на главную страницу

3 апреля 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Мандат ответственности

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Валентин ЧАЙКА

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,
«Красная звезда».



    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
    Чайка Валентин Васильевич. Родился в с. Скипче Городокского района Хмельницкой области. Окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений, Военную академию тыла и транспорта. Служил в Закавказье, Карелии, Сибири, Украине. До избрания депутатом Госдумы в декабре 1999 года – командир дорожно-строительного корпуса. Заслуженный строитель Российской Федерации. Генерал-лейтенант запаса. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, именным оружием.

    - Валентин Васильевич, чем сегодня живет депутат Чайка, что в ваших ближайших планах?
    - Живу прежде всего заботами и наказами своих избирателей. Я ведь шел не по партийным спискам, а по одномандатному округу, так что отстаивать интересы почти полумиллиона жителей Вологодской области – вот главная для меня задача. Еще один «фронт» – работа в депутатской группе и работа в комитете. Почему я начал именно с группы? Дело в том, что фракция или группа имеет свое представительство практически во всех комитетах и комиссиях, и именно здесь вырабатывается стратегия, а не тактика действий. Здесь определяется политика, и здесь принимаются решения.
    Но это не означает, что работа в Комитете по обороне, являющемся профильным, меня не интересует. Напротив. Я занимаюсь вопросами жилищной политики, строительства жилья для военнослужащих и «запасников». Приходится участвовать и в разработке многих законопроектов социальной направленности. И не только социальной. Возьмите хотя бы недавно принятый закон, определяющий отсрочку от призыва для тех, кому в год окончания школы исполняется 18 лет. Нужный и важный, скажу вам, закон. Или закон, дающий право подписания контракта о прохождении военной службы на новых условиях, – его тоже давно ждали в войсках. И список реализованных дел можно продолжать долго. Ведь Концепцией законодательного обеспечения обороны предусмотрено рассмотрение в самое ближайшее время таких основополагающих нормативных актов, как законы «О военном положении», «О чрезвычайном положении», и многих других.
    Вообще говоря, Комитет по обороне в его нынешнем составе заметно укрепил свой вес и влияние. Причем не только в стенах здания на Охотном ряду. То, что в канун праздника Дня защитников Отечества нас принял министр обороны, о многом говорит. Думаю, что конструктивная работа в области законотворчества позволит комитету еще более упрочить свои позиции по всему блоку военных вопросов в масштабах государства.
    Что до планов, то их немало. Хватило бы времени и сил…
    - Если честно, то далеко не каждый депутат помнит о том, что он вместе с мандатом получает не только законотворческие, но еще и представительские полномочия. Чего, по-вашему, ждут избиратели от Государственной Думы, от власти вообще?
    - Несмотря на то что в основной своей массе народ живет трудно, при встречах люди мало говорят о частном: дескать, течет крыша, плохо с отоплением, обидел начальник. Хотя приходится решать и такие вопросы. Но в большинстве избиратели ставят, так сказать, масштабные проблемы. Они хотят, чтобы Россия обрела былую экономическую мощь, чтобы в стране торжествовали закон и порядок, чтобы наступила политическая стабильность. И, слыша это из уст студентов, пенсионеров, военных и домохозяек, понимаешь, что за прошедшее десятилетие мы сохранили главное – патриотизм, желание людей сделать лучше жизнь не только в своей деревне, но и во всей стране, для всех и для каждого. Думаю, именно этот потенциал, а не западные кредиты и инвестиции является основой нашего подъема, который наметился и будет развиваться.
    Да, большинство россиян связывают перемены к лучшему с именем президента. Владимир Путин – молодой, энергичный, последовательный в словах и делах, за короткое время стал признанным лидером страны. И наш долг как депутатов поддержать его, обеспечить законодательно его инициативы.
    - Как депутату-одномандатнику, вам приходится много общаться с представителями региональных и местных властей. Всегда ли вы находите с ними общий язык?
    - С этим проблем практически нет. Я десять лет жил и служил на территории Вологодской области, был командиром бригады, а затем и корпуса, начальником гарнизона. Так что проблемы региона, людей, возглавляющих исполнительные структуры, муниципальные образования, знаю хорошо. Со своей стороны и губернатор, и его подчиненные надеются, что их депутат будет представлять их интересы на федеральном уровне. Конкретные результаты такого взаимодействия отражают цифры. Если до недавнего времени дорожный фонд области составлял 172 миллиона рублей, то сегодня – почти 500 миллионов. Если газификация города Кадников годами ждала включения в федеральную адресную программу, то ныне Правительством России на эти цели выделено 5 миллионов рублей. Я уж не говорю о вводе в строй областной детской онкологической больницы, которую люди ждали добрый десяток лет. Три года на завершение строительства не выделялось ни копейки, и вот наконец удалось «пробить» под нее финансирование в объеме 5 миллионов рублей.
    - Вы один из активных участников претворения в жизнь программы «Дороги Нечерноземья». Ей вы отдали десятилетие жизни и службы. Как изменился за это время облик региона?
    - Кардинально. За 10 лет военные строители протянули более 2 тысяч километров асфальтированных дорог. Цифра эта огромная. Такой масштаб вряд ли был бы по плечу не то что одной – трем областям. В Вологодской области, к примеру, все районные центры стали связаны со своей «столицей» шоссейными дорогами с твердым покрытием. Что это значит, знает лишь тот, кто хоть раз преодолевал раскисшие под осенними дождями 200 километров грунтовки за 2-3 суток. Еще в конце 80-х в период весенней распутицы от Вологды до Великого Устюга существовал только один способ сообщения – воздушный. Теперь весь путь занимает четыре часа без скидок на капризы природы. Разве не достижение?
    В целом же для региона развитие транспортной инфраструктуры дало мощный толчок экономическому развитию, расширению промышленной и сельскохозяйственной интеграции и кооперации. Такие дороги, как Вологда – Великий Устюг и Вологда – Никольск – Шарья, связали между собой четыре области, что позволило заметно активизировать так называемый реальный сектор экономики, который стал нести меньшие транспортные расходы, а высвобождающиеся средства направлять на развитие производства, создание новых рабочих мест, социальные программы.
    - Валентин Васильевич, вернемся к началу разговора, в частности о работе в группе «Народный депутат». Ваше депутатское объединение предлагает Думе настоящую структурную и кадровую революцию. Чем вызвана инициатива парламентского «секвестра»?
    - Странно, что наше предложение вызвало такой резонанс. Все почему-то заговорили о попытке перераспределить думские портфели, наказать кого-то из коллег из других фракций. Вынужден разочаровать: никакой политики здесь нет. Речь идет о совершенствовании структуры Думы, повышении эффективности ее работы. Если глава государства считает необходимым реорганизовать структуру правительства, то почему бы парламентариям не посмотреть, насколько эффективна наша законотворческая работа. Так что несостоявшийся вотум недоверия здесь ни при чем. Тем более что группа сразу назвала эту политическую кампанию никому не нужной игрой и отказалась в ней участвовать. И это была не демонстрация самостоятельности, а полне естественная позиция: думские мандаты достались членам «Народного депутата» в нелегкой борьбе в округах, и в силу ответственности мы не собирались их терять из-за чужих политических интриг.
    Да и вообще не секрет, что на Совете Думы едва ли не по каждому законопроекту возникают споры, какой комитет будет им заниматься. Это происходит из-за того, что функции комитетов четко не определены и многие из них дублируют друг друга. Разве что не четыре из них ведут «социалку». Три комитета - по экономической политике и предпринимательству, по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по энергетике, транспорту и связи - по сути занимаются одними и теми же проблемами. В Госдуме прошлого созыва со всеми этими вопросами запросто справлялся один комитет. В итоге этого «перетягивания каната» тормозится прохождение законов.
    Надо признать: при формировании нынешней структуры Думы многие комитеты создавались только для того, чтобы соблюсти интересы тех или иных фракций и депутатских групп. В результате палата «родила» аж 28 комитетов и почти два десятка комиссий, которые включают в себя не только самих народных избранников. Это еще и аппарат, помещения, машины… Удовольствие, я вам скажу, дорогое, а, главное, малоэффективное.
    Мы считаем, что в Думе должно остаться 16-18 комитетов. Стоит подумать и над тем, нужны ли палате девять вице-спикеров. Но устраивать революцию мы не будем. Пока готовится аналитический материал, изучается опыт работы предшествующих составов Думы. Нужно взять оттуда все хорошее, посмотреть, что есть сегодня… и «отрезать» все лишнее.
    - А что в законотворческом портфеле «Народного депутата»?
    - Прежде всего президентские инициативы, направленные на укрепление государственной власти. Некоторые законопроекты прошли только первое-второе чтения. «Довести» их – задача № 1.
    Далее. У нас много предложений, связанных с принятием Земельного, Налогового, трудового кодексов. Сейчас наши представители участвуют в работе согласительной комиссии по новой редакции КЗоТ, которая, по мнению большинства моих коллег, не отвечает интересам избирателей.
    В планах «Народного депутата» и принятие законопроекта об ответственности должностных лиц исполнительной власти. Его появление вызвано тем, что в условиях, когда за 9 лет сменилось 8 правительств, когда была проведена приватизация, итоги которой на 90 процентов, по данным Счетной палаты, являются по меньшей мере спорными, никто ни разу не ответил за допущенные в ходе глобальных экспериментов ошибки. А общество между тем настаивает: имена горе-реформаторов должны быть названы, а сами они должны нести наказание в соответствии со степенью вины.
    - Это касается только бывших или и ныне действующих государственных чиновников?
    - Всех, кто понимает: любой пост – это не только власть, но и ответственность.
    - Простите, но тут не обойтись без классики: «А судьи кто?»
    - Ничего нового придумывать не надо. Во всем мире существуют действенные механизмы парламентского и гражданского контроля. Пришла пора подумать о том, чтобы наделить Думу более широкими полномочиями.
    - Вы все же «военный» депутат. Не могу не спросить: насколько реальны опасения, что законопроект о приведении денежного содержания военнослужащих в соответствие с окладами госслужащих будет торпедирован?
    - Да, есть силы, которые выступают категорически против появления такого закона. И противодействуют они тоже весьма «категорически». Но сегодня и в Комитете по обороне, и в Думе в целом существует твердая убежденность: вооруженные защитники имеют право и должны жить лучше. Тут логика простая – коль мы признаем, что военная служба есть особый вид государственной службы, то и отношение к людям, посвятившим себя служению Отечеству, должно быть особое. Так что законопроект «умертвить» не получится. Не дадим!
    С другой стороны, говоря о «приведении в соответствие», мы не утверждаем, что это случится немедленно. Речь идет о поэтапном процессе, который не сломает бюджет, не вызовет дисбаланса в обеспечении его расходных статей.
    - Вице-премьер Валентина Матвиенко недавно заявила о том, что в будущем году материальное положение военнослужащих изменится кардинально и их денежное содержание будет в несколько раз выше нынешнего. Есть ли у государства ресурсы для выполнения этого обещания?
    - Комментировать заявление зампреда правительства не стану. Скажу лишь, что для надежд на лучшее основания есть всегда.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker