на главную страницу

14 февраля 2001 года

Армия и культура

Среда

Странники под звездой пророка

Вел беседу Василий СЕМЕНОВ,
специальный корреспондент «Красной звезды».



    ОТ РЕДАКЦИИ. «Красная звезда» продолжает серию публикаций о традиционных религиях в РФ. За последние месяцы газета уже рассказала о православии, исламе, буддизме. Тема сегодняшней беседы с главным раввином России Берлом ЛАЗАРОМ - иудаизм.

    - В знаменитых притчах мудрый Соломон сокрушался: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю - пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице». Изменились ли с тех пор представления иудеев о мире Божьем или он и по-прежнему существуют в пределах догм Талмуда, подобно тому, как стрелки на часах ортодоксов все так же идут справа налево?
    - Вы упомянули стрелки часов, но в еврейском языке, одном из самых древних на Земле, и пишут справа налево... Вспомните, создавая мир, Бог сказал на святом языке: «Да будет свет». Известно, это был иврит. Вот почему все, что записано в Торе, в Талмуде, для иудеев ключевые понятия. Они незыблемы.
    Конечно, нельзя не видеть: многое, что нас окружает, подвержено изменению. Капризы моды, достижения разума в различных областях, метаморфозы вчерашних представлений о событиях и явлениях на планете. Теории, еще тридцать лет назад казавшиеся фундаментальными, предаются забвению. Но в жизни человека есть вещи непреходящие, бесценные. Это Божье Слово, воздух, которым дышим, Солнце, кормилица-земля...
    Надеюсь, читателям вашей газеты будет интересно узнать, что многие достижения мировой цивилизации предсказаны в текстах Торы. Давным-давно написано: «Начнут раскрываться небеса и знания». Около двухсот лет назад действительно произошел прорыв человеческой мысли в науке, технике, медицине... Предначертание Всевышнего - «развить ум и деяния человеков». Обратившись к Талмуду, восприняв эту симфонию разума, убеждаешься: иудаизм актуален во все времена.
    У иудеев есть много разных законов, которые необходимо соблюдать. В Торе отражены 613 заповедей. 248 являются утверждениями и 365 - запреты. Один из них - Шабат, соблюдение субботы. Нельзя работать, создавать новое, пользоваться различными благами. Лишь невежественный ум способен воспринять такое, как плод консервативного мышления. В субботу Господь завершил сотворение мира: «...и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
    Но знания традиционно в особой цене. Вы процитировали царя Соломона, которому было даровано свыше «сердце разумное», способность понимать языки птиц и зверей. Но каждый человек, говорится в Талмуде, призван узнавать как можно больше о себе, окружающем мире. Открывать новое, хоть на толику постигать величайший смысл Божьего промысла.
    - Но, согласитесь, раввин Лазар, человек неукротим в жажде открытий. Стремится за пределы Солнечной системы, уже клонирует животных, изучает гены homo sapiens...
    - Я не настроен пессимистично. Мысль деятельна, влечение к совершенству неистощимо. Вспомните Екклесиаста: «Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием... Предал я сердце мое тому, чтоб испытать мудростию все, что делается под небом».
    - Если следовать букве религиозно-правового кодекса, основа иудаизма - отношения между Богом и еврейским народом. Но чем объяснить, что в иврите понятие «иудаизм» отсутствует?
    - Вопрос несколько неожиданный. В иврите действительно нет слова «религия» в обычном толковании, ибо для еврея обязательны не только вера, но и долг. Не погружаясь в тонкие нюансы проблемы, отмечу: есть эквиваленты слова «иудаизм». Наиболее близким по смыслу, пожалуй, - ходаа. В переводе означает признание. Человек признает Бога, и это служит стимулом изучения Торы, исполнения предписаний.
    Вы обратили внимание, что евреи носят на голове шапочку-ермолку? Она напоминает: выше нас - Творец. Он видит везде, знает все. Даже то, о чем думает человек. Надо учиться понимать, насколько позволено, и следовать Его воле. Лишь тогда религия становится для еврея основой личности.
    - Почему тысячелетия спустя, как Бог дал великому пророку Моисею на горе Синай знаменитые заповеди, продолжаются поиски главного смысла иудаизма?
    - Бог бесконечен. И вера в него бесконечна. Мы знаем, что существуют душа человека, иные вещи, которые признаем, но не можем их наблюдать, ощущать. Есть Всевышний, но мы Его не видим. Человек пытается докопаться до сути, но символичная шапочка-ермолка убеждает: ограниченному не дано познать неограниченное. Можно лишь воспринимать идею души, идею Творца. Но никогда не дойти до конца. И потому говорим: нужно верить... Божья милость освящает человека, который по натуре чаще эгоистичен. Он бережет себя, свою семью. Но любить другого человека, как себя самого, и не делать плохого - ноша многим неподъемная. А надо подниматься на иной духовный уровень. Ведь все мы, разнясь по этническим признакам, по месту обитания, составляем большую семью на Земле.
    Что касается сущности нашей религии, то вряд ли можно подобрать монолитные термины. Сошлюсь на мнение одного из видных теологов: «Иудаизм без Бога - не иудаизм. Иудаизм без Торы - не иудаизм. Иудаизм без еврея - не иудаизм».
    - Христианство, иудаизм, ислам - «монотеистические» религии имеют много общих признаков. Это география происхождения, часть теологических догматов. Уж не говорю о христианах, имеющих в принципе единый с иудеями Ветхий завет. Насколько возможен диалог между ними?
    - Стремление понять, что нас объединяет, плодотворно, в чем убеждают встречи руководителей традиционных конфессий в России. Сегодня в стране возводятся духовные центры, как, например, в Парке Победы на Поклонной горе в Москве, где возвышаются рядом церковь, мечеть и синагога. В них святые свидетельства: для людей всех национальностей СССР война с фашизмом была Великой Отечественной войной. И все же вера в единого Бога не повод усомниться в полифонии религиозных воззрений. Чтобы понять море, нужно проплыть много рек, в большой город, известно, ведет множество дорог. И призыв всем свернуть на один путь, создав некую «космическую религию», поверьте, от лукавого. Люди живут в разных культурах, веками создавая неповторимые обряды, традиции. Богу было угодно, чтобы разные народы исповедовали разную веру.
    - О Боге древний арабский поэт написал в сомнении: «Он добрый? Тогда отчего Он требует жертвенной крови?» А каким образом иудейская вера трактует такие понятия, как «мир», «война», «вооруженная защита Родины»?
    - Бог добрый и потому создал МИР. Вся Тора пронизана уважением к жизни человека, святостью этой жизни. В череде событий мы хотим понять, почему хороший человек нередко живет плохо, благородные люди бедны, страдают. И, наконец, что заставляет народы восставать в ненависти друг против друга? К сожалению, война - самый тяжелый период в истории любого народа. Талмуд учит: пришедший убить тебя должен быть уничтожен тобою, иначе мир превратится в хаос с варварскими инстинктами. Но войну нельзя развязывать от желания быть «богатым и великим». Ни одна влиятельная религия не призывает. В русском языке есть очень емкая фраза: кто придет с мечом, от меча и погибнет.
    - Среди Героев Советского Союза немало евреев. Помнят ли в вашей общине этих людей?
    - Нам приятно, что Россия помнит их, а мы помним всегда. Они - защитники, патриоты. Великая Отечественная велась во имя сохранения страны. Случай особый, когда каждый гражданин обязан вспомнить о воинском долге и что, кроме жизни родных, как бы патетично это ни звучало, есть судьба Родины.
    - Но обратимся к воинской теме. Молодые иудеи тоже идут на службу в Российскую армию...
    - Наша Тора говорит: Бог смотрит на каждого человека. В синагоге звучат молитвы в честь людей, которые защищают страну. Читаются специальные псалмы.
    - Представители разных конфессий нередко посещают воинские части, напутствуют на добрые дела...
    - Я много езжу по России. В частях, на кораблях еще не бывал. Хотя желание есть. Если важно наше внимание, мы, представляя одну из древних религий, рады сотрудничать.
    - А события в Чечне? Что говорят ваши единоверцы?
    - Большая беда для страны. Терроризм - это всегда взрывы, насилие, кровь безвинных людей... Ничем нельзя оправдать то, что творят боевики под окровавленными религиозными знаменами. А неуклюжие попытки на Западе приструнить, «наказать» Россию? По-моему, это за пределами благоразумия.
    - Некоторые уверовали, что только раввин способен связать Божественное откровение с жизнью простого человека. Вы, главный раввин России, ощущаете груз столь высокой миссии?
    - Я ощущаю груз нравственных обязанностей в стране, где люди долгие годы были оторваны от иудаизма, где старались даже уничтожить это понятие. Но не в силах раввина связать Бога с человеком. У каждого свой выбор. Раввин не посредник и не возвышающийся над мирянами - толкователь вечных идей.
    - Вопрос о том, что делал Бог до того, как создал Небо и Землю, нередко парируют известной шуткой: «Он сидел в лесу и резал прутья для наказания интересующихся этим вопросом». Но, если серьезно, как вы отвечаете на «жгучий» интерес, скажем, научно подкованных атеистов?
    - Мудрецы утверждали: если бы мы знали Бога, сами были бы Богом. А до этого не существовало таких категорий, как ограничения, пространство, время. Ибо минуту назад - это не завтра и т.д. Люди задаются извечными вопросами: почему Всевышний благословил появление на свет, почему я живу, в чем моя миссия на Земле? И что побудило Господа, сотворив мир, вложить во все живое и неживое свой смысл и свою тайну? Мне трудно поверить, что даже среди гениальных ученых есть такие, кто доподлинно постиг природу человеческого организма. Как же вести речь о том, Кто выше нас?
    - Раввин Лазар, коснемся сложнейшей проблемы - «избранности, святости евреев, их особом опыте». Она нередко вызывает недоразумение, даже злобу. Хотя, если быть объективным, многие отрывки Торы можно истолковать как нетерпимость иудеев к другим народам, равно как и отдельные стихи Евангелия у христиан - в антисемитском духе...
    - Когда мы говорим об избранности евреев, это не означает - они особые или лучше. Написано: должны другим нести свет правды о Боге. Евреи не сразу получили Тору. Создатель предлагал ее многим, но те посчитали, что с такими ограничениями не прожить. Изощренные умы удивляются: странный народ начал говорить до того, как услышал. Но мы беззаветно следуем заветам.
    Есть крылатая фраза: «Евреи носят с собой тяжелый чемодан обязательств». Я уже упоминал Шабат. Есть Кашрут - законы о разрешенной пище. Еда всегда должна быть кошерною. Нельзя войти в любой ресторан, в любой магазин за покупками... Однако этот путь избрали наши предки. Верим, что многое во благо всему человечеству. Как знаменитые десять заповедей Моисеевых: «Не убий», «Почитай отца твоего и матерь твою»...
    - А что происходит с евреями, перешедшими в другую веру? Их изгоняют, лишают «своей доли в грядущем мире»? Зачем иудеям «Путеводитель для заблудших»?
    - Никто не выбирает родителей. Отца и мать не заменишь. Родившийся евреем призван учить Тору. «Путеводитель для заблудших» есть, он имеет просветительский характер.
    - В отличие от христиан, уверов
    авших в Иисуса с живым Словом Божьим еще в новозаветные времена, иудеи и ныне молятся о приходе Мессии. Претенденты на эту роль тоже возникают: скажем, тот же турецкий еврей Шабтай Цви...
    - По нашей вере, Мессия должен
    прийти. Мы ожидаем Его не потому, что сами великие, а потому, что ценим вклад своих великих предшественников. Даже маленький человек, стоящий на плечах гигантов, в состоянии видеть дальше гигантов. К сожалению, возвышенную идею пытаются скомпрометировать. Шабтай Цви - из числа авантюристов. В Торе предписано, когда придет Мессия. Это будет время без войн, потрясений. Эра Добра!
    - Хочу спросить вас вот о чем. Создание Псалтыря связывают с царем Давидом. Но удалось ли установить истинное имя библейского вольнодумца Иова, поставившего под сомнение концепцию небесного воздаяния в зависимости от веры? И оправданно ли книгу Екклесиаста приписывать царю Соломону?
    - В Талмуде сказано, кто и что написал. Многое свидетельствует, Когелет - творение Соломона. А вот Иов... Существует мнение, что это собирательный образ. На одного человека не может выпасть столько горя. Бог не подвергает испытаниям, которые не выдержать. Большинство историй в Торе, в Талмуде заключают в себе глубины мудрости. Взрослея, мы постигаем ее. Но дни человека на Земле коротки.
    - Так сложилось: влиятельные конфессии отличались издавна теологически и отношениями с властью государевой...
    - Все религии страдали. Понятно, что Россия - страна православная, но если говорить о сегодняшнем времени, то отношение государства к религиям одинаково ровные. Знаю, что мэрия Москвы, руководители республик, областей и, что особо важно, - Президент, Правительство РФ, многие законодатели толерантны к верующим. Они заинтересованы в укреплении духовных устоев. В стране я не встречал открытой злобы.
    - А вандализм? В столице пытались взорвать синагогу...
    - «Странные личности», которым требуется психотерапевт, увы, есть не только в России. Нередко антисемитские выпады продиктованы циничной политической конъюнктурой...
    - Насколько ощутимо влияние на еврейскую общину так называемых олигархов? Того же Березовского, в частности?
    - Влияния нет, и нет никаких политических игр. Среди евреев немало преуспевающих людей, как и среди исповедующих другую веру. У нас есть правило: заработал большие деньги, поделись. По поводу Березовского в этом плане сказать нечего. Мои надежды, что все богатые люди будут поддерживать инвалидов, всех обездоленных. А финансы, которые передаются синагоге, пойдут на строительство благотворительного комплекса.
    - Однажды вы заметили, что евреи - это «такой народ, которому свойственно передвигаться. Многие переезжают из одной страны в другую»... В словарях понятие «евреи» толкуется как странники. У Брокгауза и Ефрона буквально - «с той стороны». Но как же тогда матушка-Россия в столь трудную пору?
    - Вы правы по поводу странников. А фраза «с той стороны» не случайна. В древние времена всюду было идолопоклонство, и только библейский Авраам принял «ту сторону», уверовав в Бога. Он почитаем и свят во всех монотеистических религиях. Так исторически складывалось, что евреи часто были гонимы, и это отразилось на менталитете. Я родился в Италии. В Америке получил теологическое образование. Предлагали пост раввина в прекрасных местах. Но я пожелал принести пользу России...
    - Традиционный вопрос, раввин Лазар, - о будущем нашей страны. Каким оно видится вам в третьем тысячелетии?
    - Долгая жизнь «на облаках», за железным занавесом, конечно, оставила свой след в сознании многих. Но Россия идет к своим лучшим временам. Неисчерпаемы природные дары. Сердечный и одаренный народ, у которого появились надежда, желание своими руками поднять страну, обрести более высокую степень демократии, прогресса. Верю, что Россия станет одной из самых могущественных в мире. Мы молимся за ее расцвет.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker