на главную страницу

15 марта 2001 года

Россия и мир

Четверг

Талибы не имеют будущего

Александр НЕШИН.
Душанбе.
Фото автора.



в лагере афганских беженцев     Так считает главный редактор афганского общественно-политического еженедельника «Хамбастаги» доктор Мухиддин Мехди

    - Господин Мехди, какие изменения, на ваш взгляд, может претерпеть военно-политическая ситуация на севере Афганистана в ближайшее время?
    - Захват провинций Баглан, Кундуз и западной части провинции Тахор позволил талибам утверждать, что они контролируют весь Афганистан. Учитывая, что с осени прошлого года они также удерживают Талукан - город, имеющий стратегическое значение, можно с полной уверенностью ожидать крупномасштабного весеннего наступления талибов на позиции Северного альянса вблизи границ с Таджикистаном, а также на Файзабад - центр провинции Бадахшан. Мое мнение - сегодня через позиции Северного альянса проходит граница между цивилизованным миром и агрессивным варварством, которое олицетворяют сторонники движения «Талибан». Если Северный альянс потерпит поражение в этой борьбе, то странам Центрально-Азиатского региона и СНГ придется всерьез задуматься над вопросами безопасности и платить за нее дорогой ценой. Талибы - это стихия разрушения мира, культурных ценностей, это движение, попирающее общечеловеческие ценности, в том числе и религиозные, разрушающее бесценные памятники цивилизации. Причем крайний вандализм лидеры талибов кощунственно именуют борьбой за чистоту ислама.
    - Кто же поддерживает сегодня талибов, кто воюет за идеи этого движения?
    - Наемники из пуштунов, проживающих за линией Дюранда в Пакистане, наемники из арабских стран, чеченские боевики и узбекские исламские экстремисты, мобилизованные под страхом смерти афганские граждане из оккупированных талибами провинций. Но боевое ядро, решающая сила - это регулярные пакистанские войска. Они составляют до 30 процентов боевых формирований талибов и оснащены современным вооружением.
    - В конце февраля российские пограничники на одном из юго-восточных участков таджикско-афганской границы дважды подверглись прицельным артобстрелам с афганской территории. Военные источники предполагают, что эти обстрелы - дело рук талибов. Какую цель преследуют такие действия?
    - Могу вас уверить, что это очередная уловка пакистанских инструкторов и советников. Классическая провокация. Пакистан стремится доказать, что Северный альянс полностью зависит от Москвы. Провокаторы обстреливают с линии фронта пограничников, затем отходят, рассчитывая, что ответный удар вызовет жертвы среди населения, которое еще помнит времена советского вторжения. На этой основе талибы рассчитывают сплотить население. А возвращаясь к вопросу о роли Пакистана во всем, что происходит в регионе, скажу, что со времен Зия уль Хака эта страна стремилась расширить свое влияние на север, считая самым слабым звеном Таджикистан. Люди, понимающие суть происходящего, уверены, что одним Афганистаном дело не ограничится...
    - В пойме Пянджа, испытывая крайние лишения, нашли убежище более десяти тысяч граждан Афганистана. Что заставляет этих людей терпеть голод и холод, почему они бегут от талибов?
    - Они бегут из своих домов от войны, от жестоких порядков, которые устанавливают талибы. От голода и разрухи. Пять лет назад талибы захватили Кабул. Срок достаточный, чтобы наладить мирную жизнь, но, посмотрите, беженцы из Пакистана не хотят возвращаться. Кто захочет жить в обществе, где даже длина волос и форма прически регламентируется правительственным указом, нарушение которого сурово карается. Мир еще многого не знает о мракобесии духовных наставников талибов!
    - Но все же приходится встречать сообщения о том, что в центральных и западных провинциях Афганистана заключаются какие-то торговые сделки, контракты промышленного характера...
    - Экономика талибов основана на производстве и переработке наркотического сырья, транспортировке героина и опия. Другая статья - помощь Пакистана и некоторых государств, а также таможенные сборы, приносящие до миллиона долларов США в день. Но все деньги идут на войну. Заводы, фабрики, текстильные комбинаты стоят. Оборудование на них устарело или пришло в негодность. Специалисты разбежались, поскольку им не платили, либо мобилизованы в армию талибов. Учтите еще и чудовищную инфляцию.
    - Но деньги нужны и тем, кто ведет борьбу с талибами, ведь сторонники законного президента Раббани тоже не обладают в данный момент экономической базой.
    - Северный альянс обеспечивает свои военные нужды за счет продажи драгоценных камней - изумрудов, месторождения которых находятся на подконтрольных ему территориях, кроме того, существуют активы за рубежом и в самой стране. Известную материальную помощь населению оказывают друзья Афганистана, международные организации направляют гуманитарную помощь в районы, где сконцентрировались беженцы. У законного правительства Афганистана немало друзей.
    - Ряд видных политиков сегодня сходится во мнении, что военным путем афганский кризис преодолеть невозможно. Однако и мирный диалог никак не удается наладить. Каково отношение руководства Северного альянса к перспективе переговоров с талибами?
    - Разумеется, военное решение - самое бесперспективное. Но можно понять и тех, кто критически относится к предложениям начать с движением «Талибан» мирный диалог. Талибы известны своим вероломством даже в таких элементарных ситуациях, как временное прекращение огня в дни священных праздников и проведения гуманитарных акций. Почему, скажем, Ахмад Шах Масуд критически относится к переговорному процессу? Ответ прост: разве талибы уже признаны мировым сообществом, разве их режим приобрел легитимность? Как можно всерьез призывать к переговорам с теми, против кого приняты санкции ООН? 90 членов правительства талибов занесены в «черный список» лиц, причастных или поддерживающих международных террористов и экстремистов. Это тем не менее не тупиковая ситуация. Санкции ООН оказали воздействие, и мировое сообщество, думая о своем будущем, должно активнее помогать законному правительству Афганистана. В странах СНГ должны знать, что в пакистанских религиозных школах обучается немало узбеков, таджиков, чеченцев. Изучают они не основы ислама, а проходят боевую подготовку и получают боевой опыт в Афганистане. Думаю, понятно, куда проляжет их дальнейший путь. Возможно, Северному альянсу предстоят трудные дни, но талибы не могут рассчитывать на полный успех, их идеи не имеют будущего. Сопротивление им будет продолжено в любой другой форме.


    На снимке: в лагере афганских беженцев.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker