на главную страницу

15 марта 2001 года

Армия и общество

Четверг

Меняясь вместе с жизнью

Вадим МАРКУШИН.



    На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид ИВАШОВ

    - Леонид Григорьевич, с чего все начиналось? Каким указом или приказом введено в строй ваше уважаемое учреждение?
    - Да, был специальный приказ военного министра от 15 марта 1951 года (а ему предшествовало распоряжение Совета Министров СССР), согласно которому из состава ГРУ был выведен 10-й отдел. На базе этого отдела и создали 10-е управление Генерального штаба, которое в обиходе стали называть «Десяткой». Коллектив был небольшой, всего 16 военнослужащих и 18 человек гражданского персонала. Задача заключалась в том, чтобы организовать военное и военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Эта работа начиналась, конечно же, не с нуля. Определенный опыт имелся. В 1920-1940 гг. Советский Союз в целях достижения собственных внешнеполитических целей в разное время тесно взаимодействовал и оказывал военную и военно-техническую помощь Афганистану, Германии, Испании, Ираку, Китаю, Монголии, Польше, Турции, некоторым другим странам. В годы Второй мировой войны СССР на безвозмездной основе осуществлял подготовку польских, чехословацких и югославских военных кадров. С его помощью были созданы национальные воинские формирования этих государств. А после войны советское руководство немало усилий направляло на установление межгосударственных контактов, в том числе по военной линии, со странами народной демократии и с государствами, освободившимися от колониального рабства и ведущими борьбу за национальную независимость. Так что, как видите, фундамент той работы, которой мы сейчас занимаемся, закладывался давно.
    - Как часто потом менялась структура «Десятки», насколько вырос масштаб задач?
    - Спустя четыре года после упомянутого приказа решением министра обороны от 1 мая 1955 года наше управление было реорганизовано в Штаб Объединенных Вооруженных Сил и 10-е Главное управление Генерального штаба. Весь этот аппарат возглавил тогда генерал армии Антонов А.И. В дальнейшем, до июля 1992 года, принципиальных перемен не было. А вот с созданием Министерства обороны РФ в июле 1992 года 10-е Главное управление Генштаба было преобразовано в Главное управление международного военного сотрудничества Миноборны РФ. В последующие годы проводились некоторые уточнения структуры соответственно характеру и объему работы, сокращалась численность аппарата (с 485 до 290 человек).
    В общем, мы менялись, совершенствовались, реагируя на общие перемены и новые задачи. Это и создание Варшавского Договора, Объединенных Вооруженных Сил, и расширение географии связей в военной сфере, и резкое возрастание интенсивности вооруженных конфликтов и военной деятельности в различных частях планеты.
    - И все-таки с июля 1992 года, надо полагать, начался принципиально новый этап вашей деятельности?
    - Да, можно сказать, мы вступили в новый этап своей истории - с новыми проблемами и задачами. Вместе с Генеральным штабом, МИДом, Советом безопасности, другими федеральными органами ГУМВС отстаивает интересы России в военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической областях.
    Прежде всего хотелось бы выделить одно из важнейших направлений нашей работы - сотрудничество со странами СНГ. Здесь нет никаких имперских амбиций. Здесь твердое осознание необходимости иметь вокруг себя сеть дружественных процветающих государств, стремление обеспечить собственные долгосрочные интересы, предупредить угрозы безопасности России, а в случае обострения обстановки - создать условия для их парирования. На этом направлении сотрудничества наибольшее продвижение отмечается в отношениях с Белоруссией, Арменией, Киргизией, Таджикистаном.
    Мы по-прежнему активно работаем и со странами дальнего зарубежья. В настоящее время Министерство обороны осуществляет контакты более чем с 80 такими государствами, а также с рядом международных организаций. В качестве главных целей здесь мы рассматриваем обеспечение стратегических интересов России в различных регионах мира, расширение круга партнеров, друзей, союзников и сокращение числа потенциальных противников, укрепление престижа Российской Федерации и ее влияния на ход мировых событий, получение дополнительных финансовых средств за счет поставок вооружения и военной техники, миротворческой деятельности и оказания других услуг.
    - Как вы оцениваете роль военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, какие в этом плане у нас шансы?
    - Для ряда стран военно-технические связи - это своего рода пуповина, связывающая их с Россией. Сегодня военная техника и вооружение российского (советского) производства находятся на оснащении армий более 100 государств мира. Кроме того, военнослужащие многих стран прошли подготовку в российских учебных заведениях. Эти обстоятельства позволяют и в дальнейшем поддерживать с этими странами добрые партнерские отношения, обеспечивая тем самым наши национальные интересы.
    - Наличие международно-договорного управления в составе ГУМВС, очевидно, свидетельствует о вашей причастности и к такой важной сфере, как контроль над вооружениями...
    - Мы здесь работаем в тесном взаимодействии с Генеральным штабом и Министерством иностранных дел. В круг наших задач по этой части входят подготовка, заключение, контроль, сопровождение договоров и соглашений. В том числе, подчеркну, по ряду ключевых проблем в области ограничения стратегических наступательных и обычных вооружений, нераспространения оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.
    Хочу также добавить, что одним из наших приоритетов является миротворческая деятельность. Она укрепляет авторитет России на международной арене и способствует предотвращению военных угроз нашей стране «несиловыми» методами.
    Замечу в заключение и то, что военное сотрудничество России с зарубежными государствами - это не следствие демократизации, не дань моде, а результат осмысленного использования огромного опыта, накопленного нашими предшественниками. Работая на этом направлении, мы стремимся извлечь максимальные экономические, политические и военные выгоды для России, ее безопасности, для обеспечения успеха военной реформы.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker