на главную страницу

21 апреля 2001 года

Оружие России

Суббота

Новации "Модуля"

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Научно-технический центр "Модуль", который возглавляет Юрий Борисов, учрежден в 1990 году известными предприятиями тогда еще советского ВПК, работающими в области электроники и информационных систем - Межгосударственной корпорацией "Вымпел" и НИИ радиоприборостроения. Не секрет, что от деятельности этих предприятий по созданию комплексов ракетно-космической обороны напрямую зависела и зависит безопасность нашей страны. И детище не подвело своих "родителей", став быстро прогрессирующим предприятием по разработке и производству специализированных вычислительных устройств на базе передовых технологий. Наш корреспондент встретился с заместителем генерального директора "Модуля" Дмитрием ФОМИНЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

- Дмитрий Викторович, почему ваш научно-технический центр решил уделить внимание такому специфическому направлению электронной отрасли?
- НТЦ "Модуль" вышел из ВПК, точнее сказать, из его радиоэлектронной части. С одной стороны, мы обладали значительным научным потенциалом, наши специалисты участвовали в разработках уникальных систем и комплексов. Но с другой - прекрасно понимали, что по экономическим соображениям не в состоянии конкурировать с западной продукцией. Можно было бы стать дистрибьютором иностранного оборудования или заняться ремонтом электроники, но мы решили выбрать путь, который бы максимально использовал интеллектуальный задел наших специалистов - разработка и изготовление специализированной аппаратуры и программного обеспечения. Например, в кооперации с НИИ "Аргон", НПО "Рубикон" и РКК "Энергия" создан ряд бортовых ЭВМ для космоса - сейчас они летают в составе российской части МКС "Альфа". Разработаны высокопроизводительные средства цифровой обработки видео-, радио- и гидролокационной информации.
- Известно, что специалисты "Модуля" создали уникальный отечественный DSP-процессор NM6403. Какие новые разработки ведутся в этой области?
- Сегодня в завершающей стадии находится разработка следующей версии процессора - NM6404. По системе команд новый чип будет совместим с NM6403. Он будет иметь тактовую частоту 133 МГц и выполнять до 38 млрд. операций в секунду, большой объем внутренней памяти, ряд других важных усовершенствований. Хочу отметить, что оба DSP-процессора - 64-разрядные, подобные изделия, кроме "Модуля", способны проектировать только американские фирмы Texas Instruments и Analog Devices. Более того, в планах "Модуля" - разработка уже 128-разрядного процессора NM1281 с новой архитектурой. Что касается NM6403, на его основе в "Модуле" создан ряд изделий для решения задач обработки изображений, радиолокации, сжатия данных.
- Какую вашу последнюю разработку в этой области можно выделить особо?
- Например, "Трафик-монитор" - аппаратно-программный комплекс, работающий в режиме реального времени, предназначенный для измерения характеристик транспортного потока. Здесь мы имеем дело не с бортовой системой, установленной на спутнике или где-то еще, а с системой обработки информации, получаемой и передаваемой специальным объектом в режиме реального времени.
Замечу при этом, что в этом устройстве использованы наши наработки в области распознавания изображений с использованием искусственных нейронных сетей. Это интереснейшая технология, которую мы применяем для распознавания движущихся и неподвижных объектов на различного рода изображениях. А для реализации распознавания в реальном масштабе времени используем собственные вычислители на базе нашего процессора.
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о возможностях и характеристиках этого комплекса.
- Во-первых, отмечу, что "Трафик-монитор" - это автономный комплекс реального времени, очень компактный для устройств своего класса и не требующий больших объемов, дополнительных обеспечивающих громоздких устройств. Он может использоваться для сбора информации, необходимой для оценки загруженности дороги, поиска "узких мест" и "препятствий", определения необходимости установки светофора или качества его работы, получения статистических данных относительно классов транспортных средств, проезжающих в различное время дня.
Что касается возможностей новой системы, то комплекс обеспечивает в режиме реального времени оцифровку входного телевизионного сигнала и его обработку, в том числе обнаружение перемещающихся транспортных средств в заданной зоне или области. Также он может производить идентификацию одного и того же транспортного средства на различных кадрах, выбор объектов внутри установленного набора классов, оценку набора характеристик для каждого транспортного средства и для каждой полосы.
Комплекс предварительно "обучен" на распознавание мотоциклов, легковых автомобилей, автобусов, малых и больших грузовиков. Впрочем, он может быть перепрограммирован и на другую классификацию. В качестве входного используется телевизионный сигнал в стандарте PAL или NTSC. "Трафик-монитор" может вести наблюдение сразу за 6 полосами, работает он в дневное и ночное время. Связь с удаленным пунктом управления осуществляется через модем. Подчеркну, что объединенный модуль комплекса способен функционировать автономно, поскольку имеет встроенную флэш-память для хранения программного обеспечения и данных и встроенный таймер для контроля вычислений.
Со всеми вычислениями в реальном времени справляются всего четыре NM6403.
- Предусматриваются ли более расширенные возможности комплекса, например для определения местонахождения угнанной машины по номеру или другим признакам?
- Определение номерного знака транспортного средства для "Трафик-монитора" не составляет особой проблемы, правда, придется использовать для этого дополнительную телевизионную камеру. Помимо этого, он может определять нарушения правил движения: превышение скорости, проезд на красный свет, передавать в удаленный пункт управления изображение расшифрованного номерного знака автомобиля, следить за выбранным транспортным средством при использовании набора подобных комплексов, установленных вдоль пути следования. Еще одна немаловажная возможность комплекса - обнаружение пробок и заторов и вычисление их параметров: длины очереди, времени обнаружения затора и т. д. Также хочу отметить, что разработанное нами программное обеспечение к этой системе позволяет быстро перепрограммировать оборудование для решения различных задач.
- Дмитрий Викторович, как обстоят дела с продвижением этой разработки на мировой и российский рынки?
- Во-первых, мы представили нашу новинку на прошедшей недавно в германском городе Нюрнберг специализированной выставке Embedded systems 2001 (Встраиваемые системы). "Трафик-монитор" вызвал большой интерес присутствовавших там специалистов, а теперь мы готовимся к участию в сиднейской выставке Intelligent Transport Systems и штутгартской (Германия) Vision 2001. Прототипы нашей системы слежения за дорожным движением были закуплены для тестирования рядом корейских фирм, в том числе и "Самсунгом", проявил к ним интерес и крупнейший итальянский автомобильный концерн "Фиат".
Вообще рынок таких систем достаточно большой и постоянно расширяется. В странах ЕЭС, например, в ближайшем будущем практически все значимые дороги будут оснащены системами дорожного контроля, поэтому, несмотря на наличие серьезных конкурентов, мы имеем хорошие перспективы.
Следует подчеркнуть особо, что "Трафик-монитор" относится к так называемым пассивным системам. Активные системы вместо той же телекамеры используют лазеры или радары, что может принести вред здоровью водителя, отвлечь его внимание и т. д.
Что касается России, то здесь спрос на подобные системы еще очень низок, - хорошие бы дороги построить. Однако в перспективе Россия - огромный рынок, и мы надеемся, что с улучшением общей экономической ситуации "Трафик-монитор" будет востребован и российскими заказчиками.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker