на главную страницу

4 апреля 2001 года

Кавказская линия

Среда

Чечня: идет охота на «волков»

Андрей Пилипчук.




    Проведение контртеррористической операции на территории Чечни перешло в качественно новую стадию. Наряду с сокращением численности федеральных войск существенно активизировали свою деятельность российские спецслужбы и разведподразделения. И, надо отметить, – небезуспешно. Чуть ли не ежедневно в средствах массовой информации проходят сообщения о ликвидации складов с оружием и боеприпасами, а также о поимке или уничтожении боевиков и их полевых командиров. Правда, самые кроваво-известные главари Масхадов, Хаттаб и Басаев пока еще на свободе. И от того, насколько эффективно сегодня будут действовать спецподразделения, зависит срок их полной нейтрализации.

    С волками жить – по волчьи выть?
    Эту «милую» беседу недавно перехватили в радиоэфире бойцы одного из спецподразделений федеральных войск на территории Чечни.
    «Салам. Как поживаешь?
    - Слава Аллаху.
    - Что-то давно ты не выходил на связь. Наверное, за зиму хорошо устроился?
    - Зачем светиться?
    - А я думал, что ты к юбке прирос (хихикает). Смотри, скоро начнем работать. Не подведи. Мы на тебя надеемся…»
    С наступлением весны подобные переговоры нашим солдатам приходилось слышать здесь неоднократно. Затаившиеся на время холодов и уцелевшие после зачисток бандитские главари стали предпринимать попытки сбора своих банд для возобновления сопротивления российским частям и подразделениям.
    Правда, зачастую эфирные диалоги боевиков сводятся лишь к словесной перебранке. Ведь многие из них вернулись в свои семьи и теперь не желают вновь браться за оружие.
    При этом складывается такое впечатление, что и сами бандитские лидеры абсолютно не жаждут встречи с военнослужащими. В последнее время они стараются лишний раз не привлекать к себе внимания. Аслан Масхадов и Шамиль Басаев уже давно соблюдают гробовое радиомолчание. Хаттаб лишь иногда выходит в эфир по телефону космической связи, при этом постоянно соблюдая меры предосторожности - выносит передатчик подальше от входа в пещеру и, прячась в ее глубине, быстро передает сообщение. Иначе нельзя. Военные пеленгуют эффективно и сразу наносят ракетный удар. Иногда так и случается. Замешкавшись, он лишается своей космической антенны, правда, сам при этом остается невредимым.
    Активность сегодня проявляет лишь Арби Бараев. Во главе трех десятков самых преданных своих головорезов он скрывается в пригороде чеченской столицы. Но, по всей видимости, и ему сегодня приходится несладко. Мощный финансовый поток из-за границы превратился в слабый ручеек. А какой же он командир, «ежели нету у него золотого запасу»? Вот и грабит потихоньку мирное население в юго-западной части Грозного, звучно называя это действо «сбором средств для организации сопротивления русским захватчикам».
    А в это время российские спецслужбы объявили и ведут на бандитских авторитетов самую настоящую охоту. Как поговаривают некоторые офицеры в штабе группировки, уничтожение главарей должно сломить сопротивление сепаратистов и соответственно повлиять на сокращение сроков завершения контртеррористической операции на территории Чечни. И, надо отметить, это не пустые разговоры. Если учесть опыт Кавказской войны, им есть разумное историческое объяснение. Тогда, в 1859 году, пленение Великого Шамиля привело к затуханию активных боевых действий, и в конце концов война с горцами закончилась сама по себе.
    Анализ событий прошлой и нынешней «чеченских кампаний» также подтверждает тот факт, что после ликвидации или захвата в плен кого-то из полевых командиров его бандгруппа, как правило, распадается, а рядовые боевики с чувством до конца выполненного долга перед своим «эмиром» спешат вернуться в собственные семьи.

    Разведпоиск:теория и практика
    О том, как же на практике осуществляется проведение спецоперации по обезвреживанию бандформирований и уничтожению их тылового обеспечения, некоторые «специалисты по чеченской проблеме», вероятно, имеют весьма смутное представление и знают об этом лишь понаслышке.
    Как-то раз один мой знакомый, по всей видимости, насмотревшись телевыступлений таких вот «стратегов», сделал для себя вывод, что обезвредить бандитов на территории Чечни нет ничего проще. Для этого необходимо только лишь желание российских спецслужб и военных.
    Спорить здесь – пустая трата времени. На самом деле найти в горах бандитский склад с оружием, боеприпасами или средствами связи, не говоря уж о подготовке и проведении даже самой обычной спецоперации по ликвидации бандитов, - тяжелая и неблагодарная армейская работа.
    Самашкинский лес. Небольшая группа разведчиков, рассредоточившись, осторожно пробирается между зарослей кустарника и стволов деревьев. По данным штаба, здесь недавно была замечена группа боевиков.
    Однако многочасовой поиск ничего не дал. Опытные следопыты только по им понятным признакам определили, что люди здесь ходили по меньшей мере месяц назад. Командир принял решение возвращаться. Измотанные за день солдаты двинулись в указанном направлении, еле переставляя ноги. И вдруг…
    Один солдат, сдавленно вскрикнув, исчез из поля зрения. Молниеносно перегруппировавшись, «спецы» заняли круговую оборону.
    Чуть позже они дружно смеялись над своим товарищем, слывшим в разведгруппе лучшим следопытом. Оказывается, он, сам того не подозревая, обнаружил бандитское пристанище, провалившись в тщательно замаскированную землянку. Этот блиндаж, снабженный всем необходимым и рассчитанный на 8-10 человек, снаружи заметить было действительно невозможно – его покрывали пожухлая трава и совсем не бутафорные деревья. Он бы и дальше служил надежным пристанищем для своих хозяев, не ошибись боевики в расчетах, - тонкая деревянная крышка, закрывавшая вход, не выдержала веса российского солдата.
    Правда, подобные курьезы здесь случаются весьма редко. Чаще группе поиска, чтобы обнаружить места пребывания боевиков, приходится наматывать по горам десятки, а то и сотни километров.
    Не так давно разведчики вскрыли схрон, вход в который был спрятан под корнем большого пня. Вероятно, когда-то боевики подогнали сюда автомобиль, оборудованный лебедкой. С ее помощью наклонили толстый ствол дерева так, чтобы вырвать из земли часть корневища. Затем под корнем вырыли узкий проход. Под землей его расширили до размеров просторной комнаты. Стены укрепили деревянными опорами. После чего дерево отпустили, и оно встало на свое место. Корни присыпали землей и замаскировали опавшими листьями. А чтобы в дальнейшем никто не смог таким же образом проникнуть в схрон, ствол спилили. При необходимости попасть туда пень просто-напросто взрывается и потайная «дверь» открыта.
    Однако при поиске бандитских убежищ не только глаза, ноги и профессиональное чутье приносят российским военным ощутимые результаты, но и неизменный атрибут современности - деньги. Правда, в этом направлении наши спецслужбы делают пока лишь первые шаги.
    По мнению некоторых военных специалистов, с которыми мне удалось встретиться на территории Чечни, платить деньги за конкретную, проверенную информацию сегодня - самый надежный способ получения разведданных.
    Например, майор Валерий З. рассказал, что сравнительно недавно наши военнослужащие выторговали у одного чеченского жителя координаты замаскированного бандитского склада всего за двадцать тысяч рублей. В результате в руки российских военных попало огромное количество оружия и боеприпасов, в том числе и несколько противотанковых управляемых ракет и переносных зенитно-ракетных комплексов. По самым грубым подсчетам, стоимость этого арсенала приравнивается к двадцати тысячам долларов. Выгодная сделка? Безусловно. А если взять в расчет еще и то, что изъятие этих смертоносных штуковин сохранило жизни российских солдат, то цена такой акции становится и вовсе несоизмеримой.
    Что же касается самих боевиков, то на сегодняшний день российские правоохранительные органы обладают полной базой данных на всех более или менее известных террористов и их активных помощников. Известны также и места пребывания некоторых из них. Так что уничтожение или арест бандитов – действительно дело времени.
    Впрочем, эффективность спецопераций, проводимых сегодня на территории Чеченской Республики и за ее пределами, и без того впечатляет. Буквально недавно были задержаны басаевский головорез Бадруди Муртазаев и один из братьев (известных работорговцев) Ахмадовых - Руслан. Днем позже были арестованы еще семь боевиков. Скоро предстанет перед судом задержанный в Гудермесе ичкерийский «полковник» Ваха Маджидов.
    Возможно, очень скоро этот список пополнится и другими не менее известными именами боевиков. Если, конечно, не помешает «зеленка». Ведь с приходом весны и тепла листья на деревьях стали распускаться прямо на глазах. А это дает бандгруппам возможность скрытного передвижения и, как следствие, еще один шанс на выживание. Только вот используют ли они его лишь для того, чтобы выжить?

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker