А. Бармин, А. Кустов.
    - Начавшееся реформирование армии - процесс сложный и болезненный. Как оно будет проходить в службе горючего?
    - Главное направление реформирования нашей службы можно сформулировать так: оптимизация ее структуры, состава и функциональных возможностей, которые должны соответствовать изменениям боевого состава и задач войск (сил), надежно обеспечивать необходимый уровень их боевой и мобилизационной готовности.
    Для того чтобы определить приоритетные пути развития службы горючего, Центральным управлением при активном участии 25-го НИИ, служб горючего главкоматов, округов и флотов разработана Концепция развития службы на период до 2015 года. В ней мы определили краткосрочные - до 2005 года и долгосрочные задачи развития, исходя из прогнозируемого изменения состава Вооруженных Сил и финансирования службы горючего.
    Не менее сложной проблемой остается обеспечение армии и флота средствами заправки и транспортирования горючего. Если в лучшие времена мы поставляли в войска около 8 тысяч единиц такой техники в год, то сегодня - всего несколько десятков, что, естественно, не покрывает убыль по срокам ее эксплуатации. В связи с этим перед нами стоит крайне важная задача - сохранить то, что имеем, продлить сроки эксплуатации технических средств. Реформирование Вооруженных Сил ставит также на повестку дня утилизацию и реализацию излишествующих, некондиционных компонентов ракетного топлива и ГСМ, устаревших образцов техники.
    Несмотря на скудное финансирование, мы ведем разработку новых, перспективных образцов технических средств, отдельные из них приняты на вооружение в 2000 году.
    - Геннадий Николаевич, а как ваша служба позаботилась о Крайнем Севере, Камчатке, Сахалине, других дальневосточных районах, где этой зимой люди от недостатка тепла переживают настоящие катаклизмы?
    - Есть мудрая пословица - готовь сани летом... Мы не только с лета, а еще с прошлой весны начали накапливать горючее для завоза в северные районы. Доставить его в десятки пунктов до окончания навигационного периода, как и в прошлые годы, было наиважнейшей задачей. К началу сентября она у нас в основном была решена. Так что в наших северных и дальневосточных гарнизонах были и есть и свет, и тепло.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker