на главную страницу

22 марта 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Возвращение к эволюции

Что дал России первый год нового Президента

Вадим МАРКУШИН.



    В конце марта прошлого года Владимир Путин, одержав внушительную победу на выборах, стал полноправным, без приставки и.о., Президентом России. Страна радовалась появлению в Кремле человека молодого, спортивного, свободно и в то же время с подчеркнутой ответственностью излагающего свои мысли (как бы размышляющего вслух), владеющего иностранным языком, не склонного к популистским жестам и щедрым обещаниям, весьма скупого на улыбки, зато постоянно источающего деловитость и сосредоточенность. Страна соскучилась по такому руководителю, он внушал ей доверие, с ним она стала связывать большие надежды. И это несмотря на то, что новый глава государства ни о каких немедленных преобразованиях в том плане, «что хотят массы», не говорил, милых душам россиян кадровых чисток не производил.

    Словом, он просто приступил к выполнению обязанностей на высшем государственном посту, не потрясая обывательское воображение крутыми виражами и неожиданными решениями. Одни восприняли это со сдержанным оптимизмом как начало российской эволюции. Другие, те, которых всякая «постепеновщина» угнетает, включились в дискуссию на тему: «Кто вы, мистер Путин?» Третьи решили, что они уже разгадали эту загадку, и стали многозначительно кивать на «спецслужбовское» прошлое нового лидера России, подогревая озабоченные разговоры о полицейском государстве и возвращении 37-го года. Четвертые предпочли помалкивать и тихо приноравливаться к новым ветрам и поветриям. Наверное, были пятые, шестые...
    Между тем время шло, и народ потихоньку стал забывать о вещах, весьма мрачных, пугающих своей беспросветностью. К примеру, его перестали донимать тревожные сценарии развала России, которые представлялись вполне возможными, вероятными, даже неизбежными. Он стал спокойней засыпать, без опасения проснуться на утро в каком-нибудь удельном княжестве или генерал-губернаторстве. С газетных полос бесследно исчезли пространные прогнозы о грядущей утрате Центром контроля над обширными регионами, превосходящими по территории многие крупные страны. Практически изошла на нет манера руководителей некоторых субъектов федерации пытаться разговаривать с центральной властью, используя язык, применяемый в межгосударственных отношениях. Общество ощутило жесткую хватку обновленной власти в наведении элементарного порядка и восстановлении нормальной державной иерархии. Государственная вертикаль перестала гнуться то в одну, то в другую сторону, чему в том числе поспособствовали стальные тросы полпредов президента в семи образованных территориальных округах.
    Народ потихоньку забывал о хаосе с выплатами пенсий и зарплат. Он впервые за многие годы услышал, поначалу не поверив ушам своим, что в стране начался экономический рост. И хотя тут же особо въедливые СМИ разъяснили ему иллюзорность этого роста, тем не менее по всем признакам становилось ясным: разрушение страны остановлено, критический рубеж преодолен, на повестке дня стоит проблема выздоровления, создания потенциала устойчивого развития, а не выживания.
    Произошли и другие позитивные перемены, свидетельствующие об укреплении российской государственности и начале ликвидации последствий «реформаторства» 90-х годов. Взять все тех же пресловутых олигархов - осадить их оказалось не столь уж трудным делом для Кремля. А ведь еще свежи в памяти самоуверенные заявления некоторых из них о том, что, дескать, они-то и есть те самые избранники судьбы, которые правят бал в России. Хотя, заметим, в отношении представителей крупнейшего российского бизнеса не было предпринято ничего дискриминационного, экономически репрессивного. И это наглядно показало всем, что с олигархами верховная политическая власть не собирается воевать. Она собирается с ними находить общий язык, не вмешиваясь в их предпринимательскую сферу деятельности, но и не позволяя выходить из этой сферы на уровень большой политики.
    В этом проявилась, пожалуй, одна из самых характерных и ценных черт Владимира Путина - сочетание внутренней собранности и категоричности со способностью идти на компромисс. Для сегодняшней России, пытающейся прийти к национальному согласию, к бесконфликтному движению вперед, руководитель, понимающий, что компромисс (как и конвергенция) - это вообще тенденция нашего времени, такой руководитель - приобретение совсем неплохое. Во многом благодаря новому президенту страна обретает все большую политическую стабильность, в ней возродился здоровый дух патриотизма, ее не удалось вовлечь в массовую бесплодную дискуссию о свободе слова, которую усердно пытались навязать некоторые СМИ. Достаточно только присмотреться к прошлому десятилетию с его бесконечными раздорами, разборками, авантюрами, применением грубой силы, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. Народ устал от конфликтов, он хочет упрочения первооснов, законности, порядка в самом простом для него понимании. И он пришел к выводу, что движение в таком направлении могут обеспечить только люди рассудительные, не «тронутые образованием», а по-настоящему образованные. К таким людям Владимир Путин, конечно, относится.
    Положительным моментом минувшего года стало и безусловное признание того, что жизненный уклад страны должен основываться не на указах и келейных решениях, а на законах, предполагающих более прочную базу ответственности, чем единоличные распоряжения. Ведь их готовят специалисты, обсуждают на разных законотворческих эшелонах избранные народом депутаты, согласовывают с исполнительной властью, с первым лицом в государстве. Волевое и последовательное внедрение этого подхода в российскую практику в конце концов должно предопределить поступательное движение страны, ее нормальную эволюцию. То есть такое развитие, когда жизненный и культурный уровень повышается постепенно, в результате улучшения законов, обычаев и нравов, как говаривала еще Екатерина Великая.
    Первый год президентства Путина хочется видеть именно таким поворотным годом в судьбе России, годом начала осуществления больших надежд. Не будем торопиться с более оптимистическими выводами, повременим с ними. Большие ожидания общества не должны обернуться упущенными возможностями. Без этого, к сожалению, не бывает. Тем более что в условиях нынешней России, надежды на возможности одного человека, пусть даже наделенного высшей государственной властью, скорее всего чрезмерны. Слишком глубоко и стремительно было падение, слишком размашиста и безжалостна анархия «демократизации». Выгнуть палку, не перегибая ее, наверное, все-таки можно, но при этом потребуется незаурядное политическое мастерство. И, возможно, отведенного четырехлетнего срока слишком мало для возрождения страны.
    Тем не менее уже сам поворот, сами начинания действуют на общество благоприятно-стабилизирующе. Общество ждет перемен именно в таком ключе - основательных, размеренных, а не головокружительных. В частности, в такой сфере, как структурная система политической власти. Сложившаяся в России модель вряд ли может быть отнесена к числу совершенных. Наличие слишком большого количества скрытых пружин и рычагов, институтов-дублеров, вообще образований, вызывающих сомнение в их полезности, наверняка осложняет продуктивную работу всей этой машины. Не может не осложнять. Современная российская система власти таит в себе огромные возможности по части ухода от ответственности за конкретные просчеты. Структуры исполнительной власти могут (в чем мы могли не раз убедиться в 90-е годы) санкционировать некое бесполезное для страны действо, результатом которого станут миллиардные издержки. Однако никто не ответит за это перед народом. Причина - отсутствие такой простой, естественной для демократии вещи, как прозрачность власти.
    Видимо, здесь потребуются изрядная смелость и решимость, а также выносливость и хладнокровие, чтобы оздоровить, разрыхлить крайне вязкую массивную плоть российской бюрократии. Но это должно быть сделано ради более достойного будущего России. Очевидна жизненная необходимость для страны повысить эффективность функционирования всех звеньев государственного аппарата, обуздания самоуправства регионального чиновничества, без чего немыслимо развитие малого и среднего бизнеса, появление в обществе «среднего класса». Нужны либерализация и упрощение экономического законодательства наряду с последовательным искоренением скверны мздоимства. Наверное, потребуются еще более решительные шаги, подкрепленные финансовыми мерами, по созданию подлинно независимой судебной системы, способной на деле стоять на страже закона и прав простых граждан.
    В этом ряду и беспощадная борьба (в рамках законодательства) с организованной преступностью, ее проникновением в структуры исполнительной власти, депутатский корпус, банковскую систему. К сожалению, впечатляющих успехов на ниве борьбы с «криминальной империей» и ее «королями» у наших правоохранительных органов пока нет. Может быть, сказывается то, что весь 2000 год лучшие силы правопорядка были заняты решением задач в Чечне.
    В недалекой перспективе в стране хотелось бы видеть более солидный, внушающий уважение своей деловитостью парламент. Хотелось, чтобы на внутриполитической арене соперничали всего три-четыре партии с ясным видением того, что они собираются делать, получив от избирателей мандат. И тогда идущие на избирательные участки граждане будут уверены, что, отдавая голоса, к примеру, за либералов, они тем самым поддерживают изменение курса в интересах крупного капитала. А голосуя за социал-демократов, выражают волю к осуществлению предлагаемых ими социальных программ.
    Совершенствование политической системы - это, конечно же, и упрочение основ федерализма. Здесь не избежать последовательных преобразований. Прежде всего, наверное, в плане укрупнения субъектов федерации и предоставления им равных прав.
    Чем стал год Владимира Путина на международной арене? Здесь мы наблюдали несколько уверенных внешнеполитических шагов, подчеркнувших самостоятельность России и ее стремление играть активную роль там, куда простираются ее интересы. Отметим в первую очередь отношения со странами Содружества. В них стало меньше демонстраций единства, но зато больше дела, благодаря чему четко обозначился круг стран, которые действительно стремятся к восстановлению утраченных связей. Появились новые акценты на азиатском направлении. При благоприятном стечении обстоятельств Москва имеет шанс заработать большой политический капитал как участник объединения двух корейских государств. Последовательно улучшаются связи с Китаем и Индией. Появилась хорошая перспектива возврата к традиционно тесным отношениям с Вьетнамом. Если бросить взгляд на западное направление, то и здесь по меньшей мере не видно каких-то явных просчетов. Зато заметны осмотрительность и возросшее умение не наживать себе врагов.
    Что дал первый год президентства Владимира Путина российской армии? Год минувший оставил военным надежду на улучшение их положения. В выступлении перед руководящим составом Вооруженных Сил в ноябре прошлого года Президент России обозначил свое видение ситуации в военной сфере и приоритеты возрождения боеспособной армии, исходя из новых геополитических и технологических реалий ХХI века и экономических возможностей нашего государства. Начались структурные преобразования, которые обещают более рациональное расходование средств и соответственно повышение общего уровня жизнедеятельности войск и штабов. По поручению президента правительство рассматривает вопрос о коренном реформировании и увеличении денежного содержания военных, о введении новой системы обеспечения жильем и медицинского обслуживания. Надо сказать, что и в целом в обществе произошел если не поворот, то полуоборот к нуждам армии. Во всяком случае, прогресс налицо, если сравнить нынешнюю ситуацию с той, что имела место несколько лет назад. Однако эти позитивы надо наращивать более решительно. И тогда повышение престижа военной службы перейдет из области бесконечных разговоров в область реально ощутимых сдвигов. А верховная власть при подведении итогов своей деятельности сможет с чистым сердцем сказать: мы укрепили самую надежную и верную опору российской государственности.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker