на главную страницу

31 марта 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Во имя процветания Отечества



    Как уже сообщала «Красная звезда», недавно состоялось заседание Российского организационного комитета «Победа». По вопросу «Об изложении военной истории Отечества в учебной литературе для образовательных учреждений» выступил начальник Института военной истории Минобороны РФ генерал-майор Владимир Золотарев. По просьбе редакции Владимир Антонович рассказывает о сложившейся ситуации в этой сфере и возможных мерах для улучшения преподавания военной истории.

    Каждое поколение стремится по-своему познать прошлое, найти в нем нравственную опору для своих ожиданий, взглядов, страстей. Это закономерно. Но именно в этом и заключена большая ответственность педагогов, всего отечественного образования и просвещения, естественной и главной задачей которого становится донести до каждого гражданина истинную картину минувшего, очистить историю от привносимых каждым новым временем толкований, выделить в ней главную составляющую, направленную во благо интересов общества и государства.
    Мы вступили в первый век нового тысячелетия, в котором наша Родина, преодолевая состояние кризиса и нестабильности, становится на путь развития, процветания и роста могущества. Он направлен не только на развитие экономики, совершенствование социальных отношений в обществе, но и на воссоздание и укрепление человеческого потенциала этого развития - воспитание сознательного патриота в каждом гражданине нашего Отечества. И лучшим подспорьем такому воспитанию является обращение к героическим традициям российской государственности, к военной истории Отечества, отразившей в себе лучшие черты национального характера и народные традиции.
    История нашего Отечества - это прежде всего героико-патриотическая эпопея ратных подвигов и свершений российского народа, не раз поднимавшегося против бесчисленных посягательств на свободу и независимость родной земли, территориальную целостность нашего государства.
    С XIV века, когда началось возрождение русского централизованного государства, и до конца XIX века Россия вынуждена была неоднократно воевать и отражать агрессию враждебных держав.
    Еще более кровопролитным для нашего Отечества стало ХХ столетие, в истории которого особое место занимает Великая Отечественная война 1941-1945 гг., завершившаяся Великой Победой советского народа и его Вооруженных Сил над фашизмом. В этой войне Советский Союз принял на себя основной удар агрессора, вынес основную тяжесть борьбы с Германией и ее союзниками, спас многие миллионы человеческих жизней от гибели, а многие страны - от дальнейшего разрушения и полного порабощения. Память об этой войне и достигнутой в ней Победе стала в наши дни надежным щитом на пути всякого рода попыток унизить историю страны и чувство национального достоинства ее граждан.
    Особо важным, действенным фактором государственного развития России становится в наши дни патриотизм, включающий в себя объективную историческую память обо всем великом, что было завоевано и создано предками. Обращение к военно-историческому прошлому, обеспечение преемственности поколений во имя процветания Отечества и исторического прогресса - задачи первостепенной государственной важности. Их невозможно решить без слаженной, выверенной и цельной системы исторического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах) Российской Федерации, в которой особое место занимает военно-историческая тематика.
    Не вызывает сомнений тот факт, что народы России в подавляющем большинстве противятся попыткам извратить, фальсифицировать нашу военную историю, особенно историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По данным социологических исследований, победу над фашизмом 70 процентов юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 процента людей старше 50 лет оценивают как выдающиеся события всемирной истории.
    В 2001 году открываются новые страницы, связанные с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: 60-летие ее начала, 60-летие ее решающих битв и сражений и, наконец, в 2005 г. - 60-я годовщина разгрома фашизма. Для народов России эти даты особо знаменательны, и они должны получить достойное отражение в процессе образования нашей молодежи.
    Это чрезвычайно важно потому, что войны в защиту Отечества всегда и во все времена почитались в России делом священным и великим.
    Наша молодежь должна знать и понимать, что большинство войн России были историческим подвигом, примером великого служения на благо человечества, культуры и цивилизации. Русское воинство, сокрушая враждебные силы, восстанавливало справедливость. Помогало слабым, спасало обреченных, вызволяло народы из рабства, уберегало от варварства, и еще: будучи народными, вооруженные силы России на полях сражений показывали всему миру те же свойства и черты, с какими прожил русский народ свое историческое прошлое: безграничную выносливость и стойкость, отвагу и мужество, бесстрашие и героизм, беззаветное самопожертвование во имя общего дела народа и государства.
    Следует признать, что сложившаяся и действующая в настоящее время концепция исторического образования в школах, вузах только в основном обеспечивает сохранение исторической памяти, нацеливает на формирование исторического сознания подрастающего поколения, воспитание чувства гордости и любви к своей Родине. Вместе с тем современное состояние школьного и вузовского исторического обществоведческого обучения и воспитания не является адекватным времени, системным, не отражает национальные и исторические традиции, не способствует формированию патриотического сознания молодежи и не обеспечивает чувство преемственности у подрастающих поколений. В содержании и структуре школьных и вузовских учебников по истории Отечества многие исторические проблемы до сих пор остаются нерешенными.
    В ряде учебников сохраняется политическая ангажированность и публицистическая манера изложения материала с искажением и извращением отдельных периодов истории нашей страны. Нередко наблюдается механическая замена, зеркальное перевертывание прежних оценок событий, явлений, процессов.
    Военно-историческая проблематика в учебниках по истории Отечества раскрывается в основном в мрачных тонах, сопровождается акцентированием внимания обучающих на просчетах и промахах, что у молодых поколений наших сограждан порождает чувство исторического пессимизма.
    Как можно, к примеру, в разделах учебников по истории Великой Отечественной войны не рассказать о подвигах защитников Брестской крепости, героев-панфиловцев, о поистине героической обороне Ленинграда, Сталинграда, Севастополя?!
    Члены рабочей группы, в состав которой входили представители от ведущих вузов и профильных исследовательских институтов страны, ветеранских и общественных организаций, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства образования России, пришли к выводу, что причины отмеченных недостатков и нерешенных проблем заключены:
    - во-первых, в отсутствии четко сформулированной общеметодологической целевой установки исторического образования молодежи. Героическое прошлое, патриотическое самосознание россиян, его уникальность и глубинные истоки, преемственность поколений, роль Российской государственности в защите Отечества и т. п. сегодня не являются главными составляющими исторического образования;
    - во-вторых, в федеральном и региональном образовательных стандартах обязательного минимума исторического образования в школах и вузах РФ отсутствуют требования обязательности изучения важнейших военно-исторических событий. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., например, «растворена» во второй мировой войне, а не представлена отдельным самостоятельным событием. А что это означает, можно представить, если в учебных программах по истории России на изучение истории второй мировой войны и в ее рамках Великой Отечественной войны отведено не более 5 учебных часов;
    - в-третьих, в неудовлетворительном учебно-методическом обеспечении изучения проблем военной истории Отечества в школах и вузах;
    - в-четвертых, в недостаточной военно-исторической квалификации молодых педагогов, новой плеяды учителей и преподавателей истории.
    В интересах качественного улучшения преподавания военной истории Отечества в образовательных учреждениях РФ предлагается предпринять ряд конкретных мер. В числе их - усовершенствование структуры исторического образования в начальной и средней школе. Издание серии научно-популярных брошюр под рубрикой «Школьнику о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», буклетных изданий под рубрикой «Основы военной службы», подготовка учебного пособия «Военная история Отечества» для учителей и многое другое.
    По нашему глубокому убеждению, полное и объективное освещение военной истории Отечества нужно не только и не столько для удовлетворения вполне понятной любознательности, сколько больше, чем когда бы то ни было, для ответа на самые животрепещущие вопросы жизни нашего общества. Кто мы такие? Как и ради чего мы воевали? Как и почему мы победили? Какова была цена наших побед? В чем основа и смысл чувства патриотизма? Только ответив на эти принципиальные нравственные вопросы, наше общество и государство в целом сможет успешно направить своих граждан на путь дальнейшего преобразования и развития.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker