на главную страницу

7 апреля 2001 года

Письма в "Красную звезду"

Суббота

О матерях можно рассказывать бесконечно

Ирина ЕВТУХОВА,
обозреватель отдела писем «Красной звезды».



    Нет нужды говорить, что большая часть писем, поступивших в редакцию в марте, была о женщинах. Некоторые нашли место на праздничной полосе газеты накануне 8 Марта. А вот месячный обзор писем мы решили посвятить самой главной женщине в жизни любого человека - Матери.

    Дело
    Светловолосая, ясноглазая, с косой, перекинутой через плечо, она была похожа на девчонку. И казалось странным, что у нее взрослый сын, уже отслуживший в армии, а сама она - председатель Липецкого городского комитета солдатских матерей. Собственно говоря, стремление рассказать о работе комитета и привело ее в «Красную звезду» - Надежда Тихоновна Глущенко привезла в редакцию письмо об этом.
    Хрупкая, худенькая женщина, как выяснилось, обладает недюжинным даром убеждения и организатора. Когда в армию призвали сына, сумела сплотить вокруг себя не только липецких матерей. Чуть ли не всю городскую власть убедила в необходимости оказывать действенную помощь мальчишкам, несущим нелегкую службу в «горячих точках». Самой горячей в то время, как и сейчас, была Чечня. Там, в одной из передовых частей в Алхан-Юрте, что в 8 километрах от Грозного, служил солдатским поваром ее Мишка.
    Мать, она понимала, что сыну и его сослуживцам, таким же восемнадцатилетним юношам, именно сейчас как никогда необходимы ободряющее материнское напутствие и забота. И в самом сердце у нее родилось решение: провести общегородскую акцию «Подарок солдату». Можно сказать, что откликнулся весь город: от администрации до подростков, которым еще только предстоял призыв. Липецкие депутаты и сотрудники мэрии были в числе первых, кто сдал донорскую кровь для военных госпиталей. Для земляков-солдат собрали чуть ли не десять тонн продуктов: конфеты, яблоки, местную минеральную воду, печенье. Восемь ящиков вкуснейшего черного липецкого хлеба предоставила Преображенская церковь. Конечно же, самым важным в собранных посылках были сердечные письма матерей.
    ...Каких сил ей стоила эта поездка, знает только она сама. Но все страхи, неудобства и, казалось, непреодолимые трудности были забыты сразу, как только она увидела милые, чумазые, родные лица вчерашних школьников, ставших уже воинами. С той минуты всех их - и офицеров, и солдат - она приняла в самое сердце и считает своими сыновьями. Поэтому через несколько месяцев, уже почти перед завершением Мишкиной службы, Надежда Тихоновна снова поехала в Чечню.
    Это только сказать легко - поехала. Как было все на самом деле, когда и на машине «скорой помощи», всю дорогу стоя, пришлось ехать, и на вертолете лететь, сейчас лучше не вспоминать. Но среди новых посылок были приветы не только из Липецка. Из первой поездки привезла несколько десятков фотографий военнослужащих, призванных из Лебедяни, и все их разослала по адресам. Получила ответные письма от лебедянских матерей и все прихватила с собой. А с сыном в тот раз она смогла поговорить всего лишь минут пять. Оба были безмерно рады и этому.
    Сейчас она готовится к новой поездке с «гуманитаркой» в Чечню. Это, считает мать, теперь ее святое дело. Хотя Миша уже выслужил положенное и давно дома.
     Редакция регулярно получает и публикует письма о работе комитетов солдатских матерей. По ним видно, что, создаваемые на гребне перестройки, они претерпели серьезную трансформацию. Задумывались комитеты чуть ли не в качестве противовеса военкоматам, призывающим на «жуткую» военную службу их сыновей. А какой матери хочется, чтобы сын служил в униженной и поруганной армии? Но, сердцем поняв всю несправедливость, сотворенную «архитекторами перестройки» с Вооруженными Силами страны, солдатские матери решили, образно говоря, служить вместе со своими сыновьями.
    Они не только сладкие посылки привозят в войсковые части, на корабли, на заставы. Они везут туда медикаменты, письменные принадлежности, чтобы ребята могли чаще писать домой. Помогают оборудовать комнаты отдыха. Делают все, чтобы ставшие солдатами сыновья спокойно и достойно выполняли свой воинский долг. Об этом написали нам Людмила Алексеева из Екатеринбурга, Мария Утенкова из Смоленска. Она же прислала в редакцию «Книгу памяти», посвященную павшим в первой чеченской кампании смоленским парням. Получили мы такую же книгу и из Тверского комитета солдатских матерей от его председателя Лидии Николаевой. Эти книги - еще одно святое дело, которое взяли на себя солдатские матери: сохранить память о своих детях, отдавших Родине самое дорогое - жизнь.

    Поступок
    Старший прапорщик ВВС Мария Гайнутдинова отдала службе в ЗабВО шестнадцать лет. У нее трое детей, все дочери. Старшая в 1998 году уже окончила школу, поступала в вуз. Для учебы были необходимы деньги, и мать заняла у людей тысячу долларов. Была уверена, что сумеет отдать, получив декретные: в августе предстояло родить.
    Но тот роковой для всей страны август внес коррективы и в ее конкретную судьбу: Мария родила двойню, двух прелестных девулек. «Это была нежданная радость, - написала она в своем письме. - Однако финансовый кризис заставил сразу же после окончания родового отпуска выйти на службу, отпуск «по уходу» был для семьи не по карману. Полтора года я ломала голову, как совладать со сложившейся ситуацией, и после долгих раздумий приняла решение просить о командировке в Чечню. Дочурки уже подросли и ходили в ясельки.
    Чего греха таить, когда получила командировочное предписание, пережила очень сложные чувства. Направлялась в составе узла связи военной комендатуры Шалинского района на дожность техника по ключевой документации. Здесь, в мирной жизни, я на этой должности уже 10 лет. Но там, в Чечне, пришлось вспомнить еще одну профессию - фельдшера, так как штатная должность фельдшера узла связи была вакантной, а у меня за плечами медучилище. В общем, на войне как на войне. И раненым помогала, и смерть в упор видела, в глаза ей заглядывала».
    Старший прапорщик Гайнутдинова вернулась домой спустя четыре месяца. Мать, отважившаяся не от хорошей жизни на неординарный поступок, чтобы принести хотя бы небольшой достаток в семью. Ведь «за войну», как Мария была уверена, должны платить по более высокой шкале и она сумеет выбраться из долговой кабалы. В редакцию же обратилась за помощью, так как расчеты не оправдались: денег, на которые Мария рассчитывала, она не получила. Но это уже другая история...
    Не берусь судить о рассказанном однозначно. Понимаю лишь, да и жизнь свидетельствует: материнское сердце необъятно и непредсказуемо. Продиктованные им поступки зачастую не вписываются ни в какие каноны. Но, наверное, именно в этом - высшая правда нашей жизни.

    Молитва
    Я долго не могла решить, что делать с этим письмом из Астрахани. Начиналось оно словами: «Господи, благослови!» Было без обратного адреса и без подписи. Вместо нее в нем стояло: «Пусть будет письмо без имени. Я писала за всех матерей».
    Но письмо обжигало и тревожило душу: это была молитва матери за всех - не только ее сыновей, проходящих военную службу. Она обращала свои бесхитростные слова и к новобранцам, и к старослужащим, и к их командирам. Для каждого у нее нашлись добрые и дельные советы. Молодых она призывала не «скукоживаться сразу от страха, если обижают». Офицерам желала: «Пусть на те два года, что призваны, молодые солдаты станут для вас братьями или даже детьми. Они, нынешние, часто непокорные. А вы все же не сердитесь и не грозитесь на них. Ведь и сами были такими. Посоветуйтесь с батюшкой в ближайшем храме, как научиться обуздывать страсти, чтобы не случилось напасти, он обязательно подскажет».
    Но самым удивительным в этом необычном письме было наставление матери «старикам», «дедам», как в армии говорят. «Теперь обращаюсь к тебе, воин-старослужащий. Ты - сильный, смелый, на службе окреп, возмужал. А новички в большинстве своем еще слабенькие, худые даже, незащищенные. А почему, объясняю.
    Уже второй десяток лет мы живем в перестройке - для очень многих это бескровное мученичество. Отцы и матери зачастую и накормить детей досыта не могут. А иная мать одна воспитывает сына на свою совсем скудную зарплату. Вот и приходит он в армию слабый и худосочный.
    Послушай, воин, меня: пришел новичок служить - пусть он спокойно ест свои щи и кашу, пьет компот. Может быть, он этого дома вдоволь не ел, пусть радуется. А ты будь к нему милостив. У тебя наверняка есть небольшие деньги, так купи 200 граммов самых дешевых конфет и незаметно положи новичкам по одной конфете под подушку. Сколько же будет радости в твоем сердце, когда увидишь их лица! После этого у тебя просто больше никогда не поднимется на них рука. Господь, который сам зарабатывал свой кусочек хлеба, тебя благословит. А если ты все же заставляешь другого мыть за себя полы, отдай ему и свой обед - ты его не заслужил. Так будет по-божески...»
    За многие годы работы в отделе писем газеты такого письма в почте не встречалось ни мне, ни моим коллегам. И решила - оно обязательно должно быть в этом обзоре: потому что бесхитростные слова матери, ее наставления каждый может примерить к себе.
    Но не только сами матери присылали в первый весенний месяц письма в редакцию. Много светлых и добрых слов сказано о них самих в письмах наших читателей. Нередко - в стихах. Такие письма прислали полковник запаса Валерий Житихин из Улан-Удэ, Нина Мирскова из Нижнего Новгорода, майор Андрей Башкиров из Курска, Раиса Стаценко из Кабардино-Балкарии, многие другие. Особенно тронули пусть и непрофессиональные, но от сердца стихи рядового Евгения Медведева, проходящего службу в Ногинске Московской области.
    Стихи читателей «Красной звезды» посвящены не просто мамам. В них видишь образ матери, которая, как своих детей, держит на натруженных руках всю нашу Россию, исстрадавшуюся и любимую нами. О матерях можно рассказывать бесконечно...

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker