|
|
Александр ХОРОШАВИН, юрист. |
Прохождение службы военнослужащими Вооруженных Сил, как известно, регламентировано Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с законодательством и приказами министра обороны они состоят на продовольственном обеспечении и должны обеспечиваться по соответствующим нормам довольствия на основании Закона «О статусе военнослужащих» в установленные сроки. Что, к сожалению, в последние годы не всегда выполнялось и чем нанесен прямой ущерб военнослужащим.
Существует две формы возмещения убытков по невыданному продовольственному пайку или денежным средствам - денежная компенсация за неполученный продовольственный паек и индексация денежных сумм, которые не были получены военнослужащими за длительный период.
Компенсация в соответствии с законом осуществляется при обращении военнослужащего к командованию, где он состоит на продовольственном обеспечении. Но в ситуации, когда условия контракта со стороны командования нарушались годами, - не выдавались ни паек, ни денежная компенсация взамен его, данная формулировка закона теряет смысл. Необходимо также помнить, что соответствующие приказы запрещают выдавать продовольственный паек в натуре при задолженности свыше двух месяцев, чем, конечно, нарушено право военнослужащего в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом любой ведомственный нормативный акт, запрещающий проведение компенсации в соответствии с законодательством, является недействительным.
Вторым определением формы возмещения убытков по невыданному продовольственному пайку или денежным средствам является индексация. Продовольственный паек в соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 24.10.91 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов граждан Российской Федерации» определяется как пособие, а не как ежегодная выплата. То есть это не единовременное денежное вознаграждение в конце года по результатам службы или выплата отпускных денежных средств, а ежемесячная денежная выплата.
При возмещении убытков в соответствии с гражданским законодательством лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть выдачу продовольственной задолженности в полном объеме - продуктами, и гражданское законодательство предусматривает данную реализацию этого права в натуре.
На основании п. 5 ст. 18 федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» при нарушении нравственных принципов общества Российской Федерации существует необходимость индексировать невыплаченную денежную компенсацию за невыданный продовольственный паек.
В результате можно сделать следующий вывод. При систематическом нарушении в отношении военнослужащего условий контракта в соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.13 постановления Верховного суда Российской Федерации № 9 от 14.02.00 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащего» при определении убытков от инфляции размер сумм за невыплаченную вовремя компенсацию продовольственного пайка рассчитывается и определяется с учетом индекса потребительских цен и уровня инфляции за истекший период.
Не секрет также и то, что в последние несколько лет денежная компенсация взамен неполученного продовольственного пайка выплачивалась военнослужащим выборочно, что привело к нарушению нематериального права в соответствии со
ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также в соответствии со ст. 19, 21 Конституции Российской Федерации нарушено определение равенства прав при получении денежных средств за невыданный продовольственный паек, при выдаче денежной компенсации «избранным» военнослужащим, а не по порядку выплаты. Данные действия привели к ограничению нематериального права по признакам социальной принадлежности, офицерского звания и должности.
Военная Коллегия Верховного суда Российской Федерации (Бюллетень ВС РФ № 4 1998 год) подтверждает, что невыплата денежной компенсации взамен невыданного продовольственного пайка есть не что иное, как принудительное лишение военнослужащего и членов его семьи денежных средств, начисляемых ему в обязательном порядке на законных основаниях, которые в соответствии со ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 77 КЗоТ РФ являются социальной выплатой (компенсацией) при прохождении гражданами военной службы и которые являются одним из средств материального и продовольственного обеспечения военнослужащего и членов его семьи в отдельных регионах страны.
В то же время необходимо отметить, что военнослужащему запрещено законодательно иметь дополнительный заработок и заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или совместно с другими гражданами или юридическими лицами как государственному служащему. Необходимым условием для сохранения его здоровья и обеспечения жизнедеятельности является своевременное и полное обеспечение всеми видами довольствия. При этом цены на продовольственный паек не соответствуют реальным ценам во всех регионах страны, что приводит к нарушению материального права военнослужащих.
Благодаря вмешательству высшей государственной власти с долгами по «пайковым» в конце прошлого года удалось практически полностью рассчитаться. Сейчас долги опять начинают накапливаться. Поэтому поставленные вопросы требуют решения, что очень важно учесть при подготовке новой концепции обеспечения социальных гарантий военнослужащим.
|