на главную страницу

7 апреля 2001 года

Армия и общество

Суббота

Огненный рубеж Сергея Ксенофонтова



    …Голос в телефонной трубке звучал более чем убедительно:
    - О парне этом обязательно нужно написать. Подвиг солдат совершил.

    Начальник отдела воспитательной работы Дальневосточного объединения ВВС и ПВО полковник Сергей Шевченко слов на ветер не бросает. Значит, и впрямь в одной из частей, дислоцированных на севере Хабаровского края, произошло что-то необычное. Но обо всем по порядку.
    Стрелок роты охраны, несущей службу на складах с боеприпасами, рядовой Сергей Ксенофонтов мало чем отличался от других парней своего призыва. Из крестьянской семьи, окончил восьмилетку, научился управлять автомобилем. Когда пришло время идти в армию, о том, чтобы “закосить”, и мысли не возникло – односельчане, сибиряки, на смех бы подняли. Поэтому с первых дней службы, начавшейся на Дальнем Востоке, Сергей к своим обязанностям отнесся ответственно – пусть не так романтична караульная служба, но и здесь себя проявить можно.
    Командование охарактеризовало Ксенофонтова как человека в высшей степени спокойного и уравновешенного. И еще добросовестного – при недостатке людей не каждому доводится в отпуск съездить. А Сергею такую возможность предоставили – как иначе, если второй год человек без замечаний служит! Одним словом, съездил Серега под Новый год к себе на родину – на Алтай, в деревню Курату, подышал целебным воздухом, отоспался после множества ночей, проведенных на посту.
    В общем, возвращался – на душе птицы пели. Служить оставалось всего несколько месяцев. И в голову не приходило, что всего через несколько дней после отпуска уготовано ему будет испытание, да еще какое!
    Случилось все 17 января, когда понадобилось перевезти боеприпасы, предназначенные к утилизации, до станции Падали, что в Амурском районе. Там ящики надо было перегрузить в железнодорожные вагоны.
    Закрепленный за Сергеем ЗИЛ был забит “под завязку” - более ста ящиков.
    - Ну что, готов? – в кабину привычно забрался прапорщик Сергеев, и машина тронулась в путь. Понимая, что за спиной несколько тонн смертоносного груза, Сергей вел машину осторожно, стараясь не раскачивать ее на ухабах. Однако особого волнения не было - ему уже приходилось участвовать в перевозке боеприпасов.
    Приехав на станцию, Сергей стал притирать грузовик к длинному штабелю из ящиков со снарядами, которые были сгружены ранее. В этот момент к кабине подбежал незнакомый солдат и сказал Сергею, что машина горит.
    С площадки всех как ветром сдуло. Водитель и старший машины молниеносно оценили ситуацию. А была она, нужно сказать, чреватой. В кузове горели ящики со снарядами общим весом в шесть с половиной тонн. В несколько раз больше боеприпасов находилось рядом в штабелях. А до ближайших построек рукой подать.
    Мысль заработала с быстротой молнии: бежать или все же попытаться предотвратить беду? Сергей выбрал второе.
    Перво-наперво требовалось отогнать пылающий грузовик от уже разгруженных ящиков с боеприпасами, которые могли сдетонировать при взрыве. Но куда? Неподалеку Сергей заприметил угольную кучу, которая могла бы принять на себя осколки и взрывную волну. Туда он и погнал обреченную машину. Казалось бы, сделал все возможное – о себе подумай. Но не таков оказался Ксенофонтов, одно слово – сибиряк. Серега пустил в ход огнетушитель. И лишь когда закончилась пена, бросился в укрытие - за железнодорожную насыпь. Первый взрыв из более чем часовой канонады раздался через минуту…
    Оцепенение проходило медленно. Неожиданно для себя Сергей вспомнил, что в кабине остался обед для сослуживцев, дежуривших на станции, – подвел парней. Но надо было действовать – вместе с прапорщиком Сергеевым, который тоже пережидал взрывы за насыпью, они бросились к железнодорожному переезду, чтобы блокировать место ЧП. Нельзя было исключить, что вновь начнут рваться ящики, тлеющие за угольной кучей.
    Так они и несли службу, пока не подоспела подмога. Наконец было выставлено оцепление, и саперы приступили к обследованию прилегающей территории.
    Причины падалинского ЧП до сих пор не разгаданы. По мнению командования части и представителей военной прокуратуры, проводившей проверку, ящики с боеприпасами могли загореться от какого-нибудь внешнего источника огня, например, от окурка, неосмотрительно выброшенного из встречной машины. Так или иначе, вины военнослужащих в случившемся не установлено и уголовное дело по факту случившегося возбуждать не стали. Ущерб относительно невелик – подлежащие утилизации снаряды да старенький ЗИЛ. Главное, что обошлось без жертв. Ценой огромного риска водителю удалось предотвратить более страшные и тяжелые последствия.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker