на главную страницу

21 апреля 2001 года

Линия жизни

Суббота

Служишь - получай квартиру

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



На вопросы "Красной звезды" отвечает заместитель командующего войсками СКВО по строительству и расквартированию генерал-лейтенант Леонид ШАТВОРЯН.

- О Северо-Кавказском военном округе нынче говорят, что он не только воюющий, но и хронически бесквартирный...
- Дело в том, что СКВО долгое время считался округом внутренним. И по количественному составу, и по обустроенности гарнизонов он был, прямо скажем, не сильно развит. В связи с известными чеченскими событиями количество войск у нас резко увеличилось. Мало того, округ стал приграничным. Словом, все кардинально изменилось.
Обеспеченность жильем военнослужащих здесь всегда была "тяжелой темой". С изменением же статуса округа ситуация еще более обострилась. Знаете, прослужив много лет в армии, я пришел к выводу, что мы выполняем... несвойственную нам задачу. Армия не может обеспечить жильем всех. Она обязана обеспечить им тех, кто в данный момент служит. Мы же строили-строили, а все возведенное жилье в результате увольнения и ротации военнослужащих "уходило" вместе с ними.
Наша обязанность, я считаю, - обеспечить крышей над головой штатный состав каждого из гарнизонов. Есть часть, в которой 400 должностей офицеров и прапорщиков, - значит, в наличии должно быть 400 квартир.
- И как это должно выглядеть на примере, скажем, округа?
- По программе обустройства войск, выведенных из Германии, мы построили в СКВО 12 городков. Казалось бы, получив такое количество квартир, мы должны были закрыть всю очередь. Но этого не произошло. Потому что половина выведенного офицерского состава, получив жилье, уволилась. Квартиры, "ушедшие" вместе с ними, уже не покрывали потребности округа. Сейчас в этих городках осталось лишь процентов 40 действующих военнослужащих. Остальные - уволенные в запас. Программа их отселения не работает. Хорошо, что заработала система государственных жилищных сертификатов, с помощью которых людей, потерявших связь с армией, стали потихоньку отселять. Но здесь тоже все не так просто. Иногда с помощью ГЖС нельзя приобрести равноценную по площади и комфортабельности квартиру. Никто ведь не захочет менять хорошее жилье на плохое. Но проблему эту нужно как-то решать. Особенно актуальна она для крупных гарнизонов. А в нашем округе проблема эта имеет и собственную специфику. Северный Кавказ - регион тревожный. Многие уволившиеся офицеры жить здесь не хотят, стремятся уехать в центральную часть России. В тех гарнизонах, где народ не задерживается, жилой фонд нужно сделать штатно-должностным.
- Иными словами, это служебное жилье?
- Совершенно верно. Офицер спокойно в нем живет. Года за два перед увольнением говорит, что он хочет переехать, скажем, в Воронеж. Там ему обеспечивается квартира, а его служебная жилплощадь автоматически переходит к тому, кто приходит на его место. Допустим, в Егорлыке мы имеем городок под вертолетный полк. 501 квартира. Но 27 процентов из них занимают те, кто уже не служит. Любой из бывших вертолетчиков с удовольствием уехал бы жить в тот же Ростов, но надо предоставить им такую возможность. То же самое касается Буйнакска и т.д. Тогда остается лишь проблема больших городов. В СКВО это Ростов, Краснодар, Волгоград, Ставрополь. Тех, кто получил жилье в этих гарнизонах, мы никуда не "подвинем". Значит, здесь надо дополнительно строить жилье под штатную численность войск. Офицер в любом случае должен иметь служебное жилье. А мы сегодня обеспечиваем не служебным, а постоянным. При таком подходе, повторяю, мы никогда эту проблему не решим. Она будет расти как снежный ком. Подход должен быть принципиально иным.
- То есть квартира в военном городке должна даваться не под человека, а под должность?
- Это практикуется, к примеру, в турецкой армии, где прежде всего смотрят на занимаемую должность. Мы психологически к этому не совсем готовы. У нас у капитана семья бывает в составе пяти человек, а полковник живет с женой и собакой. Кому из них давать большую квартиру? Неминуемо начнутся трения. Тут уже нужно подходить дифференцированно. Но надо хотя бы иметь служебное жилье под штат офицеров, проходящих службу в этом гарнизоне. Тогда любому командиру будет очень просто. Под каждого подчиненного будет предусмотрена квартира, и тому не придется снимать частное жилье. Цены на него теперь, сами знаете, какие. Армия структурно должна состоять не только из штатных частей и подразделений, но и из штатных жилых городков.
Кроме того, программа ГЖС должна быть приближена к существующим реалиям. Чтобы человек смог приобрести квартиру в том или ином городе. Чтобы местные чиновники не руководствовались принципом: для военных - все самое плохое. В некоторых администрациях подход, к сожалению, именно такой. Если дают место под строительство, то обязательно у черта на куличках. Или с такими техническими условиями, что проще бросить и ничего не строить.
На местах должна вплотную реализовываться программа обеспечения военнослужащих жильем. Без совместной работы с администрациями этот вопрос не решить. Хотя сейчас стало чуть полегче. Образование федеральных округов и создание института полпредов Президента страны приносит свои плоды. Практически все эти люди хорошо знают армейскую жизнь. Да и сами местные власти начинают поворачиваться к нам лицом. Умные чиновники понимают, что вчерашние военные только помогут им.
- Давайте вернемся к ситуации с обеспечением жильем в СКВО.
- Приведу такие цифры. Чтобы число бесквартирных в округе реально начало снижаться, мы должны ежегодно строить не менее 2,5 тысячи квартир. Потому что сказывается ротационный период: около 2 тысяч квартир "уходит" вместе с увольняемыми. В результате число бесквартирных либо растет, либо мы топчемся на месте. Определенное снижение, конечно, происходит. Скажем, в 1998 году в частях окружного подчинения было 8.260 бесквартирных, сейчас - 6.538. Но это не решение проблемы. За три года весьма незначительная подвижка. В 1998 году из-за скудного финансирования мы построили всего 654 квартиры при плане 718. В 1999-м финансирование улучшилось, и мы вместо 1.466 запланированных выдали 1.624, количество бесквартирных сразу пошло на убыль. На 2001 год нам запланировали всего 816 квартир. Хотя по количеству войск округ равных не имеет. В частях ВВС и ПВО, дислоцирующихся на территории СКВО, ситуация такая же сложная. Хотя у них отдельное финансирование и свой заказчик.
- Как повлияло на жилищную ситуацию в округе отвлечение сил и средств на Чечню?
- Повлияло, но не в решающей степени. Наш округ финансируется в первую очередь. В Москве стараются учитывать все наши запросы. Конечно, денег не хватает всегда, но все-таки мы обеспечиваемся лучше других. К нам идут основные финансовые потоки на обустройство войск в Чечне. Такова специфика стоящих перед нами задач. Обустроить развернутую мотострелковую дивизию и в советские времена было непросто, на это уходило 5-6 лет. Мы делаем это сейчас за гораздо меньший срок да еще в таких условиях.
- Нынешние темпы жилищного строительства мало кого устраивают. Как их ускорить?
- Сейчас человек, получив жилье, может распоряжаться им как угодно. И многие этим пользуются. Есть масса фактов, когда люди делали фиктивные разводы, уезжали на Украину, а потом их квартира за деньги уплывала в другие руки. Понимаете, даже тот жилой фонд, который мы имеем, должен по-хозяйски использоваться. Прежде всего он должен быть серьезно проинвентаризован. Надо знать, что мы имеем.
- Кстати, этим активно занялись на Черноморском флоте и вернули таким образом немало квартир...
- Мы тоже вскрыли немало квартирных махинаций и в Ростове, и в Краснодаре, и во Владикавказе. Но основная проблема опять-таки в жестком финансировании. Если деньги выделены, они должны быть получены и правильно распределены. Но, повторяю, необходим переход к служебному штатно-должностному жилью. Иначе бесквартирье останется хронической армейской болезнью.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker