на главную страницу

3 марта 2001 года

Армия и культура

Суббота

ВЗГЛЯД

Александр БОНДАРЕНКО,
«Красная звезда».



    И снова – «Горе от ума»
    Грибоедовское «Горе от ума» вновь вышло на сцену Малого театра – теперь в постановке режиссера Сергея Женовача. Роль Фамусова исполняет художественный руководитель Малого народный артист СССР Юрий Соломин, и этим, думается, уже все сказано. Действие спектакля он «держит» на себе – это особенность, можно даже сказать, судьба лучших, ведущих актеров.
    Впрочем, интересны также сценические работы и молодых артистов. Например, Ирина Леонова (Софья) являет собой нетрадиционно живую, веселую, ироничную девушку, а не «томную деву», как обычно принято трактовать этот образ. Хорош и Глеб Подгородинский (Чацкий) – особенно во второй половине спектакля, потому как первая, насколько известно, сама по себе статична, действия в ней очень мало, сплошные неподвижные диалоги… Виктор Низовой (полковник Скалозуб) откровенно играет некогда популярного генерала с громовым голосом, срывая смех и аплодисменты…
    Можно сказать, что спектакль получился вполне традиционный – что мы обычно от Малого театра и ожидаем. Хотя в текст диалогов включены отрывки из ранних редакций пьесы, но это могут определить лишь те, кто очень хорошо знает творчество А.С. Грибоедова. Зато на сей раз театр отошел от привычной классической декорации, и действие происходит посреди раздвигающихся, поворачивающихся стен-перегородок (сценография Александра Боровского). Однако искусственным это не выглядит и не нарушает целостности восприятия происходящего.
    В общем, все идет как у классика: «Дома новы, а предрассудки стары», и потому происходящее на сцене, несмотря на всю его условность и временную отдаленность, вызывает – как и более чем полтораста лет тому назад – живой интерес полностью заполненного зрительного зала.


    Диалог на сцене ЦАТРА
    На малую сцену Центрального Академического театра Российской армии вышел новый спектакль «На двоих». Можно отметить, что такие спектакли для ЦАТРА традиционны и что лучший из них, «Последний пылко влюбленный», идет здесь уже не менее двух десятилетий.
    Теперь премьерой стал «Дуэт для солистки» американского драматурга Тома Кемпински, его режиссер - народный артист России Александр Бурдонский, поставивший, кстати, и «Последнего пылко влюбленного». В ролях – блистательная Людмила Чурсина и Александр Дик. По сюжету она – всемирно известная скрипачка, пораженная страшным недугом, он – врач-психиатр. Два действия соединяют несколько встреч, диалогов между этими очень разными людьми.
    Само название уже говорит об очень многом: дуэт, но для солистки. Сценические партии неравнозначны – в диалоге между врачом и больным первый больше слушает, второй раскрывается. Роль, которую играет народная артистка СССР Людмила Чурсина, очень сложна и многопланова. На каждую из встреч она приходит совершенно иным человеком… При этом Александр Дик очень ненавязчиво и психологически точно «обеспечивает» необходимый фон.
    В общем, если вы хотите насладиться прекрасной игрой замечательной актрисы, а также лишний раз подумать о том, что человек в итоге оказывается сильнее всех испытаний и что любовь – чувство отнюдь не придуманное, то это спектакль для вас…


    Когда сказка сказана…
    Известный актер Александр Абдулов поставил фильм «Бременские музыканты и С»», о чем можно узнать из рекламы, украшающей стены и вагоны Московского метро. Участие в фильме принимает столько знаменитых, известных, популярных артистов – Михаил Пуговкин, Анастасия Вертинская, Олег Янковский, Семен Фарада и многие другие, что проще было бы перечислить тех, кто здесь не снимался. Особую пикантность фильму придает то, что роль начальника службы безопасности глупого короля сыграл депутат Государственной Думы Александр Коржаков – сыграл, кстати, очень прилично, по-актерски профессионально, и не только, очевидно, потому, что данная роль знакома ему, как теперь говорится, «по жизни», но и по причине несомненного врожденного артистизма генерала от госбезопасности…
    «В каждое время сказки рассказывают по-своему», - примерно так, предваряя развитие сюжета, объяснил Шут, роль которого исполнил сам Александр Абдулов. И создатели фильма попробовали «рассказать сказку по-современному». Взяли известный сюжет, добавили песен из серии популярнейших мультфильмов про «Бременских музыкантов», поместили королевскую семью в какой-то полуразваленный дворец посреди пустыни, добавили, как уже было сказано, большое количество хороших и разных (просьба не смешивать!) актеров, которых переодевали немыслимое количество раз, притащили на съемочную площадку боевую технику: вертолеты, БМП и прочее, взорвали немыслимое количество пиротехнических средств, залили всех пеной из пожарных насосов, использовали различные компьютерные спецэффекты - а сказки-то и не получилось… Вышло шумное, яркое, затянутое и безвкусное зрелище – и больше ничего.
    Может, виной тому - подбор артистов на главные роли? Филиппу Янковскому, например, исполняющему роль Трубадура, лучше бы вообще не появляться в кадре рядом со своим папой, прекрасным, очень выразительным артистом, – уж слишком разительный получается контраст не в пользу «продолжателя династии»… Полина Ташева, играющая Принцессу, - девушка достаточно миловидная, но больше, даже при всем желании, сказать о ней нечего.
    И вообще, если артисты старшего поколения в кадре, как и положено для их профессии, жили, то младшего – просто присутствовали. Талант одних еще более подчеркивал беспомощность других, и никакая пиротехника исправить того не могла...
    …Лет двадцать тому назад была популярна грампластинка «Алиса в Стране Чудес», где в роли ведущего записался Владимир Высоцкий. Помнится, исполнял он там песенку с вопросом: «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?» Есть сказки – рассказанные, прочитанные, увиденные, – которые по тем или иным причинам мы помним всю свою жизнь. О том, что посмотрел этих самых «…и С»», я с трудом вспомнил уже через десять минут после того, как вышел из кинотеатра.
    Вот и осталась от сказки одна лишь кричащая реклама в Московском метро… И та - надолго ли?


    Весь мир – «Дурдом»
    Прочитав книгу Ильи Рясного «Дурдом», выпущенную «Издательством АСТ», невольно хочется перефразировать Шекспира: «Весь мир дурдом, а люди в нем – психи».
    Мое внимание эта книга привлекла потому, что она получила Первую премию МВД России за лучший детектив года. Стало интересно, какие же книги о себе милиция считает лучшими…
    Пересказывать детективы – дело неблагодарное. Поэтому о сюжете – всего два слова. Первый Президент России издал Указ «О психиатрической помощи населению», в котором есть строчка, что милиции следует усилить работу среди общественно опасных психических больных. Вот и приходится сотруднику МУРа осуществить «оперативное прикрытие этой преступной среды», и даже в конце концов «внедриться» в «психушку».
    «Так не бывает!», - воскликнет знаток «полицейского детектива» и не ошибется. В жизни так не бывает… Хотя, дочитав книгу почти до конца, начинаешь задумываться: так ли нормальна та среда, в которой приходится жить и работать как героям книги, так и нам самим.
    Автор «Дурдома» постоянно пародирует нашу действительность. Делает это он очень тонко, с прекрасным юмором. Приведу несколько цитат для иллюстрации: «громкие дела, над которыми пахал наш отдел – убийство семьи из пяти человек, поиски киллера, взорвавшего офис с семерыми сотрудниками фирмы, захват террористами детского садика и кража колеса с машины заместителя мэра». Комментарии излишни – все предельно жизненно. А вот перечень литературы, увиденной героем у одного из своих подопечных: «Воспоминания бывшего председателя весьма серьезного ведомства – «Как я продал КГБ». «Исповедь на трезвую голову» - это перо деятеля повыше. Валерия Стародомская – «Моя борьба». «Юридическое обеспечение банно-прачечного дела в Узбекистане» - творение бывшего петербургского мэра. По-моему, вполне достаточно, чтобы все здесь понять.
    К тому же страницы повести насыщены рекламой примерно так же, как наша жизнь. Она - издевательски-пародийного плана - звучит по телевизору, она же – в мыслях героя, когда он видит любой из предметов, навязчиво предлагаемых нам «ящиком». А что, в жизни не так? Кто-то возражает?
    И вот таким образом постепенно приходишь к горькому выводу, сформулированному одним из «подопечных» героя книги: совсем скоро ненормальных у нас в стране будет гораздо больше, чем здравомыслящих, а потому именно им и принадлежит будущее. Горькое открытие…
    К сказанному можно добавить, что в книге напрочь отсутствуют столь популярные в литературе детективного жанра сцены насилия, а там, где СОБР или ОМОН пинает бандитов башмаками по ребрам и прочим частям тела, это подается как рутинная работа – установленный стиль общения нормальных людей с подонками общества (впрочем, в нашем «дурдоме» их теперь именуют «элитой»).
    Кстати, то, что Илья Рясной - профессионал спецслужб, видно и из второй вошедшей в эту книгу повести: «Право выжившего». Вещь эта совершенно не похожа на первую, она, скажем так, более стандартна по содержанию, и язык изложения далек от стиля «ироничного детектива».
    Капитан-«афганец» Косарев после тяжелого ранения приходит на службу в милицию, где также бескомпромиссно, как в армии, вступает в бой с уголовной нечистью. Именно – «нечистью», подчеркивает автор, показывая, что уголовный мир, который у нас сейчас нередко романтизируется, на самом деле является подонками общества, и среди этих людей нет и не может быть ни чести, ни совести, ни нормальных человеческих отношений… Так может писать об уголовном мире только человек, достаточно хорошо изучивший эту среду, имеющий на нее свою устоявшуюся точку зрения.
    Как кажется, книга «Дурдом» заметно выделяется в ряду «полицейской литературы». Впрочем, премия МВД – наиболее наглядное тому свидетельство.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker