на главную страницу

1 марта 2001 года

Кавказская линия

Четверг

Это было в Танги

Майор Константин РАЩЕПКИН.
Фото автора.




    В Ростове-на-Дону начался судебный процесс по делу бывшего командира гвардейского танкового полка полковника Юрия Буданова. 26 марта прошлого года офицер устроил самосуд над жительницей села Танги, которую счел участницей незаконных вооруженных формирований.
    В связи с противоречивой информацией, распространяемой в СМИ об этой трагедии, многие читатели «Красной звезды» просят внести ясность. «Что с полковником Будановым?», - спрашивает в пришедшем на днях в «Красную звезду» письме майор Сергей Тихонов из Сибирского военного округа. И таких писем и звонков в редакцию поступает немало. Судьба находящегося под следствием полковника не оставляет равнодушными не только прошедших Чечню офицеров.
    Корреспондент «Красной звезды» майор Константин Ращепкин, находившийся в те мартовские дни в боевых порядках Западной группировки войск, рассказывает о событиях годичной давности.

    С первых же дней забайкальские танкисты Буданова воевали на самых сложных направлениях Западной группировки. Танки с изображением на броне рыси окружали Грозный, брали Урус-Мартан, Алхан-Юрт, Старый Ачхой, Комсомольское. Уже за то, что старенькие «шестьдесятдвойки» ходили по чеченским дорогам, подготовившему полк к войне командованию полка, по словам офицеров, можно было поклониться. Но главное - офицеры всегда берегли солдатские жизни. Пройдя пол-Чечни - от Горагорска до Волчьих ворот - северного входа в Аргунское ущелье, полк потерял одного человека. А ведь армию встречали тогда не разрозненные кучки бандитов, которые сейчас ведут минную войну, а хорошо обученная и сколоченная многотысячная армия нукеров Масхадова, Басаева и Хаттаба.
    За полгода наши 18-летние солдаты наголову разбили эту многотысячную орду собранных со всего мира наемников. Не только, а скорее, наверное, даже не столько потому, что им помогали авиация и мощная артиллерия, а потому, что их вели в бой умеющие воевать командиры.
    Что бы ни писали никогда не видевшие войны журналисты о «зверином лике» Российской армии в Чечне, наши солдаты и офицеры никогда не воевали с чеченским народом.
    В январе 2000 года, когда все наши силы были стянуты к Грозному, Буданов с одним своим батальоном и приданной ротой пехоты удерживал высоты по правому берегу Аргуна, не давая «горным» боевикам ударить в спину окружившим Грозный войскам. 15 его танкистов - в основном офицеры - воюя по-пехотному, да еще в окружении, до последнего патрона и вздоха держали стратегически важную высоту. Семеро из них так и останутся там. Он, комполка, тоже не берег себя, в одну из ночей даже ходил во вражеский тыл, в рукопашном бою порешив ножом боевика...
    Но даже после гибели танкистов Буданов не превращал войну в месть. Когда потом из блокированного Дуба-Юрта выйдут чеченцы, он всех их пропустит, хотя, наверное, мог никого и не выпускать, пока местные боевики не вернут захваченные тела погибших солдат другого полка. Среди мирных жителей, понимал Буданов, наверняка были и те, кто добивал в неравном бою на той проклятой высоте его ребят.
    Лишь несколькими днями раньше боевики через жителей Дуба-Юрта вернули тело полкового начхима - майора Сорокотяги. Со следами пыток и насильственной смерти.
    Потом полгода беспрерывно воюющий на важнейших направлениях танковый полк был выведен в резерв Западной группировки. И тут же опять брошен в бой. Три недели танки и «Шилки» Буданова бились с бандитами Гелаева в Комсомольском. Три «шестьдесятдвойки» боевики прожгли из гранатометов. Много раненых было от снайперских пуль и осколков. К счастью, никто не погиб. О тех днях мне довелось писать в «Красной звезде» 14 марта 2000 года.
    Тогда уже было видно, что командир полка, как и большинство его офицеров, был уже на пределе.
    25 марта прошлого года два десятка полковых разведчиков во главе с Будановым на трех бээмпэшках, выполняя указание начальника штаба Объединенной группировки, поехали проверить порядок и паспортный режим в близлежащем селе Танги. Были опасения, что затаившиеся недобитые боевики могут попытаться устроить провокации в день выборов главы государства.
    В какой бы дом мы ни заходили, везде обнаруживались глубокие подвалы с нарами, не исключено - для русских рабов. А в одном доме нашли целый мешок распиленных 82-мм мин, тротил из которых, без сомнения, пошел на фугасы. Там же была и печка, на которой этот тротил выплавляли. Но и при этом проверка проходила очень доброжелательно и спокойно, чеченцы приглашали Буданова даже на чай.
    Потом разведчики задержали двух убегающих дворами мужчин. Один из них оказался глухонемым и бежал с испуга, а другой, не имея паспорта и желая доказать свою невиновность, рассказал, в каких домах могут быть подлинные боевики. И в одном из них оказались двое мужчин, не живущих в Танги. Боевики по всем признакам - сошлись во мнении офицеры. Но Буданов, вместо того чтобы доставить задержанных в милицию для проверки, к удивлению офицеров вдруг их отпустил. Комполка не выдержал плача обступивших его чеченок.
    На следующий день были выборы и день рождения двухлетней дочки Буданова, которую он не видел больше полугода. О дальнейшем могу судить по рассказам. Вечером у комполка собрались его замы. Все разговоры опять свелись к войне и потерям. И к тому, что зря все-таки командир отпустил накануне тех двоих, которые наверняка никакие не родственники хозяевам дома и, наверное, уже ушли в горы.
    И ночью Буданов, как рассказывали мне потом офицеры полка, на своей командирской машине сорвется в Танги - посмотреть, правы ли офицеры. Бандитов не окажется ни в одном из домов, и никто из «родственников» не сможет объяснить, куда они делись. Когда же, выругавшись на обманувших его чеченцев, Буданов услышал в ответ от одной из молодых женщин: «Я сама русских стреляла и стрелять буду», комполка уже не удержался. Молнией ударила мысль, что под Дуба-Юртом, где полегли 11 его танкистов, по данным разведки, работала женщина-снайпер именно из Танги...

    От редакции. Признаемся, наверное, мы не стали бы публиковать этот рассказ нашего посткора, офицера-десантника, не подними наши «независимые» СМИ очередной вой - на этот раз по поводу задержания в Чечне столичной журналистки Анны Политковской. Как над ней, оказывается, только не «издевались».
    Почему же безнаказанно можно лить грязь на российских офицеров? И так трудно говорить правду о тех, кто своей кровью и жизнями защитил Россию, нас с вами?
    Что касается Юрия Буданова, то точку в его деле поставит суд. Наш специальный корреспондент полковник Николай Асташкин будет знакомить читателей с ходом слушаний.

    На снимках: «мирные запасы» жителей Танги; задержанные - не боевики, уверяют женщины села.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker