на главную страницу

Фан-клуб

Мотокоррида: лед и пламень

Андрей КУРНЯЕВ.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



призеры первого дня красногорского  финала А. КЛАТОВСКИ, К. ДРОГАЛИН и В. ФАДЕЕВ     Подмосковный Красногорск – словно сплошной лесопарк. Сквозь сосновые посадки проглядывают жилые кварталы, предприятия. У петляющей среди холмов речки по-домашнему теплое имя – Банька.
    Подступы к красногорскому стадиону «Зоркий» забиты машинами. Раз в зиму здесь царит необычайное оживление – на арене, залитой для хоккея с мячом, проводятся этапы личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Народу – больше, чем на бенди с участием заметно сдавшей в последние годы местной команды «Зоркий». 10 тысяч зрителей заполнили трибуны и еще примерно столько же облепили заборы и склоны котловины, в которой находится стадион.
    Сильнейшие ледовые спидвеисты съезжаются сюда шестой год подряд. Несколько раз это были старты мировых первенств, организованных по многоэтапной формуле «Гран-при». В нынешнем году ввиду отсутствия генерального спонсора соревнования проводятся по укороченной, кубковой формуле. Но чтобы все же свести элемент случайности к минимуму, директорат чемпионата по предложению Мотоциклетной федерации России (МФР) запланировал финал из четырех этапов. Наряду с Красногорском гонщиков принимают Саранск (21 и 22 февраля), голландский Ассен (10 и 11 марта) и Берлин (17 и 18 марта).

    Итак, 17 февраля, суббота. Торжественное открытие соревнований. Спортсменов и зрителей приветствуют председатель ЦС РОСТО генерал-полковник Алексей Анохин и глава Красногорского района Борис Рассказов. Интрига нынешних гонок в том, что прошлогоднего чемпиона мира Кирилла Дрогалина «подпирает» целая компания достаточно сильных и амбициозных гонщиков: полон желания вернуть себе чемпионский титул трехкратный победитель мировых первенств Александр Балашов, готов побороться за «золото» и прошлогодний серебряный призер австриец Франц Цорн. С самыми серьезными намерениями в бой пошли «старики» – двукратный чемпион мира 43-летний Владимир Фадеев, 51-летний Александр Московка и победитель чемпионата мира-95 швед Пер-Олаф Серениус, которому в марте исполнится 53 года.
    Первыми стартуют наш Валерий Иванов, финн Яари Албом и Антонин Клатовски, сын знаменитого в прошлом чешского гонщика, серебряного призера чемпионата мира-92. Явный же фаворит этого заезда Франц Цорн. Но к всеобщему изумлению первым финиширует молодой чех! А в следующем заезде сошлись приверженцы двух совершенно разных стилей – «рыцарь без страха и упрека» Балашов и прославившийся жесткой, на грани фола ездой Дрогалин. Увы, захватывающей борьбы здесь не получилось: слишком тяжело стартовала «Ява» Балашова и очень уж быстро оторвался от преследователей Дрогалин.
    Что ни старт, то неожиданность. Как иначе расценить лидерство Александра Московки в споре с Серениусом? И уж тем более в следующих заездах с Цорном, Фадеевым и Балашовым. И это при том, что наш ветеран гонялся с серьезной травмой. За день до соревнований он на тренировке повредил плечо, и теперь между стартами врач делал ему обезболивающие уколы.
    По результатам двадцати квалификационных стартов сильнейшую четверку финалистов составили Московка, Дрогалин, Фадеев и Клатовски. Здесь уместно пояснить, что квалификация, где спортсмены состязаются по принципу «каждый с каждым», определяет их иерархию для борьбы за очки в итоговый зачет чемпионата. Причем победа в первой четверке приносит 25 очков, тогда как в последней, четвертой, - только 6. «Посеянный» в 23-м заезде Франц Цорн, видимо, хотел «сорвать банк» из 14 очков, но на повороте не справился с управлением и въехал в ограждение из мешков с сеном. Австриец отделался легким испугом, а вот мчавшийся следом россиянин Юрий Поликарпов налетел на его мотоцикл. Болельщики в мертвой тишине наблюдали, как машина «скорой помощи» увозит нашего гонщика. Вновь на линию старта выехали остальные два участника этой четверки - Хомицевич и Никулин (Цорн как виновник происшествия был отстранен от повторной гонки)...
    И вдруг трибуны взорвались аплодисментами - чудом не пострадавший Поликарпов спешил к старту, а его механик уже выкатывал на трек запасной мотоцикл.
    Что ледовый спидвей - спорт сильных и мужественных людей, ясно без лишних слов. Но чтобы гонщик через несколько минут после страшного столкновения вновь стартовал!..
    День соревнований завершился победой Кирилла Дрогалина, добившегося стопроцентного результата во всех шести заездах. На распределение остальных мест в сильнейшей четверке повлияла явно тянувшая на дисквалификацию езда Антонина Клатовски. Чех на вираже так лихо «подрезал» Фадеева, что тот пришел к финишу лишь третьим. Но судьи простили «лихача». Молодость есть молодость.


    * * *

    А ведь было время, когда финалы чемпионатов по ледовому спидвею проводились на центральных стадионах Москвы и Ленинграда при заполненных до отказа трибунах. Но тогда финансовую поддержку и, как теперь принято говорить, «раскрутку» этого вида спорта осуществляло государство. Нынешняя ситуация - пример рыночных отношений на стыке спорта и шоу-бизнеса. Если в прошлом году у мирового первенства был генеральный спонсор, то были и телетрансляции, хотя бы по спутниковому спортивному каналу. Сейчас молчание, словно и нет в Красногорске никаких гонок. Рекламой соревнований - в меру скромных возможностей - занимаются МФР и РОСТО. И вообще, если бы не организующая сила Оборонного общества, кто знает, проводились бы эти старты на российской земле? После финансовых потрясений 90-х годов сохранились разрозненные очаги ледового спидвея - в Шадринске, Вятских Полянах, Каменске-Уральском, Саранске, где светотехнической завод «Лисма» содержит добрую половину всех наших «звезд». РОСТО же в свою очередь поддерживает мотоклубы, проводит всевозможные соревнования, стремится восстановить некогда обширную географию мотогонок на льду. Например, в Уфе стал проводиться ежегодный Мемориал Габдрахмана Кадырова, в Екатеринбурге этой зимой впервые состоялись отборочные старты чемпионата мира.
    Только в Москве - опять же из-за отсутствия спонсоров (?!) - все никак не удается возродить ледовые мотогонки. Давно и, кажется, навсегда почил мотоклуб ЗиЛа, давший путевку в большой спорт Кириллу Дрогалину. Александра Балашова перестал спонсировать знаменитый своими куриными окорочками «Союзконтракт». Прославленный гонщик из-за финансовых трудностей был вынужден вернуть немцам арендованный у них супермотоцикл. Оснастить нынешнюю свою «Яву» хорошим сцеплением Александр еще не успел, и это сказалось на его результатах в Красногорске - итоговое 7-е место.


    * * *

    18 февраля. Второй день красногорского финала - бенефис Владимира Фадеева. Вместе с ним, набравшим в квалификации 14 очков, в первой четверке Дрогалин, Московка и Цорн, у которых равный результат - 11.
    Все дольше становятся паузы, отведенные для работы снегоочистителей. После каждой серии заездов на обочине вырастают новые горы ледяной крошки. Исполосованный колесами трек на поворотах покрылся рытвинами, кое-где даже проступает земля. На одном из ухабов стальной «мустанг» выбрасывает из седла Пера-Олафа Серениуса. К счастью, обошлось без травм. Упрямый швед вновь стартует и выигрывает.
    Над 23-м заездом словно довлеет злой рок: вновь падает Поликарпов, при повторном старте сходит с трассы Максим Барабошкин. В итоге побеждает Балашов. У Серениуса, похоже, сдали нервы. Он больше не рискует и завершает гонку последним.
    А в четверке сильнейших - сенсация. Первым с 25 очками финиширует Александр Московка. Следом - Дрогалин (20) и Фадеев (18). После церемонии награждения гонщиков окружили журналисты. Кирилл Дрогалин, недовольный своим результатом, сетует на качество льда: «Я привык ездить с минимальным радиусом поворота, но у синей линии (внутренней границы трека. - Ред.) почти не осталось льда. Нормальный участок был у внешней границы, и Александр Московка сумел его использовать».
    Дрогалину вторит Владимир Фадеев: «Это была не гонка, а объезд ям, поэтому и не удавалось развить хорошую скорость. Лед надо было заливать постепенно, доводить его до полуметровой толщины, а здесь дорожки готовили явно наспех».
    Разговор с призерами продолжился на пресс-конференции. Гонщики в своих белых комбинезонах напоминают только что вернувшихся из полета космонавтов. Речь, однако, о самом что ни на есть земном. Московка раскрыл журналистам «коммерческую тайну»: стоимость только что загубленного на треке колеса равна 500 долларам. Это не считая труда, затраченного на его шиповку.
    Один из вопросов к спортсменам - по поводу решения Международной мотоциклетной федерации отменить правило, ограничивающее представительство одной страны шестью гонщиками. Ведь в числе 18 участников нынешнего финала оказались сразу 10 россиян. Не вызовет ли гегемония одной страны падение интереса к ледовому спидвею на международной арене?
    - В Европе достаточно много людей серьезно занимаются этим видом спорта, так что сильная конкуренция нам в любом случае обеспечена. Результат здесь достигается не числом, а умением, - говорит Кирилл Дрогалин. - Готовность быть в следующем году генеральным спонсором чемпионата мира изъявило телевидение такой «неледовой» страны, как Англия. Разве это не показатель интереса к нашим мотогонкам? Думаю, организаторы понимают, что участие всех сильнейших российских гонщиков только повысит спортивный уровень соревнований.
    Что ж, виды на следующий сезон внушают оптимизм. В нынешнем у ледовых спидвеистов России уже есть хорошие шансы на «золото» личного чемпионата мира. После Красногорска в общем зачете лидирует Дрогалин (45), на втором месте - Московка (41), третий - Фадеев (36). А 3 и 4 марта в Хельсинки сборная России будет отстаивать свой чемпионский титул в финале командного мирового первенства.


    На снимках: призеры первого дня красногорского финала А. КЛАТОВСКИ, К. ДРОГАЛИН и В. ФАДЕЕВ; «гонка на выживание».

Назад

List Banner Exchange

НАШИ АДРЕСА:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства