на главную страницу

7 апреля 2001 года

Армия и общество

Суббота

С уважением к человеку



    Сегодня каждый россиянин знает его как руководителя рабочей группы президиума Госсовета РФ, разработавшей стратегию развития России на период до 2010 года. В крае земляки считают его человеком дела, инициативным и предприимчивым, чьи проекты идут далеко за горизонты XXI века.
    Глава администрации Хабаровского края, доктор экономических наук, председатель межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации “Дальний Восток и Забайкалье” Виктор Ишаев делится с корреспондентом “Красной звезды” взглядами на наиболее острые региональные проблемы.

    Хабаровский край
    Площадь – 788,6 тысячи квадратных километров.
    Население – 1.517 тысяч человек.
    Административный центр края г. Хабаровск является и центром Дальневосточного федерального округа.
    Хабаровский край – один из самых крупных регионов Российской Федерации. Он обладает большими и разнообразными природными богатствами. В крае более 23 тысяч хозяйствующих объектов. Основу экономики составляет промышленное производство. В этой сфере производится 32 проц. валового регионального продукта. Край обладает самым крупным и разнообразным по отраслевому составу на Дальнем Востоке машиностроением и металлообработкой.
    В транспортном комплексе, одной из ведущих отраслей края, представлены практически все виды транспортных коммуникаций. По территории края проходят две железнодорожные артерии общегосударственного значения. Основными морскими воротами является морской торговый порт Ванино. По пропускной способности (свыше 10 млн. тонн в год) он занимает третье место среди морских портов Дальнего Востока.
    Международный аэропорт в Хабаровске – это крупнейшая воздушная гавань на Дальнем Востоке. Он способен принимать воздушные суда всех типов.
    Хабаровский край входит в число крупнейших золотодобывающих регионов России, а также основных поставщиков оловянного сырья.
    Научно-технический потенциал края представлен более чем 60 организациями. В их числе 12 академических институтов, 24 отраслевых, проектно-изыскательских, проектно-технологических институтов, 12 научно-технических центров, 6 проектно-конструкторских бюро и 12 высших учебных заведений.


    - Виктор Иванович, Хабаровский край – приграничный. Насколько это обстоятельство влияет на его развитие? Такое географическое положение сегодня выгодно или, напротив, порождает дополнительные проблемы?
    - Если говорить о границе, то мы рассуждаем следующим образом: сосед не жена, его не выбирают. Исторически так сложилось, деваться некуда. Ситуацию мы не изменим, от соседа не избавимся.
    Тогда вопрос рассматривается с точки зрения большой политики. А она довольно проста – дружить, естественно, лучше, чем воевать. А раз дружить, то необходимо использовать все возможности от этой близости.
    Товарооборот постоянно нарастает. Учитывая, что Китай, по заявлению президента России, – наш стратегический партнер, мы развиваем сотрудничество не только в области торговли сырьевыми ресурсами и товарами производственно-технического назначения. Мы также поставляем военно-техническую продукцию. И объемы здесь достаточно серьезны.
    Следующий вопрос – использование на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае китайской рабочей силы. Например, при строительстве. Работать китайцы действительно умеют. И по интенсивности, и по качеству. В каком-то смысле мы открываем рынок и становимся либеральным государством, где идет конкуренция на рынке занятости, которая движет вперед весь строительный комплекс.
    Возьмем сельское хозяйство. Соседи наглядно показали, что с одной сотки собирают больше, чем мы с одного гектара. Учитывая, что Дальний Восток не обладает избытком рабочей силы в этих отраслях, это очень привлекательная форма сотрудничества.
    Что касается напряжения, то напряжение есть, и оно велико.
    В первую очередь – это неурегулированность линии прохождения государственной границы. То есть граница установлена, но на определенных участках она пока не демаркирована.
    Большой Уссурийский остров, Тарабаровские острова – они очень интересуют китайцев. Хотя это исконно наша земля. Была, есть и будет. Но они не просто рассуждают на эти вопросы. Они не очень корректно, не как стратегические партнеры ведут себя. На их картах большая часть Дальнего Востока имеет китайские наименования. Причем увидеть это можно не в каком-то ларьке, а в официальных документах. Это уже говорит об определенной государственной политике.
    Мы видим последствия беспрецедентных уступок со стороны МИД и последнего правительства Союза ССР по прохождению судов, по использованию протоки Казакевичева. Китайцы довольно удачно эксплуатируют эту тему, и продолжают вести себя не совсем вежливо. Уже доходит до того, что они нас не пропускают по этой водной дороге. Прохождение судов мимо Хабаровска дает дополнительно порядка 50–70 километров пути. Экономика вроде бы подсказывает, что не надо так делать. Но наши попытки углубить эту протоку, даже за свой счет, наталкиваются с их стороны на колоссальное сопротивление. Почему? Очевидно, здесь снова преобладают какие-то геополитические интересы. Следующий момент – постоянные нарушения границы, ничем не оправданная агрессивность. Сюда же можно отнести несоблюдение абсолютно всех правил и норм рыболовства.
    Экология. Мы знаем, что только в соседних провинциях, которые находятся на реке Амур, расположено более 10 нефтеперерабатывающих заводов, самый крупный в Азии целлюлозно-картонный комбинат. Однако они не утруждают себя строительством очистных сооружений. В итоге мы видим практически полное исчезновение лососевых, резкое ослабление популяции белорыбицы, варварское отношение к осетровым - вообще наплевательское отношение к экологии. Когда поднимается вода, в ней не то что купаться, туда даже лопату опускать опасно.
    На эти вещи китайская сторона практически не реагирует.
    Мы очень активно настаиваем на межправительственной правовой поддержке. Вскрывается очень много преступлений, которые имеют начало у нас, а корни там. Существует немало фирм, организаций-однодневок, которые, допустим, отправляют в Китай какую-то продукцию, будь то лес или еще какие-то природные ресурсы, но денег за это вроде бы не получают, налог не платят. Ясно, что все это украдено, деньги получены, просто они в Россию не вернулись.
    Мы предлагали: давайте совместно рассмотрим эти вопросы. Пробовали контакты наладить: по линии прокуратуры, правоохранительных органов. Не получается. Хотя контакты по линии пограничных служб, по линии Министерства обороны все же имеют место. Мы сотрудничаем с префектурами Хейлундзян, Ляонинь, у нас сложились побратимские отношения. Но все равно есть как плюсы, так и минусы.
    - Дальний Восток – регион особенно депрессивный с точки зрения демографии. Какие меры можно предпринять и что предпринимается в крае, чтобы замедлить убыль населения и сохранить трудовые ресурсы? Насколько реально повернуть сегодня вектор миграции с запада на восток страны?
    - Смотря какой миграции. Вообще у этой проблемы две составляющие – демография и миграция. Если за последние годы Россия потеряла два процента населения, то мы одиннадцать. Около миллиона здоровых, работоспособных, среднего возраста людей уехали с Дальнего Востока куда глаза глядят.
    А принципы и правила здесь одни – надо обеспечить людям нормальные условия жизни. Тогда никто не будет отсюда бежать, никто не будет шарахаться. Если этого не сделать, ничего не изменится. Для этого разработана региональная Президентская программа “Дальний Восток и Забайкалье”, для этого мы разрабатываем отраслевые программы. Недавно вот добрались и до программы развития государства в целом, поскольку решили - раз программы никто не пишет, давайте хоть мы будем что-то инициировать и прорабатывать.
    Уровень жизни на Дальнем Востоке значительно отличается от уровня жизни в среднем по России. Если взять такую экономическую составляющую, как стоимость электроэнергии, то для населения Дальнего Востока она выше в 2,2 раза, а для производства - в 4 раза. Тепло тоже дороже в 4 раза. Это я все в среднем по региону говорю. На Камчатке стоимость от 1 до 3 рублей, а в Сибири 10 – 18 копеек киловатт стоит. Как это все сопоставить?
    Возьмем транспортные тарифы. Билет туда и обратно на одного человека - это, наверное, 5 месячных окладов офицера, причем старшего. А если с семьей, то вообще не один год надо копить, чтобы съездить в отпуск. Все это накладывает негативный отпечаток на уровень жизни, и поэтому люди от всех этих проблем стараются уйти, уехать подальше.
    Раньше было понятие удаленности, она компенсировалось региональным коэффициентом. Сегодня этого нет. То есть пока государство эти вопросы как государственную, стратегическую задачу развития нормальных условий жизни на Дальнем Востоке не рассматривает.
    Тем не мене мы пытаемся эту тенденцию изменить на уровне края. Нами разработан ряд программ, которыми мы поддерживаем буквально все слои населения – талантливую молодежь, студентов, школьников, аспирантов, работников культуры и науки. Для этого учреждены специальные губернаторские премии, премии имени Муравьева-Амурского, премии администрации края.
    - Несколько слов о наиболее значимых краевых проектах – транспортных и газовых. Как скоро дальневосточники почувствуют их отдачу? Чем можно объяснить столь бурный всплеск строительства в последнее время?
    - Экономика края всегда развивалась программно. У нас есть программа структурной перестройки, когда взамен остановившихся оборонных предприятий приходят другие.
    Наблюдается значительное увеличение объемов добычи в горнорудной промышленности. Мы сегодня вышли на третье место по России по добыче драгметаллов, чего никогда не было. По сравнению с лучшими временами мы добываем в 2 раза больше. Подняли с колен и начинаем серьезно развивать лесной комплекс.
    По рыбному комплексу – отдельный разговор. Поскольку все квоты, по-видимому, будут проданы, нашим рыбакам на севере ничего не останется. Деньги, вырученные за продажу квот на лов рыбы, полагаю, надо вернуть людям, у которых мы отобрали ресурсы. Они же ими живут. Там все на этом строится - и бани, и школы, и дорога, и бюджет.
    Есть программа строительства и развития дорог, есть программа развития энергетики как базовой отрасли, есть программа оживления оборонных предприятий. Всего девятнадцать отраслевых программ и программ структурной перестройки. Они в крае приняты и работают, и, может, благодаря этому есть определенные показатели роста.
    Если говорить о дорогах, то за время только моей работы построено более 1.700 километров дорог. Столько дорог не было проложено даже в доперестроечный период, когда все жили в иных условиях.
    Построен совмещенный автомобильный и железнодорожный мостовой переход через Амур общей протяженностью 13,5 километра. Длина только эстакадной части более 4 километров.
    Активно развиваем топливно-энергетический комплекс, занимаемся поисками нефти и газа, работаем над строительством газопроводов. За 5 последних лет построили 200 километров трубопроводов, причем за свои деньги.
    Строим социальные объекты – больницы, школы. Последних в год сдаем по шесть-семь. В прошлом году сдали перинатальный центр для детей – в 101 миллион он обошелся. Дом ветеранов в Хабаровске сдали. Таких у нас пять. Из них 3 в Хабаровске. Еще один хороший Дом ветеранов в селе Черняево района имени Лазо – на 50-60 человек, со всеми удобствами, как положено. Сделали для ветеранов даже приусадебный участок, птичник, коровник, чтобы людям можно было заниматься чем-то для души. В Чегдомыне также ведем особое строительство для ветеранов. В Комсомольске в прошлом году построили с этой целью 50 квартир.
    Предпринимаем серьезные шаги по восстановлению культурных ценностей. Например, тех же храмов, которые некогда были разрушены.
    В этом году сдадим в эксплуатацию цирк…
    - Виктор Иванович, у вас много регалий. Вы глава администрации Хабаровского края, доктор экономических наук, член Госсовета, председатель межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия “Дальний Восток и Забайкалье”... К чему больше душа лежит, что вам ближе?
    - Ближе всего внук (кивает на одну из фотографий, которые делает сам).
    - А с чем вы связываете его будущность? С краем?
    - Главное, чтобы он был достойным гражданином России. Вот это мы обязуемся сделать – чтобы он вырос настоящим мужчиной, не нытиком, с сильным характером, твердым. Поэтому с четырех лет он у меня играет в хоккей в нашей команде, не жалуется.
    - Виктор Иванович, в свое время вы прошли срочную службу в армии. Что больше всего запомнилось? Как сегодня складываются взаимоотношения с силовыми структурами в качестве главы администрации?
    - Я считаю, что все молодые люди должны служить в армии. Я отслужил срочную службу как положено. Первый период - в школе сержантов. Хорошие нагрузки, теоретическая база. Познавали оружие. Кстати, воинское звание старшина я получил до года службы. Бывает такое. Стал секретарем комитета комсомола. Должность – офицерская.
    Сын у меня 5 лет учился в ДВИМУ, тоже носил форму. По завершении получил офицерское звание. Так что коллектив у нас по-настоящему мужской. Главное - для внука это полезно. Где-то он кому-то сдачи даст, кто-то ему. А где-то, глядишь, и тренер ему клюшкой по мягкому месту похлопает. Нормально, в команде так и должно быть.
    Неправильно, если кто-то считает, что строй – это унизительно. Строй всегда воспитывал мужчин, создавал единый коллектив.
    Когда я служил, у нас не было неуставных взаимоотношений, мы это жестко пресекали. Особенно в отношении тех, кто не давал людям спокойно жить, был разгильдяем, кто не хотел идти в ногу со всеми.
    А нынешние проблемы - они везде одинаковы. Но почему-то внимание сконцентрировано только на армии. Словно в школе старшеклассник малышей по голове гладит и в маковку целует. Везде есть несправедливость, и ее надо искоренять.
    У меня к армии нормальное, уважительное отношение. Я и сегодня любитель и поклонник военной техники и стрелкового оружия. Мне хоть с танка стрелять, хоть с корабельной установки, из снайперской винтовки, из пистолета – без разницы. Я это дело люблю, знаю и понимаю. И, между прочим, книги на эту тему читаю. Бывает, такие каверзные вопросы задаю, что даже военные специалисты отвечают не сразу.
    - Ваш путь на производстве - от сварщика до директора завода. Если говорить военными категориями, начав рядовым, вы дослужились до генерала. Читателям «Красной звезды» было бы интересно узнать секреты такого роста.
    - Не могу сказать об этом как о карьере. У меня никогда не было протекции. С одной стороны, мне крепко не повезло: в 6 лет остался без отца, поэтому свою жизнь прокладывал сам и понимал, что всего необходимо добиваться трудом и только трудом. Но это же помогло в становлении характера.
    Полагаю, что во всех взаимоотношениях человек должен оставаться человеком. А для того чтобы тебя уважали, научись сам себя уважать. Никогда в жизни не нужно никем командовать. Давайте работать. Только пусть каждый от и до выполняет свои функции. Ну и, конечно, не стоять на месте. Двигаться, двигаться и двигаться вперед. Остановка – считай, движение назад. Потому, что в жизни, как и в природе, нет состояния покоя. Есть только движение вперед или назад, другого не дано.
    Не считаю, что я делал какую-то карьеру. Думаю, что мне повезло с учителями, с тем, что я попал на элитное предприятие, где учили не только профессии, но и этике поведения, духовной культуре.
    Когда приходят к власти люди, которые вышли из ларьков, они не знают этики. Например, никогда нельзя критиковать предшественника. Если можешь что-то лучше – сделай, люди сами оценят. Не надо никогда пренебрежительно кивать в сторону коллег – это неэтично. Всегда беспокойся о тех людях, которые работали до тебя на этом месте. Это жизнь сложилась так, что они оказались где-то в стороне.
    Следует помнить и о многом другом. Например, кадровые ошибки - это прежде всего твои ошибки. Умей с честью выйти из этого положения, не обидев, не унизив, не поломав судьбы человека.
    Всегда считал, что самое главное – подбор людей. Если хочешь построить дом, не надо собирать кирпичи, надо собирать умы. Будут умы – будут кирпичи. Не будет умов – кирпичами их не заменишь. Главное - не мешай подчиненным самостоятельно развиваться и работать. Четко отслеживай, что они делают, и поправляй, жестко поправляй, но не мешай, не лишай самостоятельности.
    У меня здесь нет никаких родственников, друзей, сватьев - чтобы я с кем-то служил, в бильярд играл. Здесь на все должности подбираются люди, которым эти должности по плечу. А принцип один: хожу, езжу по краю, присматриваюсь. Отбираю лучшее. Если среди претендентов есть друзья, предупреждаю заранее, говорю просто: работай лучше где-нибудь подальше, потому что с друзей всегда спрос значительно больше. Я человек достаточно жесткий. Зачем друзьям это испытывать?

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker