на главную страницу

16 марта 2001 года

Россия и мир

Пятница

Мы создаем силы самообороны

Владимир КУЗАРЬ.



    На вопросы «Красной звезды» отвечает атташе по вопросам обороны при посольстве Монголии в России полковник Готовын ЛУНДЭН

    - Господин полковник, мы встречаемся с вами накануне 80-й годовщины вооруженных сил Монголии. Чем живут сегодня монгольские воины, какие проблемы они решают? К сожалению, в последние годы информации на сей счет из Монголии поступает не очень много, хотя ранее тема монгольской армии занимала на страницах нашей газеты весьма заметное место.
    - Спасибо за проявленный интерес к нашим вооруженным силам. Действительно, 18 марта им исполняется 80 лет. За эти годы они из небольших разрозненных кавалерийских отрядов превратились в современную кадровую армию. Причем мы в прошедшие десятилетия не раз плечом к плечу с советскими воинами сражались против иностранных интервентов. Хочу напомнить, что в 1939 году ваша страна оказала нам военную помощь в разгроме японских войск, вторгшихся на территорию Монголии в районе Халхин-Гола. А на завершающем этапе второй мировой войны вооруженные силы Монголии вместе с Советской Армией принимали участие в разгроме милитаристской Японии и внесли определенный вклад в дело установления мира в Азии.
    В последующие годы монгольская народная армия, опираясь на помощь ближайших союзников, надежно обеспечивала безопасность своей страны. Что касается нынешнего времени, то, продолжая вносить существенный вклад в укрепление обороноспособности Монголии, наши вооруженные силы находятся в процессе своего реформирования.
    - И что же служит основой реформирования вооруженных сил, какова конечная цель этого процесса?
    - Чрезвычайно важными для Монголии и ее вооруженных сил стали принятые великим государственным хуралом (парламентом) страны «Закон об обороне» (1993 г.), Концепция национальной безопасности и внешней политики, а также «Основы государственной военной политики». В свою очередь президентом страны и верховным главнокомандующим вооруженными силами Нацагийном Багабанди утверждена директива о военной реформе. В этих документах определено, что «Монголия будет проводить открытую политику неприсоединения к блокам» и иметь вооруженные силы для самообороны. Важное значение в обеспечении безопасности страны имеет признанный ядерными державами, в том числе нашими соседями, статус о безъядерной зоне Монголии.
    Исходя из геополитического и стратегического положения страны, ее общественно-политического и экономического строя определено, что «Монголия в мирное время имеет компактные, боеспособные и профессионально ориентированные вооруженные силы, отвечающие потребностям обороны и соответствующие экономическим возможностям страны». По сути это и есть конечная цель процесса реформирования вооруженных сил.
    - Можно ли уже говорить о каких-то конкретных результатах этого процесса?
    - Конечно. В частности, произошли коренные изменения в системе военного управления. Согласно «Закону об обороне» разделены функции министерства обороны и генерального штаба вооруженных сил. Установлено, что министерство обороны представляет собой центральный орган государственной власти, призванный осуществлять оборонную политику. На него наряду с выработкой и проведением оборонной политики в масштабах страны возложены функции гражданского контроля за деятельностью вооруженных сил. В этих целях на пост министра обороны назначается политический деятель, гражданское лицо. На сегодняшнее время министром обороны является известный многим россиянам, я в этом не сомневаюсь, человек – первый монгольский летчик-космонавт Жугдэрдэмидийн Гуррагчаа.
    Генеральный штаб является высшим руководящим органом вооруженных сил. Он непосредственно управляет войсками, организует их боевую подготовку, проводит мобилизационную работу, решает другие задачи.
     Определена и общая структура вооруженных сил. Они состоят из войск общего назначения, войск ПВО, куда входят ВВС, и войск гражданской обороны. Дело в том, что у нас министр обороны одновременно является и председателем государственной постоянной чрезвычайной комиссии, которая решает во многом те же задачи, что и российское МЧС. Ему же подчинено государственное управление гражданской обороны. До последнего времени министерству обороны подчинялись и пограничные войска, однако несколько месяцев назад они переданы министерству юстиции и внутренних дел. Всего же в вооруженных силах насчитывается около 9.800 человек. Следует также отметить, что в войсках осуществляется переход от дивизионной структуры к бригадной. Создана и первая воинская часть, где все служат на контрактной основе. Главное ее предназначение – участие в международных миротворческих операциях. Подразделения монгольской армии уже дважды принимали участие в учениях «Центразбат», которые проводились на территории стран Центральной Азии.
    - Вы назвали численность вооруженных сил. Однако, насколько мне помнится, несколько лет назад она была значительно выше.
    - Да, у нас произошло существенное сокращение вооруженных сил. При этом правительством страны были приняты меры, чтобы этот процесс прошел как можно менее болезненно для военнослужащих. Подлежащим сокращению выделялись довольно солидные денежные компенсации. Кроме того, было организовано их трудоустройство после окончания ими курсов гражданского профиля. Правда, не все проблемы удалось решить. Прежде всего из-за финансовых трудностей, а также в связи с отсутствием достаточного жилищного фонда.
     Вместе с тем следует подчеркнуть, что государство уделяет значительное внимание проблемам социальной защиты военнослужащих. Так, в последнее время заметно возросла зарплата личного состава вооруженных сил. На сегодня по окладу военнослужащие приравнены к госслужащим. Кроме того, они получают денежное вознаграждение за воинское звание, которое в зависимости от ранга военнослужащего составляет определенный процент от его оклада, и надбавку за выслугу лет.
    - Не секрет, что монгольская армия была на 100 процентов оснащена вооружением и военной техникой советского производства. В частности, она имеет танки
    Т-54, Т-62, БМП-1, самолеты МиГ-21 и другое вооружение. Оно явно устаревает. Как решается проблема переоснащения войск?
    - Это, пожалуй, наиболее сложная проблема. В директиве о военной реформе определено, что реформирование вооруженных сил должно включать улучшение и обновление вооружений и военной техники. Однако из-за ограниченного оборонного бюджета быстро это сделать не представляется возможным. Поэтому принята долгосрочная программа поэтапной модернизации вооружений. Ее осуществление в основном ориентировано на военно-техническое сотрудничество с Россией. Надо сказать, что дела в этой области отношений наших двух стран развиваются успешно. В начале 90-х годов были подписаны российско-монгольские соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве, которые создали прочную правовую базу для нашего взаимодействия. Новый импульс в развитие этой сферы придал состоявшийся в октябре 2000 года визит в Монголию начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина. На этот год предусмотрены визит министра обороны Монголии в Россию, а также обмены визитами других военных делегаций. Особенно тесные контакты установились между вооруженными силами Монголии и Сибирским военным округом. Отмечу также, что в настоящее время в пяти военных вузах России обучаются монгольские военнослужащие.
    Что же касается модернизации вооружений и военной техники, то, к сожалению, повторюсь, из-за финансовых трудностей она ограничена закупкой в России запчастей и проведением ремонта. Но я надеюсь, более того, уверен, что это дело времени. С улучшением экономического положения страны военно-техническая модернизация вооруженных сил Монголии будет осуществлена с помощью России в полном объеме.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker