на главную страницу

4 апреля 2001 года

Россия и мир

Среда

Китай-США: воздушная драма с политическим уклоном

По материалам ИТАР-ТАСС.



    Трем развернутым у Хайнаня американским эсминцам УРО приказано покинуть зону этого южного китайского острова, на котором с воскресенья находится совершивший там экстренную посадку самолет-шпион ВМС США ЕР-3. Ранее корабли по приказу Пентагона выполняли в этом районе «функции наблюдения». Их миссия была частью кампании давления, которое Вашингтон оказывает на Пекин, требуя от него немедленного возвращения самолета и его экипажа из 24 человек. Однако сейчас, судя по всему, США пытаются несколько понизить градус конфронтации с Китаем по этой проблеме. ЕР-3 приземлился на острове Хайнань в воскресенье после столкновения с китайским истребителем, который после этого рухнул в воды Южно-Китайского моря. Пекин заявляет, что инцидент произошел над его водами, и обвиняет во всем американцев. По версии США, столкновение было спровоцировано китайскими истребителями, а ЕР-3 в это время находился в международном воздушном пространстве.

    Китай «сделал решительное представление и заявил протест» Соединенным Штатам по поводу инцидента с военными самолетами двух стран. Заместитель министра иностранных дел КНР Чжоу Вэньчжун встретился по этому поводу с послом США в Пекине Джозефом Прюером, вновь заявив ему, что американский разведывательный самолет «таранил и повредил» один из двух китайских истребителей, поднятых в воздух «для отслеживания» американского самолета вблизи китайского воздушного пространства к юго-востоку от острова Хайнань. «Американский самолет совершил неожиданный поворот в сторону китайского истребителя», в результате чего произошло столкновение и крушение китайского истребителя. Затем, согласно заявлению МИД КНР, американский самолет «вторгся в воздушное пространство Китая и совершил экстренную посадку в аэропорту Линшуй». Высокопоставленный китайский дипломат охарактеризовал экстренную посадку американского военного самолета в китайском аэропорту как «грубое нарушение суверенитета КНР» и добавил, что китайская сторона оставляет за собой право вести дальнейшие переговоры с американской стороной по поводу как нанесенного ущерба, так и вторжения американского самолета в китайское воздушное пространство.
    Что касается позиции Вашингтона, то президент США Джордж Буш потребовал от китайских властей «безопасного» возвращения самолета со всем экипажем. «Американским властям будет предоставлена возможность встречи с членами экипажа самолета», - сообщил официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер. По его словам, китайская сторона уведомила о том, что все 24 члена экипажа чувствуют себя нормально и доступ к ним может быть обеспечен уже сегодня. В настоящее время на острове находятся военный атташе посольства США в Пекине, один из сотрудников его аппарата, а также консул генконсульства США в Гуанчжоу. Однако Вашингтон «не в полной мере» удовлетворен ответом Пекина. Ожидается, что сегодня поздно вечером по местному времени прибывшим на Хайнань американским дипломатам разрешат впервые встретиться с членами экипажа самолета. Всех их держат поодиночке на территории базы ВВС КНР. В экипаже - три женщины, среди 24 членов команды - восемь специалистов по кодам, которые занимались оперативной дешифровкой и анализом перехваченных китайских переговоров.
    Все это время американцы отчаянно пытались не допустить проникновения китайцев на борт ЕР-3, напичканного самой современной аппаратурой по сбору разведывательной информации. Однако в частном порядке официальные лица США признают, что китайцы, скорее всего, уже побывали на борту самолета. Вопрос лишь в том, насколько тщательно ими был проведен «осмотр» американской техники. По инструкции, перед вынужденной посадкой такого рода американские специалисты обязаны выбросить за борт или физически уничтожить наиболее секретное разведывательное оборудование. Однако неизвестно, успели ли они это сделать перед приземлением на острове Хайнань. Из Пекина в свою очередь стало известно, что, естественно, на борту самолета с момента его посадки на острове находятся китайские военные и изучают размещенную там новейшую аппаратуру по сбору разведывательных данных.
    Это может отразиться на вооруженных силах США и Японии. Им, возможно, придется менять некоторые кодирующие устройства, если выяснится, что китайские специалисты все же изучили оборудование на борту американского самолета-шпиона ЕР-3. Об этом сообщил в Токио начальник Управления обороны Тосицугу Сайто. Он подтвердил, что японские вооруженные силы частично используют те же шифры и кодирующие устройства, что и военные структуры США. По словам начальника Управления обороны, находящийся с воскресенья на китайском острове американский самолет обладает «высокими способностями по сбору информации» и, возможно, «это создаст для нас проблемы в сфере ее анализа и связи».
    Вместе с тем Китай продолжает поиски своего истребителя и его пилота, пропавшего без вести в результате инцидента. Как сообщило китайское телевидение, китайский пилот выбросился с парашютом, после того как его истребитель «подвергся тарану и был поврежден» в ходе воскресного инцидента с американским разведывательным самолетом. Президент КНР Цзян Цзэминь, говорится в сообщении, несколько раз инструктировал китайские ВМС и соответствующие ведомства, требуя от них «сделать все возможное» для обнаружения и спасения пилота. Глава китайского государства, являющийся также генеральным секретарем ЦК КПК и председателем Центральной военной комиссии, «выразил огромную озабоченность судьбой пропавшего пилота», передало китайское телевидение. Поэтому, как сообщил официальный представитель МИД КНР Сунь Юйси, «продолжается интенсивная поисково-спасательная операция», в которой участвуют 11 судов и более 20 самолетов, как военных, так и гражданских. «Тем не менее, несмотря на упорные поиски, которые ведутся днем и ночью, местонахождение пилота остается неизвестным», - вынужден был констатировать дипломат.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker