на главную страницу

30 марта 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Специальное — значит отличное

Беседу вел
Иван ИВАНЮК,
«Красная звезда».
Фото Владимира СОКОЛОВА.



    Завтра исполняется 50 лет одной из самых авторитетных строительных организаций страны - Федеральной службе специального строительства Российской Федерации. Известная старшему поколению как Главспецстрой, она была создана 31 марта 1951 года по решению Совета Министров СССР. Тогда стояла задача не просто восстановить разрушенную войной промышленность, но и в сжатые сроки поднять на качественно новый уровень наш промышленный и оборонный потенциал. Эта задача была с честью выполнена.
    О других делах Спецстроя России и о его сегодняшнем дне рассказывает начальник Федеральной службы специального строительства РФ генерал-полковник Николай АБРОСЬКИН.

    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
    Генерал-полковник Николай Павлович Аброськин родился 1 января 1951 года в селе Армиево Шемышейского района Пензенской области. Окончил Мордовский государственный университет им. Н. Огарева. В системе Спецстроя служит с 1973 года. В марте 1999 года назначен начальником Федеральной службы специального строительства Российской Федерации. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III и II степени. Женат, имеет двух дочерей.
    - В нашей стране, - начал свой рассказ Николай Павлович, - кроме Министерства обороны и других силовых структур, при многих органах исполнительной власти были в свое время созданы военно-строительные организации. К примеру, при министерствах сельского хозяйства, нефтяной и газовой промышленности, мелиорации и многих других. Там военные строители проходили что-то наподобие альтернативной военной службы. Вместе с тем существовало пять крупных формирований вне военно-строительного комплекса Минобороны, для которых приоритетной была работа по обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства. Головной организацией здесь был Главспецстрой, замыкающийся на Минмонтажспецстрой СССР. С этой организацией и связана вся моя военная служба. В ее задачи входило строительство и реконструкция специальных объектов, конструкторских бюро, заводов и предприятий по выпуску авиакосмической техники, надводных и подводных кораблей, комплексов по выпуску новейшей техники для машиностроения, химической промышленности, производству новых видов стрелкового оружия и т. д. Среди них известные всему миру КБ энергетического машиностроения в г. Королеве, завод имени Хруничева, Тушинский машиностроительный завод, судостроительные и судоремонтные предприятия в городе Северодвинске и поселке Большой Камень, комплексы по выпуску военной техники и вооружения в Ижевске, Воткинске и Верхней Салде, авиационные предприятия в Москве, Самаре, Воронеже и Саратове.
    В 1980 году была создана организация, ведущая работы на Дальнем Востоке, - Главдальспецстрой. За 20 лет существования она приобрела большой авторитет.
    Но затем пришло время опять объединяться. В состав образованной в августе 1999 года Федеральной службы вошли еще три мощные организации. Так, при Министерстве связи долгое время существовало Главное военно-восстановительное управление связи, которое занималось строительством и эксплуатацией линий связи, в том числе тропосферной, которая проходит по Северному Ледовитому океану. Огромный объем работ выполняло в свое время Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны РФ. Оно вошло в наш состав, как и Центральное управление военно-строительных частей при бывшем Министерстве среднего машиностроения, сейчас известном как Минатом.
    - Почему именно Спецстрой России стал базовой организацией при создании Федеральной службы?
    - Потому, что в новых экономических условиях мы предложили более целесообразный и эффективный механизм хозяйствования. В экономическом отношении Главспецстрой и раньше был самой выгодной для государства организацией. Мы получали из бюджета средства только на содержание центрального аппарата, медицинских учреждений и военнослужащих по призыву. Остальное зарабатывали сами. Была разработана схема объединения пяти крупных специализированных военно-строительных организаций, которая дала значительный экономический эффект. Если при объединении их совокупный бюджет превышал 1 трлн. рублей, то сейчас он составляет порядка 360 млн. рублей, естественно, с учетом деноминации.
    В то время насчитывалось в общей сложности более 1.500 подчиненных воинских частей, на балансе находились огромные материальные фонды - одних только жилых домов содержали более пятисот. В каждой организации были свои медицинские учреждения. Короче говоря, шло огромное отвлечение средств. Сейчас мы и производственную структуру, и соцкультбыт привели в соответствие со своими потребностями. У нас сейчас осталось пять госпиталей, 12 других лечебных учреждений, несколько санаториев, пять оздоровительных лагерей. Этого хватает для обеспечения потребностей наших воинских формирований и организаций по всей стране.
    - Помню, как непросто шел процесс реформирования…
    - Конечно, ведь дело было не только в экономической составляющей объединения. Многие высказывали опасения, что входящие в состав Спецстроя главные и центральные управления потеряют свое лицо, свое предназначение. А кое-кто убеждал нас в необходимости провести акционирование, а потом все приватизировать. Вот если бы это случилось, то тогда мы бы потеряли все три отрасли - и специальное, и дорожное строительство, и эксплуатацию радиорелейной и спутниковой линий связи. Когда секретарем Совета безопасности был назначен Владимир Владимирович Путин, у нас состоялась встреча, на которой он твердо сказал: «Спецстрою быть!» В мае 2000 года был подписан соответствующий указ Президента РФ, в соответствии с которым наша Служба была включена в структуру исполнительных органов власти, как говорят, со звездочкой, то есть с непосредственным подчинением президенту.
    А дальше нужно было делом доказывать, что мы можем строить лучше, быстрее, дешевле, чем те строительные организации, которые акционировались. Сделать это было очень непросто. В условиях, когда было девальвировано понятие государственного оборонного заказа, стали широко применяться тендеры, которые на деле в некоторых случаях были всего лишь ширмой для того, чтобы привлекать на стройки нужных подрядчиков…
    - Можно уже сказать, что вы с этими проблемами справились?
    - Так говорить было бы преждевременно. Что значит, к примеру, из полутора тысяч подчиненных подразделений сделать 350? Нужно позаботиться о социальной защите работников, разобраться с имуществом, провести другие организационные мероприятия, и все это в условиях, когда нужно выполнять напряженные производственные задания.
    Итоги прошлого года я считаю успешными. Было сдано в эксплуатацию 1.462 объекта, что почти на 12 процентов больше, чем в 1999 году. При этом объем работ, выполненных своими силами, возрос почти на 38 процентов, выпуск промышленной продукции - без малого на 23 процента, среднемесячная заработная плата увеличилась в полтора раза. Об эффективности работы Спецстроя говорит следующий факт: в виде налогов и отчислений мы дали государству больше миллиарда рублей - в три раза больше, чем получили из федерального бюджета.
    Среди важнейших строек, пусть они были далеко не самыми большими по объему работ, я бы назвал детский сад, школу, два отдела МВД на территории Чеченской Республики. Наши связисты тоже занимались и продолжают заниматься выполнением боевой задачи в Чечне. Они первыми развернули там более 20 станций для того, чтобы обеспечить связью правительство, министерства и ведомства. Сейчас мы получили задание обеспечить республику всеми радио- и телевизионными коммуникациями. Добавлю, что в прошлом году связисты также успешно справились еще с одной задачей, поставленной президентом, - обеспечить связью Ямало-Ненецкий автономный округ.
    - Вы работаете по оборонному заказу?
    - Это понятие возвращается к нам начиная с этого года. Появились титульные стройки особого значения, прежде всего это дороги, которые строятся в рамках национальной программы дорожного строительства. В первую очередь я бы выделил трассу Чита - Хабаровск, которая имеет стратегическое значение для России. На этот год запланированы ассигнования в сумме 212 млн. рублей, но я думаю, если будут выделены дополнительные средства, мы сумеем освоить и 500 миллионов. Планируем ввести в строй один из самых трудных участков протяженностью 30 километров.
    В целом объем дорожного строительства в 2001 году мы должны увеличить вдвое и освоить более 1 млрд. рублей. Всего у нас сейчас существует пять управлений дорожного строительства, которые ведут работы на территории 23 субъектов Российской Федерации - от Орловской и Тульской областей до Приморского края. Каждое из них решает серьезные задачи. К примеру, в Сургуте строятся как дороги федерального значения, так и подъезды к объектам нефтедобычи. Военные дорожники, дислоцированные в Кирове, ведут работы на трассе Санкт-Петербург - Екатеринбург, а также по программам Удмуртии, Татарстана, Кировской и Пермской областей. Воронежское управление занимается строительством двух важнейших дорог - «Дон» (Москва - Воронеж) и «Крым» (Москва - Харьков).
    - А какие задачи стоят перед Спецстроем на этот год в области капитального строительства?
    - Порядка 500 млн. рублей предстоит освоить в Удмуртии. Там находятся два наших территориальных строительных управления. Вся оборонная промышленность здесь создавалась Спецстроем, и сейчас есть чем нам заниматься. Республика является также основным нашим заказчиком по строительству жилья и объектов соцкультбыта.
    Если говорить о крупных промышленных объектах, то в этом году нам предстоят работы на заводе имени Хруничева, на 160-м корпусе Минатома в Сосновом Бору, на заводах в Воронеже и Самаре, на знаменитом «Полиэфе» в Башкирии. Недавно выиграли тендер и будем строить автобусный завод в Татарстане. В этом году также предстоит построить 18 домов для Министерства обороны Российской Федерации в Москве и Московской области, Самаре, Анапе, Новороссийске и Санкт-Петербурге.
    - То есть финансироваться они будут из военного бюджета. А как же строительные конструкции, материалы? Их будут поставлять предприятия Минобороны?
    - В Спецстрое есть своя промышленность строительных материалов - около 40 предприятий по выпуску сборного железобетона, товарного бетона и раствора, металлоизделий и металлочерепицы, столярных изделий, в том числе из пластика, дерева, легких металлов. То есть практически все, чтобы возвести здание, начиная с нулевого цикла и заканчивая его сдачей в эксплуатацию. У нас имеются два треста - сантехнический и отделочный, которые способны выполнить большой объем работ на любом объекте на завершающей стадии строительства. Вместе с тем в каждом строительном управлении есть специализированные подразделения такого профиля.
    - Расскажите, кто сейчас трудится на стройках, многие из которых можно отнести к оборонным?
    - Раньше основной рабочей силой у нас были военные строители. Надо сказать, что мы всегда призывали их из ближайших к месту дислокации воинской части населенных пунктов. Родители были этому очень рады. Кроме того, мы давали юношам строительную профессию, организовывали их обучение в вечерних школах. А в Саратове даже открыли строительный техникум для тех, кто хотел продолжить учебу и связать свою жизнь со строительством. Я считаю, что такая система приносила определенную пользу государству, хотя руководству строек, командованию воинских частей прибавляла немало хлопот. Сейчас солдаты служат у нас в основном на станциях радиорелейной и спутниковой линий связи, мобильных инженерно-технических узлах связи и лишь незначительная часть привлекается к выполнению работ на стройках государственного оборонного заказа. Пришлось уволить нам и порядка трех с половиной тысяч офицеров, обеспечив им все положенные и необходимые социальные гарантии.
    После того, как объемы работ резко сократились, количество квалифицированных работников у нас осталось практически неизменным, а при необходимости мы набираем сезонных рабочих, в том числе и из стран ближнего зарубежья. В среднем их трудится на наших объектах порядка 30 тысяч. К примеру, мы привлекали большое число рабочих, когда в короткие сроки надо было сдать в эксплуатацию уже получивший широкую известность торговый комплекс «Три кита», расположенный по Можайскому шоссе неподалеку от Московской кольцевой автодороги.
    - Николай Павлович, Спецстрой России будет отмечать свой полувековой юбилей?
    - Обязательно. Людям, жизнь которых состоит из напряженных трудовых будней, непременно нужны праздники. Они дают не только возможность немного расслабиться, но и оценить масштабы сделанного и, если хотите, ощутить гордость за свой труд, почувствовать связь поколений, встретить старых друзей, товарищей по работе. Мы соберем всех ветеранов Спецстроя, пригласим молодежь. В Центральном Государственном театре Российской армии пройдет торжественный вечер, концерт, который нам помогли организовать спонсоры - Московский кредитный банк, АКБ «ЗелАК-Банк», коммерческий банк «ГЛОБЭКС» и фирма «Пластбау-М». Информационную поддержку, кроме «Красной звезды», осуществляют «Российская газета» и «Московская правда».
    Эта юбилейная дата служит для нас своеобразным подведением промежуточных итогов в работе. Впереди - большие планы. Сейчас стоит задача превратить Россию в сильное, экономически развитое государство. Это невозможно сделать без широкого размаха строительства, и коллектив Спецстроя готов приложить все усилия для того, чтобы сделать нашу страну процветающей.

    На снимках: генерал-полковник Николай АБРОСЬКИН; Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН вручает личный штандарт начальнику Спецстроя России.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker