на главную страницу

13 марта 2001 года

Армия сегодня

Компьютер моря не заменит

Капитан 1 ранга Владимир ПОРОЗОВ,
профессор кафедры тактики ВМФ
и военно-морской истории ТОВМИ имени С.О. Макарова.



    Три года назад из стен Тихоокеанского высшего военно-морского училища, ныне Тихоокеанского военно-морского института (ТОВМИ), впервые за многие годы его существования выпустились лейтенанты, подавляющее большинство из которых за пять лет обучения так и не побывали на кораблях в море, не получили морской практики. Что за этим явлением?

    К СОЖАЛЕНИЮ, за последние годы в вопросах подготовки выпускников произошли не лучшие изменения, связанные по некоторым позициям с недальновидным подходом к распределению и планированию учебного времени, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса (УВП), его финансированию. Особенно это коснулось профилирующих для военно-морского учебного заведения (ВМУЗ) дисциплин, а именно тактико-специальных и общевоенных.
    Так, штат профессорско-преподавательского состава (ППС) приблизился к международному уровню (согласно мировым стандартам штатная численность ППС для ВУЗ определяется из расчета от 5 до 7 обучающихся на одного преподавателя). Но, если рассмотреть распределение учебных часов, соответственно расстановку ППС, то последние 5 лет количество учебных часов на тактико-специальные и общевойсковые дисциплины сократилось более чем на 30 процентов, а ППС – более чем на 40 процентов в пользу общеобразовательных дисциплин.
    Во-вторых, сокращение ассигнования на жизнедеятельность ВУЗ, с одной стороны, активизировало деятельность личного состава по разработке учебной литературы, организации хозрасчетной работы. С другой - значительно сократилось материально-техническое обеспечение, что уменьшило возможность практической отработки действий в море.
    Вот один из примеров. В Тихоокеанском военно-морском институте есть дивизион учебных катеров. Еще три года назад он насчитывал 11 единиц, из которых 4 совершали дальние морские походы от Владивостока до Николаевска-на-Амуре и Сахалина. В настоящее время осталось 5 катеров, из которых в строю только 2, да и у тех давно закончились сроки докования. Из 26 требуемых для обеспечения учебного процесса шестивесельных ялов в наличии только 10, у которых в 1998 году, даже после продления на 5 лет, вышел срок эксплуатации. Эти плавсредства существуют только благодаря смекалке личного состава. Но материальная часть - не человек, ей не прикажешь служить дольше, чем в ней заложено. Именно поэтому прекратились многодневные шлюпочные походы курсантов, в период которых закреплялись навыки и умения эксплуатации плавучих и спасательных средств в различных условиях обстановки, практически изучались акватория и район плавания, вырабатывались физическая выносливость и умение действовать в экстремальных ситуациях.
    Негативное влияние на систему военного образования оказывает и децентрализованное планирование УВП. Отсутствие единого понимания и подхода к распределению учебных часов, содержанию и даже названию учебных дисциплин как со стороны базовых кафедр (разработчиков квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускника конкретной специальности), так и со стороны направления военного образования, негативно сказывается на формировании знаний, навыков и умений у будущих корабельных офицеров. Конечно, с оценкой этого пункта можно поспорить. Справедливо будет отметить, что до определенной степени децентрализация планирования необходима, поскольку позволяет учитывать территориальное расположение учебного заведения, особенности его профиля и жизнедеятельности в современных условиях. Но без глубоко продуманного научного подхода она вносит хаос в работу и в центре, и на местах.
    Рассматривая с позиции системного подхода действенность такого элемента, как «содержание и распределение учебного времени» по предложенным на следующее пятилетие учебным планам, нетрудно заметить, что учебное время на изучение большинства тактических и общевоенных дисциплин в отличие от специальных и общеобразовательных, во-первых, урезано до минимума, во-вторых, для различных специальностей его количество существенно отличается (от 0 до 100 учебных часов и выше по морской практике и управлению маневрами корабля). А как можно достичь цели в подготовке морского офицера, если на это не выделено учебного времени? Следовательно, сколь конкретно ни была бы сформулирована цель обучения, как бы ни было определено его содержание, без необходимого количества учебного времени качественный конечный результат получить невозможно. Значит, система не в состоянии выполнить государственный заказ.
    Никто не умаляет значимость ни одной из сторон функциональной деятельности офицера на корабле. Хороший специалист, но плохой тактик или моряк, или наоборот, в корабельных условиях может сорвать решение поставленных задач. Море не прощает поверхностного, неуважительного отношения к себе, о чем свидетельствуют множественные трагические случаи. Отсюда закономерен вопрос: чем корабельный штурман, кроме специальности, отличается от корабельного минера, гидроакустика, связиста и т.д. Ведь и те и другие в соответствии с корабельным уставом и типовыми корабельными расписаниями, помимо службы по специальности, выполняют ряд дополнительных обязанностей и в условиях морской среды обязаны выполнять элементарные действия, обеспечивающие жизнедеятельность подразделения и корабля в целом. Хотелось бы, чтобы это учитывалось базовыми кафедрами.
    К сожалению, подавляющее большинство курсантов не обеспечено корабельной практикой. Среди выпускников последних двух лет более 30 процентов не имели практической подготовки по своей специальности в условиях пребывания корабля в море. А в ванной комнате морского офицера, способного справиться со всеми перипетиями этой службы, никогда не вырастить.
    Введены новые дисциплины, не влияющие на формирование готовности выпускника к исполнению им своих будущих функциональных обязанностей, и увеличено время на общеобразовательные дисциплины. Например, по прошедшим учебным планам на раздел «менеджмент и маркетинг» для семестровых занятий выделено 30 часов, на дисциплину «цифровые устройства микропроцессора» - около 100 часов, на изучение социологии и культурологии - около 60 часов, на экологию - 60. Этот список можно продолжить. А вот на морскую практику и управление маневрами корабля на некоторых факультетах отдельно не выделено ни одного часа.
    Естественно, нельзя игнорировать требования нынешнего дня. Сегодня нелепо выглядит человек, имеющий высшее образование, без знания компьютеров, политологии, законодательства. Но нельзя объять необъятное. И практика доказывает, что обилие компьютеров, знаний менеджмента, маркетинга, социологии и т.п. не поможет экипажу корабля достойно справиться с морской стихией. Море требует жесткого подхода к подготовке военных моряков, а следовательно, и единообразного содержания, терминологии, распределения достаточного количества учебного времени на теоретическую и практическую подготовку выпускников во всех ВМУЗ и для всех специалистов.
    Закрепленный ГОСТом термин: «Морская выучка» – гласит, что это «комплекс навыков экипажей кораблей и органов управления соединением по ведению боевых действий. Важнейший показатель боевой готовности ВМФ...» Основным показателем качества подготовки корабельного офицера и следует считать уровень морской выучки. Действительно, никому из нас и в голову не придет, что управляющий самолетом пилот не имеет летной выучки, или ведущий автобус водитель впервые сел за руль и выехал на оживленную автотрассу. Так почему же в военно-морских учебных заведениях можно так пренебрежительно относиться к морской практике? Как может офицер, допустим, радиотехнической боевой части, а он, как правило, является начальником боевого информационного поста, вырабатывать рекомендации командиру по маневрированию корабля, если он никогда не изучал и не отрабатывал подобный вопрос и не представляет всех нюансов этого порой сложного и трудоемкого процесса?
    Чьей-то властной рукой дисциплина «морская практика» в объеме 40 часов была вычеркнута из программы начальной военно-морской подготовки. Бесспорно, в этот период азы морской подготовки будущему курсанту необходимы. Но не следует забывать, что большинство абитуриентов никогда не были на боевых кораблях, а некоторые и не видели моря, смутно представляют ситуации морской службы. Да и можно ли привить необходимые навыки и умения выпускнику за столь короткий срок, а тем более сохранить их без постоянной практической отработки за пять лет?
    Поэтому в преддверии очередного пятилетнего планирования и организации УВП возникает острейшая потребность в пересмотре существующего подхода в стенах ВМУЗ к подготовке выпускников. Думается, необходимо директивно закрепить профилирующие дисциплины и отводимое на их изучение учебное время. Для чего провести в ближайшее время крупномасштабную ведомственную научно-исследовательскую работу, которая позволила бы исключить субъективизм в решении этого вопроса. Моряки знают: какой бы ни была ржавчина, она рано или поздно разъест корабль, если ее вовремя не удалить. Поэтому я считаю, что назрела необходимость в ближайшее время провести общеведомственную, пусть даже заочную конференцию. Она возможна, например, на страницах газеты «Красная звезда». Ее главная цель - во всей иерархии управления военно-морским образованием конкретизировать и закрепить понятия, термины, учебное время по основным характеристикам, формирующим корабельного офицера, обсудить результаты реформ ВВМУЗ и выработать конкретные предложения с целью повышения организации и улучшения обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker