Как уже сообщала «Красная звезда», недавно состоялось заседание Российского организационного комитета «Победа». По вопросу «Об изложении военной истории Отечества в учебной литературе для образовательных учреждений» выступил начальник Института военной истории Минобороны РФ генерал-майор Владимир Золотарев. По просьбе редакции Владимир Антонович рассказывает о сложившейся ситуации в этой сфере и возможных мерах для улучшения преподавания военной истории.
Каждое поколение стремится по-своему познать прошлое, найти в нем нравственную опору для своих ожиданий, взглядов, страстей. Это закономерно. Но именно в этом и заключена большая ответственность педагогов, всего отечественного образования и просвещения, естественной и главной задачей которого становится донести до каждого гражданина истинную картину минувшего, очистить историю от привносимых каждым новым временем толкований, выделить в ней главную составляющую, направленную во благо интересов общества и государства.
Мы вступили в первый век нового тысячелетия, в котором наша Родина, преодолевая состояние кризиса и нестабильности, становится на путь развития, процветания и роста могущества. Он направлен не только на развитие экономики, совершенствование социальных отношений в обществе, но и на воссоздание и укрепление человеческого потенциала этого развития - воспитание сознательного патриота в каждом гражданине нашего Отечества. И лучшим подспорьем такому воспитанию является обращение к героическим традициям российской государственности, к военной истории Отечества, отразившей в себе лучшие черты национального характера и народные традиции.
История нашего Отечества - это прежде всего героико-патриотическая эпопея ратных подвигов и свершений российского народа, не раз поднимавшегося против бесчисленных посягательств на свободу и независимость родной земли, территориальную целостность нашего государства.
С XIV века, когда началось возрождение русского централизованного государства, и до конца XIX века Россия вынуждена была неоднократно воевать и отражать агрессию враждебных держав.
Еще более кровопролитным для нашего Отечества стало ХХ столетие, в истории которого особое место занимает Великая Отечественная война 1941-1945 гг., завершившаяся Великой Победой советского народа и его Вооруженных Сил над фашизмом. В этой войне Советский Союз принял на себя основной удар агрессора, вынес основную тяжесть борьбы с Германией и ее союзниками, спас многие миллионы человеческих жизней от гибели, а многие страны - от дальнейшего разрушения и полного порабощения. Память об этой войне и достигнутой в ней Победе стала в наши дни надежным щитом на пути всякого рода попыток унизить историю страны и чувство национального достоинства ее граждан.
Особо важным, действенным фактором государственного развития России становится в наши дни патриотизм, включающий в себя объективную историческую память обо всем великом, что было завоевано и создано предками. Обращение к военно-историческому прошлому, обеспечение преемственности поколений во имя процветания Отечества и исторического прогресса - задачи первостепенной государственной важности. Их невозможно решить без слаженной, выверенной и цельной системы исторического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах) Российской Федерации, в которой особое место занимает военно-историческая тематика.
Не вызывает сомнений тот факт, что народы России в подавляющем большинстве противятся попыткам извратить, фальсифицировать нашу военную историю, особенно историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По данным социологических исследований, победу над фашизмом 70 процентов юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 процента людей старше 50 лет оценивают как выдающиеся события всемирной истории.
В 2001 году открываются новые страницы, связанные с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: 60-летие ее начала, 60-летие ее решающих битв и сражений и, наконец, в 2005 г. - 60-я годовщина разгрома фашизма. Для народов России эти даты особо знаменательны, и они должны получить достойное отражение в процессе образования нашей молодежи.
Это чрезвычайно важно потому, что войны в защиту Отечества всегда и во все времена почитались в России делом священным и великим.
Наша молодежь должна знать и понимать, что большинство войн России были историческим подвигом, примером великого служения на благо человечества, культуры и цивилизации. Русское воинство, сокрушая враждебные силы, восстанавливало справедливость. Помогало слабым, спасало обреченных, вызволяло народы из рабства, уберегало от варварства, и еще: будучи народными, вооруженные силы России на полях сражений показывали всему миру те же свойства и черты, с какими прожил русский народ свое историческое прошлое: безграничную выносливость и стойкость, отвагу и мужество, бесстрашие и героизм, беззаветное самопожертвование во имя общего дела народа и государства.
Следует признать, что сложившаяся и действующая в настоящее время концепция исторического образования в школах, вузах только в основном обеспечивает сохранение исторической памяти, нацеливает на формирование исторического сознания подрастающего поколения, воспитание чувства гордости и любви к своей Родине. Вместе с тем современное состояние школьного и вузовского исторического обществоведческого обучения и воспитания не является адекватным времени, системным, не отражает национальные и исторические традиции, не способствует формированию патриотического сознания молодежи и не обеспечивает чувство преемственности у подрастающих поколений. В содержании и структуре школьных и вузовских учебников по истории Отечества многие исторические проблемы до сих пор остаются нерешенными.
В ряде учебников сохраняется политическая ангажированность и публицистическая манера изложения материала с искажением и извращением отдельных периодов истории нашей страны. Нередко наблюдается механическая замена, зеркальное перевертывание прежних оценок событий, явлений, процессов.
Военно-историческая проблематика в учебниках по истории Отечества раскрывается в основном в мрачных тонах, сопровождается акцентированием внимания обучающих на просчетах и промахах, что у молодых поколений наших сограждан порождает чувство исторического пессимизма.
Как можно, к примеру, в разделах учебников по истории Великой Отечественной войны не рассказать о подвигах защитников Брестской крепости, героев-панфиловцев, о поистине героической обороне Ленинграда, Сталинграда, Севастополя?!
Члены рабочей группы, в состав которой входили представители от ведущих вузов и профильных исследовательских институтов страны, ветеранских и общественных организаций, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства образования России, пришли к выводу, что причины отмеченных недостатков и нерешенных проблем заключены:
- во-первых, в отсутствии четко сформулированной общеметодологической целевой установки исторического образования молодежи. Героическое прошлое, патриотическое самосознание россиян, его уникальность и глубинные истоки, преемственность поколений, роль Российской государственности в защите Отечества и т. п. сегодня не являются главными составляющими исторического образования;
- во-вторых, в федеральном и региональном образовательных стандартах обязательного минимума исторического образования в школах и вузах РФ отсутствуют требования обязательности изучения важнейших военно-исторических событий. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., например, «растворена» во второй мировой войне, а не представлена отдельным самостоятельным событием. А что это означает, можно представить, если в учебных программах по истории России на изучение истории второй мировой войны и в ее рамках Великой Отечественной войны отведено не более 5 учебных часов;
- в-третьих, в неудовлетворительном учебно-методическом обеспечении изучения проблем военной истории Отечества в школах и вузах;
- в-четвертых, в недостаточной военно-исторической квалификации молодых педагогов, новой плеяды учителей и преподавателей истории.
В интересах качественного улучшения преподавания военной истории Отечества в образовательных учреждениях РФ предлагается предпринять ряд конкретных мер. В числе их - усовершенствование структуры исторического образования в начальной и средней школе. Издание серии научно-популярных брошюр под рубрикой «Школьнику о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», буклетных изданий под рубрикой «Основы военной службы», подготовка учебного пособия «Военная история Отечества» для учителей и многое другое.
По нашему глубокому убеждению, полное и объективное освещение военной истории Отечества нужно не только и не столько для удовлетворения вполне понятной любознательности, сколько больше, чем когда бы то ни было, для ответа на самые животрепещущие вопросы жизни нашего общества. Кто мы такие? Как и ради чего мы воевали? Как и почему мы победили? Какова была цена наших побед? В чем основа и смысл чувства патриотизма? Только ответив на эти принципиальные нравственные вопросы, наше общество и государство в целом сможет успешно направить своих граждан на путь дальнейшего преобразования и развития.
|