на главную страницу

21 апреля 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Небесные ворота океана

Капитан 1 ранга Николай ЛИТКОВЕЦ,"Красная звезда".
Лейтенант Наталья КУЗЬМИНА.



...С высоты птичьего полета этот таежный авиагарнизон выглядит довольно необычно. Среди и в апреле заснеженных сопок яркими зелеными пятнами разбросаны островки впадин с деревьями, обрамленные витиеватыми линиями темных речушек. А дальше... Дальше - океан.

МЕСТО для расположения авиагарнизона в этом глухом уголке было определено в 1950 году постановлением Совета Министров СССР. А всего три года спустя здесь была создана база авиации Тихоокеанского флота. Да с каким размахом! Здесь располагались ракетоносная дивизия двухполкового состава и отдельный противолодочный полк. Население - около 10 тысяч человек.
Заложили новые девятиэтажные дома, детские сады... Восемь домов успели построить. На последний не хватило средств. С началом перестройки, в конце восьмидесятых годов, объект "благополучно" заморозили. Позже сократили один полк, уменьшили численность другого. Необходимость в продолжении строительства отпала сама собой.
Для гарнизона, как и для большинства его "собратьев", наступили нелегкие времена. Частые отключения электроэнергии вносили, мягко говоря, некоторую нервозность в обеспечение безопасности полетов. Правда, после того как Министерство обороны оплатило долги, "световой" лимит прекратился.
Только решили эту проблему, как появилась другая - водоснабжение. Водой военный городок обеспечивает местная река Дюанка. Но у природы свои законы - речушка неожиданно поменяла русло, водозабор оказался на суше. Пришлось железобетонными блоками перекрывать "упрямицу"...
И все же, несмотря на катаклизмы, в прошлом году впервые гарнизон полностью обеспечили мазутом и углем. Так что до мая бесперебойная подача тепла теперь гарантирована. Выходит, и с боевой учебой проблем не должно быть? А вот тут не все так просто.
Первым делом - самолеты...
Надо смотреть правде в глаза - сейчас в гарнизоне летают мало, да и то только так называемое оргядро.
Причина проста и знакома, пожалуй, всем военным летчикам: нет топлива. Но ведь надо не только самому, как говорится, постоянно держать себя "на крыле". Надо еще и достойную смену готовить.
По мнению летчиков, долгие перерывы для них не проходят бесследно. Теряются навыки, появляются психологические барьеры. Авиаторы надеялись, что побывавшая на флоте правительственная комиссия выполнит свои обещания по обеспечению топливом. Увы... На словах все и закончилось.
Тем не менее летчики служат. Текучести кадров из числа летного состава почти нет. Временщики ушли. Остались те, кто верит в возрождение армии и флота. Начальник гарнизона полковник Альберт Нуретдинов не без гордости говорил о своих подчиненных: заместителе командира полка по летной подготовке подполковнике Андрее Глоте, командирах воздушных кораблей подполковнике Анатолии Семенове, майоре Владимире Молчанове и о многих других - о тех, кого можно без всяких сомнений назвать оптимистами. О чем у них душа болит?
Есть на территории части площадка, где разделывают на металлолом списанные самолеты. Режут их на глазах летчиков... Как говорится, по живому. Жалко смотреть, как самолеты, на которых еще недавно летали, безжалостно уничтожают. А ведь можно было бы кое-что продать. Командир не без оснований считает: если бы деньги, вырученные хотя бы за одну проданную машину, направили на нужды гарнизона, их бы хватило на много лет. Все подразделения удалось бы компьютеризировать, да и текущий ремонт закрыли бы полностью. Но договор заключают в Москве, и интересы части, кажется, в учет не берутся.
С 1 июля прошлого года гарнизон по решению Правительства России вновь приобрел статус закрытого городка (ЗАТО). Как это отразилось на его жизни? Да никак. До сих пор не может командование найти документацию, подтверждающую это решение, и уяснить, что собой представляет ЗАТО, как здесь должна организовываться работа согласно законодательству. Да и помощи практически никакой. А ведь обособленность предполагает выделение дополнительных ассигнований и многое другое... Словом, пока что вопросов у командования гарнизона больше, чем ответов.
Ну а девушки...
Особая примета авиагородка - прогуливающиеся по центральному скверу молодые мамаши с колясками, спешащие в школу дети. Несмотря на многие проблемы, традиционно примерно раз-два в месяц здесь играют свадьбы. И это - хороший знак. Потому, кстати, и начальнику гарнизона чаще приходится заниматься бытовыми вопросами, связанными с трудоустройством жен офицеров. Работать в гарнизоне негде. Да и директива об ограничении приема женщин на военную службу не улучшила ситуацию. "Я бы с удовольствием брал представительниц прекрасной половины на должности психолога полка, помощника командира по правовой работе... Они щепетильны, исполнительны и, на мой взгляд, с возложенными обязанностями справлялись бы не хуже, а, может, даже и лучше мужчин, - отмечает полковник Нуретдинов. - Но приказ есть приказ".
Когда-то в городке действовала большая пошивочная мастерская, обеспечивающая жительниц гарнизона работой, а летчиков - обмундированием. Даже сегодня она не бездействовала бы: появились бы вакансии и решилась бы проблема дефицита форменной одежды для летно-технического состава (ее с большим трудом привозят за свои деньги из Москвы). Пошли бы заказы и от других частей, не только флотских. Однако почему-то Военторг в решении этого вопроса не заинтересован. Много принадлежащих ему помещений, годных для обустройства ателье, пустуют. И предложения полковника Нуретдинова пока остаются без внимания.
Культурная жизнь гарнизона - это, прежде всего, самодеятельность. Из знаменитостей помнят лишь ступавшего на эту землю композитора Яна Френкеля. С наступлением лета почти ежегодно приезжают цирк, Екатеринбургская филармония, артисты из Новосибирска, Иркутска. Как-то на несколько дней перехватили выставку картин Рериха, "добиравшуюся" на Камчатку.
Начальник гарнизона полковник Альберт Нуретдинов, его заместитель по воспитательной работе подполковник Валерий Зюбенко, начальник Дома офицеров майор Петр Чуб делают все, чтобы гарнизонный ДОФ действительно стал центром культуры. В двух больших зрительных залах на 300 и 700 мест проводятся торжественные мероприятия, выпускные вечера. В планах - организация офицерского бала. А недавно решили оформить галерею фотопортретов передовых людей гарнизона - хороший стимул для повышения служебной активности, да и для подрастающего поколения - предмет гордости за своих отцов.
Школьный "вираж" по-макаровски
Гарнизон - это своего рода маленький островок. А школа - его подобие. Все происходящее во взрослой жизни особой отметкой ложится на детей.
Со сменой социального строя в стране распалась пионерская организация, канул в лету комсомол. Захотелось педагогам изменить жизнь школьников к лучшему, сделать ее интереснее. Собрали детей и спросили - что вы сами можете предложить, ребята? Один мальчишка и предложил - а что если из школьников президента избрать?! Он и стал первым президентом школы. Зачем президент? Наверное, для того, чтобы ученики повысили свои правовые знания, чувствовали себя причастными к переменам, которые происходят в обществе. И чтобы сами чувствовали ответственность за свои деяния.
Дальше - больше. Выборы "главы отдельно взятого государства" стали ежегодными и традиционными. Дети готовятся к ним по-взрослому, с обсуждением своих программ. Голосование тайное. Создали "министерства", в роли консультантов выступили педагоги. Что все это дало? Удивительное дело, но уменьшилось количество нарушений школьной дисциплины, повысилась успеваемость. На протяжении шести последних лет школа остается лучшей среди сельских в крае. Ежегодно тут выпускаются в среднем от 10 до 15 золотых медалистов. Ее воспитанники - студенты вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока и других крупных городов России. А недавно по условиям проведенного телетестинга 11 учащихся школы впервые вошли в 500 лучших учеников края, а Наташа Севастьянова заняла достойное место среди 150 юных знатоков уже в масштабе Российской Федерации.
Откуда такие результаты? "Золотой фонд школы - это наши... родители, - разъясняет ситуацию заместитель директора по воспитательной работе Ирина Гришина. - Ребенок ведь обучается здесь, а воспитывается дома. Такое единение школы и семьи дает нам необходимый результат. В гарнизоне особенно податься-то некуда. Поэтому многие мероприятия проводим совместно с родителями..."
Еще школа сильна своим педагогическим коллективом. Здесь немало отличников народного образования. А директор школы Альмира Эмильевна Тейге - заслуженный учитель России.
Гордостью гарнизона в целом можно назвать компьютерный класс, где детей обучают информатике, новым информационным технологиям, программированию. Александр Терентьев, заместитель директора школы по информатизации, с особым удовлетворением рассказал, что все компьютеры (а их около 20) были выделены краевым комитетом образования из резервного фонда губернатора Виктора Ишаева как дань кропотливой работе педагогического коллектива школы...
...Три дня, которые мы провели в этой части, у летчиков проходили плановые полеты. Взлетали и садились противолодочники и ракетоносцы. Гарнизон оживился, воспрял духом. А оглушающий шум двигателей придавал всему особый колорит и значимость. Выходит, живет авиация флота и будет жить, коль такие люди, преданные небу, продолжают служить.
Но здесь не только служат - летают, растят детей. Здесь, в таежной глуши, куют характеры и проверяют себя на прочность.
На снимках: военная семья заместителя командира авиационного полка по воспитательной работе подполковника Андрея СДОБНИКОВА; стратегический бомбардировщик в небе над океаном.
Фото А. СТЕПАНОВСКОГО.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker