на главную страницу

7 марта 2001 года

Тема номера

Среда

Нам все по плечу, когда женщина рядом

Геннадий МИРАНОВИЧ,
«Красная звезда».
Фото Сергея СИДОРОВА.



    ГЛЯДЯ на эти снимки, наверняка улыбнутся и седой ветеран Великой Отечественной, и еще молодой человек, но тоже уже ветеран, прошедший Афганистан и Чечню, и юноша в армейском камуфляже, с оружием в руках защищающий сегодня честь России на ее южных рубежах. Улыбнутся и вспомнят не только кадры из фильма «А зори здесь тихие...» или ставшее роковым для красноармейца Петрухи из фильма «Белое солнце пустыни» изречение: «Гюльчатай, открой личико!»...

    Вспомнят прежде всего тех, кто в трудную минуту был рядом, кто согревал замерзающую на войне мужскую душу ласковым словом, светлой улыбкой: «сестричку» в медсанбате, телефонистку на командном пункте, официантку в офицерской столовой... Да какую только работу не делают в армии и на флоте наши милые женщины. И как делают!
    В одном ракетном гарнизоне, традиционно упрятанном в лесных дебрях, познакомился я со старшим лейтенантом медицинской службы Еленой Коротковой. По рассказам обитателей городка, прибыв в часть после окончания военно-медицинского факультета Саратовского университета, «симпатичная докторша» с таким рвением взялась за дело, что вскоре здесь и говорить о болезнях стало неприличным.
    - С ее приходом даже традиционных вспышек гриппа нет! - постучав по столешнице, подтвердил «народную молву» начальник гарнизона. - А какая красавица!
    Тут командир тоже был прав. «И откуда берутся такие?!» - только и смог пробормотать я при виде очаровательной хозяйки медпункта, действительно по всем параметрам подходившей под определение «Мисс «Красная звезда».
    - Из Красных Сосенок, - с достоинством ответила начмед. - Может, слышали про такой ракетный гарнизон?
    Так вот, оказывается, откуда у этого хрупкого создания при погонах такое рвение в службе!
    О Красных Сосенках - микрорайон городка Тейково в Ивановской области, где живут и служат «стратеги», одними из первых в Российской армии освоившие мобильный ракетный комплекс «Тополь», - я знал не понаслышке. Уж что-что, а уроки патриотизма, любви к армии офицерские дети проходят там, что называется, с пеленок.
    Впрочем, как выяснилось, у моей знакомой эти уроки начались еще на станции Оловянная в Забайкалье, где служили когда-то ее родители. Потом были гарнизоны и с более романтическими названиями вроде Красных Сосенок или того, где сейчас начинает военную карьеру она сама. Не менялась только атмосфера, традиционно присущая военным городкам, которую очень убедительно, по-моему, обрисовала Лидия Беленькова, профсоюзный лидер того самого ЗАТО (закрытого административно-территориального образования), где так преуспела на ниве борьбы с вирусами военврач Короткова.
    - По дороге к нам вы, наверное, видели братские могилы, - сказала Лидия Васильевна, когда речь зашла о нелегкой доле жителей городка, построенного еще при зарождении РВСН на болоте и сейчас приходящего в упадок из-за отсутствия средств на ремонт коммуникаций. - В 41-м здесь стояли батальоны народного ополчения, вместе с армией преградившие путь врагу на Москву. Насмерть стояли. Вот и мы, как те ополченцы, до последнего вместе с армией стоять будем...
    Конечно, в такой атмосфере особых усилий, чтобы настроиться на ревностное служение Отечеству, от потомственного ракетчика Елены Коротковой не потребовалось. Выросшая среди людей, для которых интересы службы превыше всего, она оказалась как бы в родной стихии.
    ДЕТИ российских гарнизонов, сыновья и дочеры офицеров, прапорщиков, мичманов... Наверное, если проанализировать сегодня социальное происхождение командного состава большинства частей и соединений любого вида наших Вооруженных Сил, то костяк его составят именно они.
    С психологом одного из полков Таманской ракетной дивизии, дислоцированной в Саратовской области, подполковником Виктором Белецким мы как-то занялись таким анализом. Выяснилось: каждый второй офицер части - из семьи ракетчиков. Немало таких, что интересно, оказалось и среди солдат. Причем и в коллективе они, по свидетельству командиров, осваиваются быстрее, и трудности службы переносят легче, чем те, кто до призыва не был знаком с гарнизонной жизнью.
    И еще обнаружилась такая любопытная деталь: все эти ребята настолько дорожат службой ракетчика, что самым суровым наказанием для себя, судя по результатам опроса, каждый счел бы перевод в другие войска. А ведь полк, о котором идет речь (как, впрочем, и вся Таманская ракетная дивизия), стоит отнюдь не в «райском уголке», к тому же людям, в труднейших условиях осваивающим новое оружие, глубоко под землей несущим боевое дежурство, приходится порой испытывать невероятные морально-психологические и физические нагрузки.
    Так не это ли впитанное с молоком матери «до последнего с армией стоять будем» и помогает молодому человеку или барышне, выросшим в каком-нибудь начальством и Богом забытом лесном гарнизоне, служить Отечеству? Служить верой и правдой, каким бы тяжким, непрестижным, по нынешним меркам, и опасным их труд ни был.
    Вот лишь несколько фамилий из скорбного списка офицеров, павших в боях с бандитами на Северном Кавказе:
    Александр Аношин, старший лейтенант, командир взвода;
    Алексей Пуликовский, старший лейтенант, заместитель командира батальона;
    Алексей Родионов, майор, заместитель командира батальона;
    Евгений Филипенок, старший лейтенант, командир вертолета;
    Олег Шпак, лейтенант, командир взвода;
    Юрий Щепин, капитан, командир роты...
    Это, заметьте, только сыновья генералов, «генеральские сынки», как скажет иная (к сожалению, есть и такие среди женщин) активистка отечественного антиармейского фронта. И список далеко не полный. А сколько еще таких же, выражаясь языком Владимира Высоцкого, детей старшин да майоров полегло в тех горах, сколько ранено да контужено в боях за нашу великую Родину, которая начиналась для них с больших и малых гарнизонов... Честь их отцам и... низкий поклон вам, матери павших героями!
    «Каждому из нас, мужчин, - писал в свое время сыну немодный ныне педагог В.А. Сухомлинский, - надо твердо помнить: у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер, вторая же у всех одна и та же - защитник Родины». Золотые слова! И можно лишь добавить, что вряд ли найдется школа, где подобное отношение к профессии - Родину защищать - воспитывалось бы столь ненавязчиво, но целенаправленно и, главное, эффективно, как это происходит в повседневной жизни самого что ни на есть обычного гарнизона. Ведь гарнизон - это не только испытанная временем форма организации жизнедеятельности отдельно взятых частей и кораблей. Это еще и особая общность людей, объединенных специфическим укладом жизни. И то, скажем, что мальчишки из Видяево и других приморских военных городков сегодня рвутся в подводники - вовсе не вспышка ура-патриотизма, инициированная подвигом ушедшего в бессмертие экипажа «Курска», а закономерный результат влияния этого уклада.
    И опять же. Что лежит в его основе? Конечно, командирский приказ. Конечно, специфика службы. Разные там нормативные документы и многое прочее, чем обычно регламентируется жизнь воинского организма. Но давайте не будем забывать и о другом, а именно - о женском начале в этом организме.
    ДЕЛО не только в том, что в тех же Ракетных войсках, скажем, по данным начальника оргмобуправления - заместителя начальника Главного штаба РВСН генерал-лейтенанта Владимира Увакина, непосредственно на боевых постах несут сегодня службу около 9 тысяч женщин. Или что вообще у нас каждый второй солдат и сержант, проходящий службу по контракту в частях постоянной готовности, - женщина. (К слову, именно они, как мне кажется, а не какая-нибудь очаровательная телеведущая с лицом, обезображенным злобным неприятием армии и всего, что связано с понятием «патриотизм», служат для нас, мужиков, олицетворением красоты русской женщины). Не будем забывать, что женщина - это еще и бабушка, мать, жена... Их влияние на атмосферу в военном городке трудно переоценить. И не потому ли в таких городках, как правило, меньше, скажем, наркоманов среди подростков, криминальных элементов, усложняющих и без того непростую нашу жизнь, что с воспитательными структурами армии и флота активно взаимодействует и этот своеобразный добровольческий отряд воспитателей подрастающего поколения.
    Ни в коем разе не хочу умалить тем самым труд занимающихся такой же работой педагогов обычных общеобразовательных учреждений в наших городах и весях, основную массу которых, кстати, тоже составляют женщины. Напротив, во многом благодаря именно им далеко не везде еще слово «патриотизм» стало ругательным среди молодежи, а многие ребята (о чем свидетельствуют конкурсы в военные вузы страны) мечтают видеть себя в будущем в строю профессиональных защитников Отечества.
    В частности, еще раз убедиться в этом довелось недавно, побывав в 900-й московской школе, где директором Татьяна Михайловна Чернова. Ее коллектив, не дожидаясь особых указаний и постановлений, давно уже сотрудничает с Советом ветеранов 1-й гвардейской стрелковой дивизии (впоследствии 1-го гвардейского механизированного корпуса) имени Героя Советского Союза И. Руссиянова. Встречи с фронтовиками, совместные походы по местам боев, уроки мужества в созданном своими руками школьном музее боевой славы первогвардейцев, занятия в военно-патриотическом клубе «Защита» - все это способствует воспитанию юных граждан в духе любви к Родине, уважения к ее истории, ратному труду. А с каким тщанием учит их любить все русское, начиная с родного языка, один из лучших педагогов школы Валентина Петровна Ромашова! Я видел, как трудно удержаться от слез прошедшим все огни и воды ветеранам, когда ее ученики читают им стихи о войне...
    И таких примеров - когда получающие нищенскую зарплату, работающие зачастую далеко не в комфортных условиях женщины-педагоги на «гражданке» являют прямо-таки чудеса патриотизма - можно привести множество. Скажем им за это хотя бы спасибо.
    И все же, возвращаясь к разговору о гарнизонах, значительную часть обитателей которых составляют женщины, признаем: здесь больше, чем где бы то ни было, держится на их (не поворачивается язык сказать хрупких) плечах. Мало того, что многие вместе с мужьями несут службу на боевых постах, они еще ведут активную общественную работу.
    Заместитель начальника Юрьянского гарнизона по воспитательной работе полковник Юрий Мещеряков, например, считает женсовет одним из наиболее боевых своих подразделений на этом поприще. И в самом деле. Светлана Шалабанова, Анетта Харитонова, Ольга Семерякова, Светлана Кузнецова, Августа Бакина, другие активистки женсовета помогают разнообразить культурную жизнь военного городка, поддерживать в нем идеальный по сравнению с некотырыми крупными городами порядок. С их легкой руки в гарнизонном Доме культуры работает масса всевозможных кружков, начиная с подготовки малышей к школе и заканчивая занятиями в изостудии, шесть выпускников которой, кстати, учатся сейчас в Академии художеств. И это, заметьте, уроженцы отдаленного гарнизона, затерявшегося в лесах вятского края!
    Комментируя сей факт, начальник гарнизона генерал-майор Сергей Артемьев с улыбкой заметил:
    - С такими женщинами нам все по плечу!
    Что ж, то же самое с полным основанием можно сказать и о тысячах других россиянок, каждая из которых не только сама верно служит Отечеству, но и помогает нам в этом святом деле.
    С праздником вас, дорогие!

    На снимках: по мнению многих офицеров Сибирского военного округа, взвод школы прапорщиков, которым командует младший лейтенант Юрий Погребной, очень опасен: каждый его боец может сразить не только оружием, но... и взглядом.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker