на главную страницу

3 марта 2001 года

Оружие России

Суббота

С «Аннушкой» повенчанные

Записали Александр ДОЛИНИН,
Андрей ПОЧТАРЕВ,
«Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА
и из архива.



гости «Красной звезды» - создатели системы «А»     Система «А» — экспериментальный полигонный комплекс. Так сухо называли в секретных документах то, что предопределило создание отечественной противоракетной обороны (ПРО). Основу этой системы - противоракету - разработчики и люди в погонах именовали по-своему — «Аннушкой». Вот так ласково, хотя она вместе со всем ее огромным «приданым» потребовала от них и сил, и здоровья, не одарив ни материальными благами, ни наградами в то время, принеся немало лишений и страданий. И все-таки стала она для сотен и сотен наших соотечественников «звездным часом», судьбой.

    Как же счастливы были они, когда 4 марта 1961 года «Аннушка» - специальный перехватчик Петра Грушина - развалила на куски «Сандал» - баллистическую ракету Р-12 с головной частью, «пожертвованную» для испытания стратегическими ракетчиками.
    Не без волнения встречали мы в редакции людей, причастных к этому этапному событию сорокалетней давности.
    Помогла в организации этой встречи Межрегиональная общественная организация воинов-интернационалистов, ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов.
    Из воспоминаний первопроходцев.
    Владимир СОСУЛЬНИКОВ, инженер-полковник в отставке, главный конструктор системы дальнего обнаружения боевых ракет, лауреат Ленинской премии:
    - Событию, о котором идет речь, предшествовал семилетний напряженный труд коллективов разработчиков, предприятий оборонной промышленности, войсковых частей.
    Сегодня в истории нашего дела становится все более очевидной роль Георгия Константиновича Жукова, который, по свидетельствам людей и рассекреченным документам, стал в нем своего рода побудителем. Мощную поддержку в этой многотрудной работе оказывал Дмитрий Федорович Устинов, а задающим генератором ее стал, конечно же, Григорий Васильевич Кисунько. Под руководством «Г.В.» была организована и проведена серия решающих экспериментов по фундаментальным основам системы противоракетной обороны. Ему пришлось преодолеть немало трудностей и препон, но правоту Кисунько мы ощущаем и сейчас.
    Не могу не вспомнить и тех, с кем пришлось мне бок о бок работать. Это - заместители главного конструктора СДО «Дунай-2» Михаил Архаров, Владимир Васюков, Петр Андреев, Станислав Сорокин, Виталий Марков, Исай Белопольский. Они проявили себя самоотверженными людьми, профессионалами высокой пробы.
    Олег ГОЛУБЕВ, заместитель главного конструктора системы противоракетной обороны г. Москвы, лауреат Ленинской премии и Государственной премии России:
    - Почему было необходимо создать принципиально новую систему, не особенно опираясь на уже наработанные - противосамолетные с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР)? Все дело в том, что цель - головная часть баллистической ракеты - существенно отличается от самолетной. Это вызвало необходимость коренным образом переделать архитектуру системы перехвата. В систему управления впервые вошла цифровая вычислительная машина. И локатор, и противоракета системы «А» содержали много оригинальных решений.
    Сложно было осуществить единовременную готовность всех локаторов - системы дальнего обнаружения, точного наведения, визирования противоракеты... Надо помнить, что мы находились тогда в «ламповой эпохе», и готовность средств, продолжительность их одновременной работы являлись проблемой. Были и другие технически сложные задачи, но благодаря коллективам разработчиков и воинских частей, их согласованной и напряженной работе мы добились успеха.
    Владимир Светлов, генеральный конструктор, руководитель Машиностроительного КБ «Факел» имени П.Д. Грушина:
    - Предметом моей гордости является то, что еще в 1957 году молодым специалистом я пришел работать в родное конструкторское бюро, к «Аннушке».
    Противоракета В-1000 была выполнена нами по двухступенчатой схеме: разгонный твердотопливный ускоритель и управляемая боевая ступень с жидкостным ракетным двигателем, весом около 9 тонн. Автономные летные испытания противоракет были начаты в мае 1959 года. Мартовские, в 1961 году, в комплексе средств системы «А» были 80-ми по счету. В этом пуске промах составил 31,8 м влево и 2,2 м вверх. Цель была поражена (полностью разрушена), на земле нашли только самые массивные части цели - грузовой макет спецзаряда, кольцевой шпангоут и носовую часть корпуса. Этот результат не был случайным. До конца года мы провели еще восемь успешных пусков по реальным целям.
    Замечу еще, что впервые в мире был создан осколочный вариант боевой части противоракеты, содержащей 16.000 активных поражающих элементов (каждый из них представлял собой шарик взрывчатого вещества, несущий в себе карбидвольфрамовое ядро - так называемая в просторечье «вишня в сиропе»). О нашей В-1000 в печати данные есть, а вот о тех, кто готовил противоракету к пуску, - почти полное умолчание до сих пор. Мы в долгу в этом плане перед начальником полигона Степаном Дороховым, главным инженером Михаилом Трофимчуком, Або Шаракшене, руководителем отдела Владимиром Яхно, начальником стартовой бригады Владимиром Жестковым, телеметристами Тимофеева - Леонидом Спасским, Григорием Бондзиком...
    Надо сказать, что на всех участках работы были военные специалисты. Все мы по достоинству оценили действия старшего лейтенанта Юрия Ерохина, который филигранно выполнил вручную тонкую операцию так называемого захвата. Впоследствии этот офицер стал генерал-лейтенантом, доктором наук, возглавил НИИ.
    Леонид ХВАТОВ, участник разработки радиолокаторов точного наведения (РТН):
    - Три предусмотренных в системе радиолокатора являлись главным инструментом для определения координат цели и противоракеты. С их помощью цель захватывалась за тысячу километров и велось ее сопровождение. «Г.В.» (Кисунько) фактически возглавил и эту разработку. Коллектив нашего КБ-30 был молодой, но, несмотря на возраст и небольшой опыт, с техническими задачами справился.
    В системе каждого РТН имелся комплекс радиоэлектронной аппаратуры и две параболические антенны - диаметром в 5 и 15 метров. Антенны были сделаны с большой точностью: их поверхность в любой точке отличалась от параболы не более чем 2 мм (при их-то диаметре).
    Рекордными стали сроки создания радиолокаторов. В 1956 году подготовили эскизные проекты, а уже в 1958 РТН вывезли на объекты, расположив равномерно по окружности на расстоянии в 170 километров.
    Немножко завидовали мы тем, кто нес службу на берегу Балхаша. Мы-то до своих локаторов добирались на машинах за сотни километров, а туда, где и вовсе дорог не было, летали на вертолетах. Была та земля в ту пору Богом забыта. Злой была судьба у инженеров, не зря ведь мы пели:


    Занесла нас судьба на край
     планеты.
    Уронила с крыла на юге где-то.
    Теперь вся жизнь моя течет
     в пыли, в тумане.
    Просыпаюсь я, друзья,
     в Сары-Шагане.



    Было немало просто драматических событий. Так случилось пять неудачных подряд пусков по вине всех элементов. Наше КБ-30 вообще назвали «детским садом». Наверху кое-кто даже настаивал на закрытии всей работы по системе «А». Если бы не воля Кисунько, так, возможно, и произошло бы. Считаю, что тот большой труд не был оценен по достоинству. Его как-то замолчали. Возможно, потому, что через месяц с небольшим полетел в космос Юрий Гагарин, и этот прорыв затмил все.
    Владимир ПЕРФИЛЬЕВ, генерал-майор в отставке, старший научный сотрудник, лауреат Государственной премии СССР:
    - Капитаном пришел я после академии на полигон, более двадцати лет служил здесь до генерала. Пришлось испытывать много комплексов, но система «А» стала, что называется, первой любовью. Никогда, кажется, так задорно, как в те годы, не работалось. Что значит молодость! Среди первопроходцев ПРО были в основном две категории военнослужащих: лейтенанты - по выпуске из училищ и капитаны - выпускники академий.
    Условия для жизни были аховые. Семьи не разрешалось привозить в течение года. Цивилизации никакой. Будущий Приозерск, где «все будет», начальник полигона показывал нам только на эскизах.
    Триста солнечных дней в году были идеальными только для оптики, безлюдье и необжитость мест - удобны для секретных объектов. Нам же 40-градусная жара летом и 30-градусный мороз зимой большого удовольствия не доставляли. Не радовала и полупустыня с ее змеями, скорпионами и прочей местной живностью. Лишь тюльпаны грели душу по весне да значимость проделываемой работы, суть которой мы черпали непосредственно в КБ, у станка, что называется (учебной литературы тогда тоже не существовало).
    Анатолий ПОЗДЕЕВ, генерал-майор в отставке, бывший член Военного совета армии:
    - Какой же великой была тяга к знаниям у молодых офицеров! Целыми отделами сдавали они экзамены кандидатского минимума с прицелом на будущие диссертации. А тем для них практика подсказывала множество. Взять хотя бы 11-страничный отчет об успешном пуске противоракеты. В нем что ни абзац, что ни вывод, то упоминание слова «впервые». Так оно и было с системой «А»: аналогов ее не было. Тогда действительно почти все делалось впервые - и в отечественной, и в мировой практике.
    Михаил ВОСКОБОЙНИК, полковник в отставке, лауреат премии Совета Министров СССР:
    - В процессе уникальной во многом работы большой вклад был, к примеру, внесен в оснащение радиолокаторов точного наведения достоверными исходными данными. Мы задавались многими практическими вопросами. И главным из них: как сделать минимальным промах? Немало потрудились в этом направлении ученые НИИ под руководством Алексея Толкачева, подчиненные Николая Свечкопала, Олега Лесоты...
объект системы «А»     Некоторые процессы моделировались, эти наработки использовались потом на практике. Километры пленки изучались и анализировались нашими специалистами буквально в считанные дни. Работа порой длилась сутками. Эта самоотверженность была присуща и Юрию Рубаненко и Александру Дубовцу, Геннадию Косину и Евгению Жабейко, Федору Нагиленко и Юлию Цукову, Олегу Черкасову и Николаю Решетникову... Да разве всех перечислишь! Школа полигона формировала личность, воспитывала людей с большим полетом.
    Николай СВЕЧКОПАЛ, заместитель главного конструктора, дважды лауреат Государственных премий:
    - Многими участниками нашего разговора замечено, что работа по системе «А» была сложной. Прежде всего в плане науки. Не случайно поэтому и НИИ создали, и ученый совет непосредственно на полигоне появился, что было впервые.
    По прошествии сорока лет невольно рассуждаешь, что же предопределило успех тех лет? И приходишь к выводу: политическая воля руководства страны, осознание проблемы создания противоракетной обороны, возложение решения ее на самостоятельные КБ, плеяда главных конструкторов, высочайший уровень высшей школы, которая дала в 50-60-х годах блестящих выпускников, солидный научно-технический потенциал, личность и роль выдающегося конструктора Г.В. Кисунько... Факторы эти можно продолжать и далее.
    ...Принял в нашем разговоре участие и действующий офицер, полковник Олег Матвеев. Многие годы служил он непосредственно в Войсках РКО, которые создавали люди, поделившиеся своими воспоминаниями. Сейчас Олег занимается научной работой. Нам показалось логичным завершить тему, поднятую в газете, сделанными им выводами. А они заключаются в следующем.
    Достигнутые к 1961 году отечественные результаты в реализации принципов построения системы ПРО и большое количество натурных экспериментов в области радиолокации баллистических целей, наведение противоракет и поражения ГЧ БР осколочно-фугасными боевыми частями до сих пор остаются существенной частью фундамента созданных в России уникальных боевых систем ПРО.
    Наряду с другими факторами создание войск ПРО и ПКО послужило гарантом поддержания стратегического равновесия и предотвращения ядерной войны.
    Ввод в строй средств ПРО явился большим научно-техническим достижением.
    Строительство и совершенствование системы ПРО способствовали развитию ряда областей науки и промышленности, и прежде всего электронно-вычислительной техники, электровакуумной промышленности, радиолокации.
    Опыт создания, развития и эксплуатации средств РКО может быть значительным и существенным вкладом в Европейскую систему защиты от нестратегических БР.
    Участники встречи предложили увековечить память выдающегося ученого и организатора Г.В. Кисунько, достойно оценить его вклад в укрепление могущества страны.

    На снимках: гости «Красной звезды» - создатели системы «А»; объект системы «А».

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker