на главную страницу

17 марта 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Рабочая глубина

Олег ПОЧИНЮК,
«Красная звезда».



    Когда в последний раз общался с преподавателями и курсантами Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола, практически все мои собеседники опасались предстоящего объединения с ВВМУ им. М.В. Фрунзе в Военно-морской институт. Не скажется ли реформирование отрицательно на подготовке будущих подводников? Не утратятся ли накопленные за 50 лет традиции? Удастся ли сохранить уникальную материально-техническую базу? И вот спустя ровно три года вновь оказался на Лермонтовском проспекте, прошел по учебным корпусам, где постигали и постигают тайны морских глубин не одно поколение офицеров-подводников. Теперь здесь расположен один из двух городков Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института. Каковы же первые итоги прошедших за это время преобразований?

    Главное - удалось не растерять накопленное за десятилетия. Более того, после прихода год назад заместителя начальника вуза капитана 1 ранга Льва Смирнова ощутимо наметились подвижки в лучшую сторону. Ранее он командовал дивизией подводных лодок на Северном флоте, а теперь курирует три факультета, готовящих подводников. Кому, как не ему, знать, на что в первую очередь обратить внимание преподавателей, как в период учебы снизить остроту проблем, с которыми встречаются выпускники на подводных лодках. Все, с кем довелось разговаривать, говорили о том, что больше стало организованности, четче планирование, выше дисциплина. Речь не о «закручивании гаек», а о строгом следовании букве устава, недопущении расхлябанности, приближении учебных планов к реальным потребностям флота.
    Правда, делать это становится все сложнее. Учебная программа в последние годы усложнилась.
    - Сейчас приходится совмещать несовместимое, - рассказывал мне начальник одной из профилирующих кафедр капитан 1 ранга Николай Будкин. - Растут требования к подготовке офицеров-подводников, а значит, необходимо дополнительное учебное время, расширение изучаемого материала, непосредственно связанного с будущей военно-морской специальностью. Вместе с тем приведение к государственному образовательному стандарту потребовало значительного увеличения количества часов на «гражданские» предметы обучения: высшую математику, теоретическую механику и другие. Все это было бы неплохо, но пришлось «ужать» тактику, другие дисциплины, необходимые будущему подводнику.
    Доходит до определенных перегибов: на экологию сейчас выделено времени больше, чем положено по госстандарту. Оказывается, в свое время был издан соответствующий регламентирующий приказ. Явный перебор часов, по мнению опытных преподавателей, и по военно-медицинской подготовке. Предмет, безусловно, нужный, но столь ли важно знать будущему лейтенанту тонкости эвакуации раненых в масштабах флота? Может быть, достаточно ограничиться пределами подлодки и части? Основательно теперь изучают и новый предмет - экономику промышленных предприятий. Ознакомительно - вполне допустимо, но стоит ли на это отбирать часы у более важных профилирующих дисциплин?
    Сказывается и сокращение числа преподавателей пропорционально уменьшению численности курсантов. Если на больших кафедрах такой чисто арифметический подход оказался оправданным, то на тех, где преподавателей было немного, нагрузка резко - примерно в 5 раз – возросла прежде всего за счет расширения материала, читаемого одним человеком. Сейчас удается выкручиваться благодаря профессорам, которые за 30 лет работы в вузе знают все курсы досконально. Но их средний возраст «зашкаливает» за 60. Любой офицер, который придет им на смену, просто физически не в состоянии освоить материал, в результате уровень обучения упадет. Кстати, об этом не поздно задуматься и сейчас, в преддверии предстоящих сокращений.
    - Если так важно уложиться в требования госстандарта, то, может, добавить еще год на обучение офицера-подводника? - предложил в беседе со мной начальник факультета противолодочного вооружения, минного и торпедного оружия подводных лодок капитан 1 ранга Александр Соленков. - В той же Военно-медицинской академии не считают роскошью в течение семи лет готовить врача. Понятно - ему лечить людей. Но ведь и мы готовим специалистов по оружию, применение которого может повлиять на жизнь населения целых континентов. Поверхностные знания здесь не менее опасны.
    Кстати, Александр Иванович внес еще одно предложение, которое, думается, стоит рассмотреть на высоком уровне. Речь о том, что сейчас и отличники, младшие командиры, полностью отдающие себя учебе и службе, и явные троечники, едва дотянувшие до выпуска, получают одно воинское звание лейтенант. Не пора ли покончить с подобной уравниловкой? К примеру, тех, кто особо не перетруждался за пять лет учебы, выпускать младшими лейтенантами, а тем, кто действительно преуспел по всем показателям, на старших курсах исполнял обязанности офицера присваивать звание старший лейтенант. Один из кандидатов на такое заслуженное поощрение - главный корабельный старшина Глеб Лячин, сын командира АПЛ «Курск». В целом, по мнению капитана 1 ранга Соленкова, и тех, и других к выпуску наберется по 3-5 человек, но воспитательный эффект был бы значительным. Опять же при минимальных материальных затратах.
    Может сложиться впечатление, что мои собеседники настроены пессимистично. Отнюдь. Опытные наставники будущих офицеров душой болеют за дело, которому беззаветно преданы. Если они готовят элиту флота, а именно так традиционно именуют подводников, то эти люди лучшие в этой элите. Стоит выйти за КПП, и им на «гражданке» с ходу предложат оклады, в несколько раз превышающие их нынешние. Но они не уходят. И не просто «отбывают» номер на службе, а творчески относятся к любому делу. Не без участия преподавателей удалось улучшить бытовые условия в курсантских общежитиях. Словом, это настоящие подвижники, которые понимают, что сейчас государство делает все возможное, и верят: для Российского флота наступят лучшие времена.
    Речь не только об офицерах, срок службы которых подходит к концу, но и об их достаточно молодых коллегах. Например, успешно трудится над докторской диссертацией капитан 3 ранга М. Прохоренко, в лучшие вывел роту начальник курса капитан 2 ранга С. Климашов. Этот список можно продолжить.
    Впрочем, верят в предстоящие перемены и их воспитанники - будущие адмиралы, которые сейчас сидят в классах и осваивают военно-морскую «науку побеждать». На факультете ракетного вооружения познакомился с второкурсниками - старшиной 1-й статьи Анатолием Боряком и курсантом Александром Тумановым. Оба из семей потомственных офицеров-подводников, не понаслышке знают о предстоящей службе - жили в гарнизонах на Севере и на Камчатке. Отлично учатся, четко видят перспективу - продолжать службу на современных подводных крейсерах. Поэтому и факультет выбрали один из самых сложных. Кстати, конкурс при поступлении из года в год растет. Минувшим летом было четыре человека на место, а в этом прогнозируют еще больше. Если в элиту попадают лучшие, у подводного флота есть будущее.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker