на главную страницу

7 апреля 2001 года

История Отечества

Суббота

В прошлом ищут не пепел - огонь

И. С. Даниленко, доктор философских наук, профессор.
Н. И. Дорохов, кандидат исторических наук.
Г. И. Коротков, доктор исторических наук, профессор.
Г. А. Куманев, доктор исторических наук, профессор.
А. С. Орлов, доктор исторических наук.
О. А. Ржешевский, доктор исторических наук, профессор.
С. А. Тюшкевич, доктор философских наук, профессор.



    Всякий раз, когда наша страна переживает тяжелые времена - кризисы, войны, ее народы обращаются к своему прошлому. Вглядываясь в него, они стараются понять настоящее, увидеть перспективы. В своем прошлом народы ищут ту опору, тот источник, которые способны поднять их дух, укрепить нравственные силы. Патриотизм, любовь к Отечеству были, есть и будут решающим фактором обеспечения безопасности страны, ее народов. Благодаря им наша страна выдержала суровые испытания, в первую очередь - военные.

    История государства Российского - это прежде всего военная история. Такова уж наша судьба. В течение первого, относительно спокойного периода истории — до 1237 г. - Руси приходилось отражать нашествия каждые четыре года. Затем последовало страшное татаро-монгольское опустошение, и на протяжении 220 лет Россия, истекая кровью, отбивала двести вторжений - то есть почти ежегодно.
    С XIV до конца XIX века Россия вынуждена была сражаться, отражая агрессии, 329 лет - две трети своей истории. Еще более кровопролитным для нашего Отечества стал XX век. Россия оказалась в центре наиболее ожесточенных военных бурь и схваток, включая две мировые войны.
    Особое место в истории XX века для нас занимает Великая Отечественная война 1941-1945 гг., когда Советский Союз принял на себя основной удар агрессора, вынес главную тяжесть борьбы с Германией и ее союзниками, спас человечество от порабощения, гибели. Победа в Великой Отечественной войне была и навсегда останется источником гордости, ярким свидетельством величия российской государственности. Память об этом в наши дни стала надежным щитом, оберегающим национальное самосознание народов России.
    Война в защиту Отечества на Руси всегда считалась делом священным, всенародным. Воинские подвиги многих поколений россиян живут в генетической памяти народа. Ведь с ними связаны не только упрочение и развитие российского государства на всех этапах его истории, но и влияние России на ход мировых событий.
    Такова реальная история. Однако отношение к ней в различных слоях населения, среди политических партий и движений, представителей науки и культуры не одинаково. Заметны и крайности. Иные полагают, что история ничему не учит, что каждое поколение судит о ней по-своему. Такое отношение к прошлому рождает чувство превосходства над ним и ведет к различным формам радикализма, стремлению во всех неудачах обвинять предшественников, видеть в истории только плохое, неприемлемое. Сторонники другой крайности лишь преклоняются перед прошлым, опасаются всего нового, непривычного, им кажется, что путь в будущее исторически предопределен, ничего нового быть не может и следует просто довериться опыту предков...
    В постсоветской России проявление этих крайностей приобрело многообразные формы, отразив сложность и противоречивость социально-политической и духовной обстановки в стране. К тому же в обществе произошел слишком быстрый и резкий разрыв с прошлым, обнаружилось явное пренебрежение его уроками, особенно уроками советского периода, и легкомысленное отношение к опыту ушедших поколений. Прошлое стали рассматривать не как единый процесс со всеми его положительными и отрицательными тенденциями, а выборочно, в зависимости от интересов отдельных лиц, их политических, идеологических и иных пристрастий.
    Известно, что отношение к истории служит показателем цивилизованности общества, его духовно-нравственных качеств. На формирование этих качеств, характер общественного сознания огромное влияние оказывают СМИ. На прошедшем в марте заседании российского организационного комитета «Победа» отмечалось, что мониторинг воздействия СМИ на россиян, проведенный в 1999 -2000 гг., показал: более 63 процентов респондентов считают печатные и электронные СМИ участниками военно-патриотического воспитания населения, морально-политической подготовки молодежи к выполнению воинского долга.
    Однако это не означает, что военно-патриотическая тема в СМИ освещается соответственно потребностям общества и государства. Факты свидетельствуют, что ведущие российские газеты часто публикуют такие материалы, которые у военнослужащих вызывают вполне объяснимое и оправданное раздражение, даже негодование, которые не способны стимулировать положительные эмоции, вдохновлять человека, укреплять его нравственные силы. Для телевидения военно-патриотическая тематика, что очевидно, не является приоритетной. Так, получасовая передача «Служу России» (ОРТ) выходит в эфир два раза в месяц и в неудобное для просмотра военнослужащими время - в 8 часов утра. Похожая программа на 2-м канале (РТР) вообще снята с эфира. Не удовлетворяет качество? Но это уже заботы самого телевидения. Способных, талантливых людей там немало.
    В средствах массовой информации появляются передачи и публикации, в которых патриотическое воспитание молодежи либо осуждается, либо недооценивается, а сама тема патриотизма считается устаревшей и ненужной для современной России. В этом особенно усердствует НТВ. 25 февраля в передаче «Итоги» Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001 - 2005 годы подверглась только критике и нападкам. Идея патриотического воспитания граждан России была поставлена под сомнения и газетой «Известия». Обозреватель этой газеты Е. Альбац считает, что «это постановление пролоббировано засидевшимися без политической работы генералами». Такие вот у нас теперь просветители, духовные наставники и учителя.
    Стоит ли удивляться, что социологические исследования, проведенные среди различных групп молодежи, показывают резкое снижение чувства патриотизма? Если в 1992 г. лично ответственными за судьбу своего Отечества считали себя 93 процента опрошенных молодых людей призывного возраста, то в этом году - лишь 23 процента.
    Особенно настораживает тот факт, что в печатных и электронных СМИ с усердием, достойным лучшего применения, извращается история Великой Отечественной войны. Так, телеканалы НТВ и Ren TV показали ряд передач, в которых Советскому Союзу приписана ответственность за развязывание второй мировой войны, злонамеренно принижена его роль в достижении победы над фашизмом. Публикуются материалы, показываются передачи, в которых извращаются облик и роль советских полководцев, особенно Г. К. Жукова. Телепередач, освещающих героические подвиги советских людей в борьбе с фашизмом, либо мало, либо они вообще отсутствуют.
    Еще более неблагополучно положение с военно-патриотической тематикой в учебниках и учебных пособиях по истории и обществоведению для школ и высших учебных заведений. Учебники не дают целостной системы знаний о героическом прошлом России, искаженно показывают ее военную историю, причем в отрыве от процессов российского государствостроения, не раскрывают преемственности поколений, воинских традиций.
    К тому же учебники по истории Отечества политически и идеологически ангажированы, что проявляется, например, в механической замене, зеркальном перевертывании прежних оценок событий, явлений, процессов, особенно истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эта война освещается, как правило, в мрачных тонах, сопровождается подчеркиванием промахов, просчетов и недостатков политического и военного руководства. Вовсе отсутствует ее героическая составляющая. В учебниках много фактических ошибок, а то и преднамеренных искажений.
    Так, в учебнике «Новейшая история. ХХ век» (1996 г.) из всех военачальников периода второй мировой войны удостоились упоминания только Монтгомери и Эйзенхауэр. Успехи союзников расписаны на 5 страницах, а военным действиям Красной Армии посвящены только 5 строк.
    В ряде учебников вообще нет раздела «Великая Отечественная война». Что же касается примеров, показывающих патриотизм советских людей, их героизм и подвиги во имя Отечества, то авторы учебников этой темы вообще избегают. Повествование, за редким исключением, схематично. Голое перечисление цифр и фактов лишает учащихся возможности сопереживать, ощущать сопричастность к историческому прошлому Отечества.
    Получается, что в сознание населения нашей страны настойчиво внедряются образы и понятия, принижающие и оскорбляющие патриотические чувства. Слово «патриот» стало чуть ли не ругательством. Неколебимый еще недавно престиж Вооруженных Сил России упал.
    Многим казалось, что в таких условиях из исторической памяти нашего народа военное прошлое, особенно советского периода, просто будет вычеркнуто. Но этого не произошло. Социологические исследования, о которых на страницах журнала «Новая и новейшая история» обстоятельно рассказал профессор Ж.Т. Тощенко, свидетельствуют, что 70 процентов юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82 процента людей старше 50 лет оценивают Великую Отечественную войну как символ величия народа, а ее итоги и последствия — как выдающиеся страницы истории нашего Отечества и всемирной истории. Опыт, духовные ценности старшего поколения трансформировались и приобрели символическую значимость, непреходящую ценность и для молодежи.
    Так, очевидно, было бы целесообразно, чтобы в подготовке учебников истории принимали участие высококвалифицированные специалисты Института военной истории МО РФ.
    Наши соотечественники в подавляющем большинстве воспротивились попыткам извратить историю Великой Отечественной войны, осквернить мужество, героизм и патриотизм советского народа как творца победы над фашизмом. Память о Великой Отечественной войне стала в национальном самосознании народа щитом, преградой от всякого рода попыток фальсификации истории страны, унижения нашего национального достоинства.
    Историческая память о победе над фашизмом выступает структурообразующим элементом духовного настроя народа, фактором его сплочения и мобилизации на преодоление трудностей, решение экономических, социальных и политических задач, фактором сохранения и укрепления оборонного сознания.
    В формировании исторической памяти о ратных делах и военных победах России должны сыграть свою роль основные институты государственной власти, система образования, а также литература, искусство, особенно кино, средства массовой информации и, конечно, весь фронт естественных и общественных наук - в особенности, разумеется, военно-историческая наука.
    Располагая огромным потенциалом, российская военно-историческая наука обязана сделать многое для возрождения и развития лучших традиций государственности, национального самосознания россиян, сплотить и объединить нынешнее и последующие поколения во имя процветания Отечества, гарантированного обеспечения его безопасности.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker