на главную страницу

21 апреля 2001 года

Линия жизни

Суббота

Есть ли будущее у полкового суда?

Генерал-майор Н. БЕЗБОРОДОВ,
зам. председателя Комитета по обороне ГД РФ.



О ВАЖНОСТИ и своевременности судебной реформы для общества в целом и его Вооруженных Сил в частности сказано уже немало. Однако, совершенствуя систему правосудия, было бы опрометчиво не использовать - разумеется, в современной интерпретации - многовековой опыт российского судопроизводства. Он хранит немало полезного и поучительного.

Более того, именно сегодняшние проблемы как раз и стимулируют такую разумную ретроспективу. Например, в связи с ратификацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека встал вопрос о правомерности применения к военнослужащим такого взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте без решения суда. Распоряжением Президента РФ при Минюсте даже создана межведомственная рабочая группа по решению этой проблемы. Сегодня преобладает мнение, что проступки военнослужащих, за которые предусмотрен арест с содержанием на гауптвахте, должны рассматриваться в военных судах. Эту позицию поддерживают Совет безопасности и Главное государственно-правовое управление. Но практическому решению проблемы препятствует то, что зачастую военные суды перегружены, находятся далеко от войск, вследствие чего сроки разбирательства затягиваются. А это в свою очередь приводит к потере актуальности самого наказания. В связи с этим весьма полезным представляется опыт полковых судов Российской армии.
ПОЛКОВЫЕ суды появились в России в 1716 году. Они рассматривали дела о преступлениях, совершенных исключительно военнослужащими данной части - как нижними чинами, так и обер-офицерами. Состояли эти суды из президента (штаб-офицера) и двух представителей от каждого обер-офицерского чина, кроме этого, двух сержантов, двух капралов, двух или четырех рядовых. Они не являлись постоянными органами, а назначались лишь на время рассмотрения конкретного дела. Состав их также определялся в зависимости от обстоятельств дела. Причем председатель и члены суда не освобождались от исполнения служебных обязанностей.
В полках также назначались аудиторы, которые вели делопроизводство, а также обязаны были строго надзирать за точным соблюдением закона в суде. Положения военного судоустройства и судопроизводства, введенные Петром I, действовали около 150 лет.
В результате военно-судебной реформы 1867 года полковые суды стали рассматривать только незначительные правонарушения, совершенные нижними чинами. Состав их также изменился: командир полка назначал для судебного разбирательства всего трех офицеров. Председатель назначался на 1 год, члены суда - на 6 месяцев, а делопроизводитель - на 2 года. Как и ранее, без освобождения от исполнения служебных обязанностей.
Для полковых судов был установлен упрощенный порядок рассмотрения дел. Они рассматривались устно, в открытых заседаниях, но были предусмотрены и случаи закрытых заседаний. Обвиняемый должен был защищаться лично.
Полковой суд мог применить следующие наказания в отношении нижних чинов, состоящих на срочной службе и не пользующихся особыми правами состояния: одиночное заключение в военной тюрьме на срок до 6 месяцев, денежное взыскание, дисциплинарное взыскание, лишение нашивок за беспорочную службу, перевод в разряд штрафованных, наказание розгами до 200 ударов (оно было отменено в 1904 году), а также направлять в дисциплинарную часть на срок до 3 лет (в этом случае приговор контролировался военным прокурором). Решение суда утверждал командир полка, и подсудимые были лишены права его обжаловать.
В 1885-1912 годах в среднем за год полковые суды рассматривали около 15,5 тысячи дел (примерно 80 процентов всех военно-судебных дел). За этот же период ими осуждались до 17 тыс. человек (около 75 процентов всех осужденных нижних чинов).
По некоторым видам правонарушений (таким, например, как побег в первый и второй раз, неявка в срок на службу, самовольная отлучка, простая кража, нарушение обязанностей службы во время дежурства и др.) количество осужденных полковыми судами нижних чинов составляло более 90 процентов от общего количества осужденных за эти правонарушения.
По другим видам правонарушений можно привести следующие данные: несоблюдение особых обязанностей караульной службы - 89 процентов, неисполнение приказаний начальника - 87 процентов, личные оскорбления - 86 процентов, кража со взломом - 52 процента, нанесение увечья, ран и других телесных повреждений - 39 процентов.
Полковые суды действовали и в период Временного правительства. 21 апреля 1917 года в Петрограде был издан приказ № 233 по Военному ведомству, в котором объявлялось постановление правительства о временных правилах устройства полковых судов в мирное и военное время.
По новым правилам суд формировался выборным путем. Каждая рота или команда избирала закрытым голосованием по два выборщика из солдат своей роты или команды. Таким же порядком общее собрание офицеров полка избирало из своей среды выборщиков-офицеров в количестве, равном половине выборщиков от солдат. Общее же собрание выборщиков избирало из своей среды голосованием или по жребию шесть полковых судей - трех из числа офицеров и трех из числа солдат.
Полковой суд в то время имел право применять в отношении нижних чинов следующие виды наказаний: содержание на гауптвахте на срок до 6 месяцев или же одиночное заключение в военной тюрьме на срок от 2 до 4 месяцев; простой арест с исполнением или без исполнения служебных обязанностей - до 1 месяца, строгий арест - до 20 суток, усиленный арест - до 8 суток и др. В отношении офицеров до уровня командира батальона суд мог применить наказание в виде содержания на гауптвахте.
КРАСНОЙ Армии полковые суды также пригодились. 23 июля 1918 года Л. Троцким и В. Антоновым был подписан приказ, которым в прифронтовой полосе учреждались полковые (отрядные) местные суды. Они состояли из постоянного судьи и двух временных заседателей, которые избирались прямым, равным и тайным всеобщим голосованием личного состава полка на трехмесячный срок и решали все уголовные дела, по которым обвиняемым угрожало наказание не свыше пяти лет лишения свободы.
10 июля 1919 года Декретом СНК, подписанным В.И. Лениным, было утверждено "Положение о полковых судах". Они подлежали немедленному учреждению в соответствующих частях РККА, как фронтовых, так и тыловых.
На заседании РВСР 15 декабря 1919 года было принято решение о сохранении полковых судов только в воинских частях округов, а в районах, подчиненных РВС фронтов (т.е. в действующей армии), вся полнота судебной власти принадлежала реввоентрибуналам.
К концу 1920 года в Ярославском военном округе было 22 полковых суда, в Московском - 48, в Уральском - 13, в Орловском - 4, в Петроградском - 5, Западном - 6. В МВО действовали 4 совета полковых судей: в Москве, Калуге, Туле и Твери. В стрелковых полках ежемесячно рассматривалось около 40 дел. Полковые суды существовали в РККА до 1 октября 1921 года.
В 1990 ГОДУ о полковых судах вспомнили вновь. Был разработан проект Положения о военно-дисциплинарных судах, обсуждение которого проходило в Комитете по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью Верхового Совета СССР с участием заинтересованных ведомств. Было проведено обсуждение в печати, в воинских частях, а затем принято решение о создании рабочей группы по доработке этого документа, но события 1991 года помешали его реализации.
Правда, в проекте "Концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации" было предусмотрено создание дисциплинарных судов, однако они до сих пор не введены, хотя их эффективность в мирное время доказана многолетним опытом деятельности не только в России, но и в зарубежных армиях, где подобные суды существуют и сейчас.
Проект Положения 1990 г. предполагает, что военно-дисциплинарный суд должен состоять из 5-11 человек - представителей от всех категорий военнослужащих, избираемых общим голосованием личного состава части (или выборщиками от каждого подразделения) сроком на один год (есть вариант состава суда из одних офицеров, избираемых личным составом или назначаемых командиром части). Затем состав утверждается председателем военного суда гарнизона. Суд должен возглавлять старший офицер. Суд рассматривает дисциплинарные поступки военнослужащих всех категорий до уровня командира роты, а также жалобы на должностных лиц до уровня командира роты.
Военно-дисциплинарный суд, согласно Положению, может признать военнослужащего "злостным нарушителем воинской дисциплины", что влечет определенные ограничения по службе - в частности арест на срок до 1 месяца. Это решение утверждает командир полка. Суд имел бы право ареста на срок до 2 месяцев военнослужащего, проходящего службу по призыву, а также направления в дисциплинарную часть на срок от 2 до 6 месяцев (в этом случае решение суда утверждалось бы военным судьей военного суда гарнизона). Для служащих по контракту решение суда, кроме командира полка, утверждал бы командир, пользующийся властью командира дивизии. При военном суде гарнизона также было предусмотрено создавать Совет военно-дисциплинарных судей.
Введение военно-дисциплинарных судов бесспорно позволило бы улучшить работу по профилактике преступлений среди всех категорий военнослужащих, разгрузить военную прокуратуру и военные суды от малозначительных дел, предотвратить многие правонарушения и злоупотребления со стороны должностных лиц. И при этом, что немаловажно, не повлекло бы больших затрат.
Д. ЕРВУХИН, кандидат юридических наук.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker