на главную страницу

3 апреля 2001 года

История Отечества

Вторник

Влюбленный в историю

Алла БЕГУНОВА.



    В один из холодных дней конца февраля прихожане церкви Ильи Обыденного удивлялись стоявшему у гроба воинскому караулу в синих уланских мундирах, склоненным знаменам с двуглавым орлом. Так провожали мы в последний путь Петра Космолинского - председателя Военно-исторического клуба «Московский корпус», члена Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, члена Союза художников России, члена Российского дворянского собрания и рыцаря милосердия Ордена Православных рыцарей-госпитальеров... Нашего бессменного лидера и замечательного человека, внесшего огромный вклад в развитие военно-исторического движения в России.

    В 1950 году в семье врачей Космолинских родился мальчик, названный в честь деда Петром. С детства его интересовала военная история. Он лепил и рисовал солдатиков, одевая их в фантастическую форму. А потом, при очередном посещении музея-панорамы «Бородинская битва», он узнал, что там в библиотеке есть удивительная книга - «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»... Петр стал часто приходить в библиотеку, копировать картинки и заносить в свою ученическую тетрадь описания к ним.
    Однажды бабушка, увидев его труды, под большим секретом рассказала, что он потомок дворянского рода, у которого есть свой герб, своя история, и что дворяне Космолинские верно служили русским государям, участвовали во многих войнах и походах… Поэтому бабушка считала интерес внука к истории военной одежды вполне естественным - ведь его предки когда-то носили эти кивера, колеты, чакчиры, шинели с пелеринами.
    Петр стал не военным, а художником - окончил Строгановское училище, работал в театре. В свободное время упорно рисовал солдат и офицеров Российской императорской армии, хотя эти рисунки нигде не брали, не хотели их публиковать и выставлять… «Никто сейчас не позволит вам пропагандировать царскую армию!» - такой ответ услышал он однажды в редакции.
    Но все-таки позволили. Правда, это были не рисунки, а целая композиция из 17 оловянных солдатиков под названием: «Развод караула в Московском мушкетерском полку в 1802 году». Петр к 1982 году освоил технику литья из олова и раскраски оловянных фигурок масляными красками. Его работа очень понравилась организаторам выставки молодых московских художников, которые присудили Космолинскому премию. Затем последовало приглашение выступить по Центральному телевидению. Петр рассказывал тогда не только об оловянных солдатиках - интересно и горячо говорил он о военной истории России, о том, что события полуторавековой давности могут волновать сердца настоящих патриотов так, будто бы они происходили вчера. Ведь на полях сражений проливалась русская кровь, реяли русские знамена, рождалась мощь великой державы. Он назвал номер своего телефона и предложил всем, кому дорого прошлое родной страны, ему позвонить.
    Оказалось, что эту передачу видели очень многие. Оказалось также, что не он один пытается оживить в рисунках историю наших Вооруженных Сил. Позвонили Александр Таланов, инженер и художник, Сергей Уланович, много лет собиравший материалы по истории русской кавалерии, Вадим Гришунин, также занимавшийся оловянной миниатюрой, сотрудник Центрального Государственного военно-исторического архива Алексей Васильев…
    Любители отечественной истории учредили Военно-историческую комиссию, которую приняло под свою эгиду Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Затем в 1988 году был организован «Московский корпус» - объединение групп военно-исторической реконструкции.
    Не забуду бурное заседание Военно-исторической комиссии, которое проходило в ноябре 1987 года. Там выступал капитан Советской Армии Анатолий Новиков. Он рассказывал о военно-историческом движении в Европе и показывал «новоделы», изготовленные по музейным образцам: русский солдатский пехотный мундир 1812 года, патронную суму, ранец, перевязь для тесака. Самое интересное заключалось в том, что эти вещи сделали... немцы.
    Новиков служил в ЗГВ, в Германии, под Лейпцигом. Там он познакомился с членами военно-исторического клуба, создавшими группу «Черниговский пехотный полк 1812 года», так как в Лейпцигском музее находились предметы униформы и снаряжения именно этой воинской части. Вместе со своими немецкими друзьями Новиков участвовал в реконструкции сражения под Лейпцигом, ходил в военно-исторические походы. Когда срок его службы в Германии закончился, немцы подарили ему комплект форменной одежды рядового Черниговского полка.
    - Почему бы и нам не организовать здесь такой клуб, не надеть эти мундиры? - спрашивал у нас Новиков. - Давайте выйдем на Бородинское поле...
    Против этого предложения выступили многие маститые члены Военно-исторической комиссии. Они говорили, что в точности повторить ничего не удастся, так как теперь нет такого сукна, кожи, красок и прочего, что музеи не дадут нам скопировать предметы из своих коллекций. Но Петр Космолинский, как председатель комиссии, поддержал Новикова и объявил запись в будущие «полки» будущего «Московского корпуса»: Московский пехотный, Московский драгунский, Литовский уланский...
    Первый военно-исторический поход «Бородино - Березина» состоялся в России летом 1988 года. Молодые активисты военно-исторической комиссии с Космолинским во главе впервые надели мундиры образца 1812 года. Потом было много походов и «сражений» как в России, так и за ее пределами. Буквально в течение 2 - 3 лет в разных городах нашей страны возникло около 50 военно-исторических клубов, и праздник, который они проводили вместе, тоже определился – «День Бородина» - в начале сентября на поле знаменитой битвы.
    Идеи реконструкции прошлого, возвращения к нему через повторение предметов материальной культуры оказались близки сотням наших современников. Они перекликались с идеями перестройки, в которую все мы тогда так поверили. Мы считали, что путь к «России, которую мы потеряли», начинается с этого...
    Являясь председателем военно-исторического клуба «Московский корпус» со дня его основания до самой своей смерти, Петр Космолинский пережил и время расцвета военно-исторического движения в России, когда в 1992 году в «Дне Бородина» приняли участие более двух тысяч униформированных любителей отечественной истории, и время его стагнации, когда гордость за свою страну и принадлежность к армейскому сообществу сделались благодаря усилиям «свободной прессы» ужасным недостатком. Но Петр Федорович верил, что к идее воспитания подрастающего поколения на военно-исторических традициях мы когда-нибудь обязательно вернемся.
    Он прекрасно справлялся с работой в самых разных областях: был организатором, способным ладить со всеми и понимать интересы людей, достойно представлял наше общественное объединение на встречах и переговорах в самых высоких инстанциях, путем самообразования стал очень квалифицированным историком и умело направлял деятельность военно-исторической комиссии, готовил и проводил научно-практические конференции... Кроме того, он всегда оставался талантливым, самобытным художником.
    Петр Космолинский был просто солнечным человеком, к которому всегда тянулись люди, с которым было легко общаться и радостно участвовать в самых разных наших акциях: парадах, караулах у памятников, походах, реконструкциях боев, городских праздниках и балах...
    Прошло уже сорок дней, как нет его с нами, но вряд ли кто из нас может в это поверить...

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker