на главную страницу

19 апреля 2001 года

Армия и общество

Четверг

Мне небезразлично, в какой стране будут жить мои дети

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник контрольно-ревизионного управления строительной отрасли Москвы Татьяна РОЩИНА

Беседу вел Владимир МОХОВ,«Красная звезда».



    

Визитная карточка
Татьяна Николаевна Рощина по образованию экономист. Окончила Московский финансовый институт и Академию государственного управления. Работала в Министерстве финансов. С 1989 года руководит контрольно-ревизионным управлением строительной отрасли столицы, «Почетный строитель Москвы», «Заслуженный строитель России». Возглавляет попечительский совет при Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова и Совет факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого. За многолетнюю благотворительную деятельность, помощь в строительстве храма Преподобного Илии Муромца в ракетном гарнизоне Власиха удостоена высшей награды Русской Православной церкви - ордена Святой Равноапостольной княгини Ольги. Лидер Российской партии защиты женщин. Замужем, воспитывает троих детей
.
- Татьяна Николаевна, об армейских проблемах вы знаете не понаслышке. В процессе реформирования Вооруженных Сил под сокращение попадают десятки тысяч офицеров. Меняются судьбы их семей - жен и детей...
- Процесс реформирования Вооруженных Сил продолжается. А это значит, что психологические нагрузки на военнослужащих возрастают. Грядущее сокращение штатных воинских должностей затронет интересы многих семей. Согласно некоторым прогнозам вследствие сокращения штатной численности войск может возрасти число тех, кто не имеет жилья, на 13 процентов, число нетрудоустроенных - на 10 процентов, а число детей, не имеющих возможности посещать детские дошкольные учреждения, - на 20 процентов.
Я часто бываю в армейских и флотских гарнизонах, встречаюсь с женами офицеров и могу, увы, констатировать, что сегодня это заложницы. Заложницы собственной судьбы, тех или иных обстоятельств... Любое сокращение - это потеря работы, средств к существованию. А в семье военнослужащего кормилец, как правило, муж. Жена ведет хозяйство, воспитывает детей. Все это порождает проблему не только брошенных гарнизонов, но и фактически брошенных семей. Социальная защита таких людей - одна из основных задач государства, и решать ее надо только на государственном уровне принятием определенных законодательных актов. Параллельно с сокращением частей должны выделяться средства для поддержания инфраструктуры военных городков, социальной адаптации военнослужащих и членов их семей. С помощью соответствующих федеральных ведомств должно быть предусмотрено переобучение этих людей гражданским профессиям, чтобы они твердо встали на ноги и могли заработать на жизнь себе и своим семьям.
- На все это нужны бюджетные средства, которых как всегда не хватает...
- Не согласна. Нужно, прежде всего, желание. В любом деле требуется хозяйский подход. Зная, что та или иная часть сокращается, надо подумать, как сохранить военный городок, приспособить его к условиям гражданской жизни. Например, организовать на имеющейся базе переобучение, создать какие-то конкурентоспособные малые предприятия, наладить производство и т.д. Этим должны заниматься не только Министерство обороны, но и Министерство труда, местные органы власти и самоуправление гарнизона. На сегодняшний день военнослужащие и их семьи - самый незащищенный слой общества. И надо сделать все, чтобы они не пополнили армию безработных и ряды криминальных структур, а остались добропорядочными гражданами, опорой страны. Но для этого опять-таки нужно дать хоть какую-то опору им самим. Словом, такое громадье задач, что работы хватит всем.
Например, Московская область. Менее десяти километров по Минскому шоссе. Брошенный военный городок одной из сокращенных частей. Коммерческие структуры что-то уже скупили, что-то переоборудовали. Но что от этого выиграли офицерские семьи, проживающие в допотопных домах с прогнившими крышами? Опять-таки нет хозяина. Ведь легче всего бросить и уйти. Но туда же вкладывались гигантские средства, там при разумном подходе еще как можно развернуться. Кто же должен ответить за такую бесхозяйственность? Увы, у нас пока всем правит безнаказанность. По роду своей профессиональной деятельности я это очень хорошо знаю. Конечно, средства в любом случае нужны. Но в то же время мы должны понимать, что тратить их надо целенаправленно. Именно поэтому нашей партией разработана программа размещения малых производств по переработке сельхозпродукции, деревообработке, производству кирпича, иных стройматериалов. Гарнизоны эти энергонасыщены, а уж о квалификации кадров и говорить излишне.
- Как состыковать здесь интересы различных ведомств и местных властей?
- Повторяю, что это задача не Министерства обороны, а всей государственной системы. Только государству по силам решить ее, создать единую программу действий и найти консенсус между ведомствами, которые иногда друг другу не только противоречат, но и мешают работать. Иначе мы эту проблему не решим. Причем эту программу необходимо сделать общенациональной, ведь речь идет о пяти процентах трудоспособного населения страны.
- Какова здесь роль общественных организаций и партий, подобных вашей?
- Роль эту не стоит недооценивать или переоценивать. К примеру, мы работаем уже в течение пяти лет на базе не только партии, но и общественного движения «Женщины для будущего России». И могу сказать, что решаются многие социальные задачи. К нам идут и военные, и их жены. Мы постоянно им помогаем. Много благотворительных акций проведено для наших мальчишек в кадетском корпусе в Кронштадте, для личного состава Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова в Санкт-Петербурге, для стратегических ракетчиков в подмосковном Одинцовском районе. Кстати, там дело не ограничилось строительством православного храма. Самое главное, мы помогли в капитальном ремонте и комплектации детского садика. Долгое время он не функционировал, детишек даже некуда было отвести. Это конкретные дела и мероприятия социального плана. Но в рамках партий и движений мы не решим проблему. Здесь нужен именно государственный подход.
- Что стало толчком к созданию вашей партии?
- В рамках общественного движения «Женщины для будущего России» мы очень много помогали людям. Но все это были разовые благотворительные акции, которые, я повторяю, не решают проблемы в целом. Что делать? Выход один - женщинам надо идти в политику, участвовать в законодательных органах власти, для того чтобы решать социальные вопросы на государственном уровне. Без влияния и помощи женщин Россию сегодня не поднять. Но наш потенциал, к сожалению, еще не востребован государством.
- В последнее время много говорится о демографическом кризисе в России, необходимости улучшения генофонда нации...
- А разве не офицеры и были раньше носителями этого генофонда?
Изверившись, утратив нравственную чистоту, социальные ориентиры, надежду на лучшее будущее для своих детей, люди скатываются в пьянство, наркоманию, пытаются всеми способами уйти от безысходности.
Кто дал право политикам замахнуться на Богом данное женщине право продолжения рода человеческого? Как ей сегодня кормить и воспитывать ребенка? Молодые женщины, в том числе офицерские жены, не чувствуют себя социально защищенными. Посмотрите, кто первым при сокращении лишается работы? Женщина. Даже если у нее два высших образования и две профессии. У российской безработицы женское лицо. А жены военнослужащих здесь вообще «вне конкуренции». Их образование не востребовано. Я знаю много примеров, когда женщины в гарнизонах фактически содержат семьи. Потому что муж под присягой, потому что ему месяцами задерживают денежное довольствие. Женщина фактически спасает и хранит свой очаг.
Мы не поднимем рождаемость, не укрепим семью, пока государство и властные структуры не поставят во главу угла социальные проблемы России. А если мы не преодолеем демографический кризис, то не решим других задач. Кто будет их решать? К чему мы в конце концов придем? Знаете, в тех же отдаленных гарнизонах становится просто страшно. У многих людей даже не разочарование читается в глазах, а отчаяние. Сделать они ничего не могут. У них нет денег, чтобы нормально кормить детей, одеваться - я уже не говорю о чем-то другом. Недавно мы были в воинских частях в Калининграде и Владивостоке, так там более 90 процентов жен военнослужащих не работают. Негде. А в некоторых брошенных гарнизонах, представьте, дети порой не учатся. Не на чем стало добираться в школу, которая за десяток с лишним километров.
Мы вступили в ХХI век, а отношение к людям подчас остается на уровне средневековья. Нельзя так. Сегодня человек как личность не рассматривается. А нужно обратиться к человеку, к его судьбе, поднять духовное начало нового поколения. Мы не имеем права так относиться к своим детям. Это наше будущее. Я сама мать, и мне небезразлично, в какой стране будут жить мои дети. Я хочу, чтобы они гордились Родиной.
- У вас их трое. Просто реальный вклад в решение демографической проблемы! Расскажите вкратце о них.
- Старшему 25, он тоже строитель, руководитель проекта. Дочке четвертый год. А второй сын окончил школу и скоро призывается в армию.
- И вы его не «отмазали»?!
- Зачем? Он хочет служить в ВДВ, защищать Отечество.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker