на главную страницу

21 апреля 2001 года

Культура

Суббота

Звезда по имени театр

Владимир ШЕЛЕКЕТОВ,"Красная звезда".



Центральный академический театр Российской армии... Этот дом на Суворовской площади поражает своими размерами, сочетанием спартанской строгости и немыслимой роскоши. Здесь так много лестниц и переходов, коридоров и коридорчиков, глухих пространств и крошечных закоулков, что новичку без посторонней помощи выбраться из этого заколдованного лабиринта весьма трудно. Первое, с чего начинают молодые актеры, приходя на работу в этот театр, - с изучения устройства здания. Но даже люди, не одно десятилетие проработавшие в ЦАТРА, вряд ли могут похвастаться, что полностью освоили эту "науку".

23 августа 1929 года в Главискусстве было принято решение о создании Театра Красной Армии как "орудия интернационального классового воспитания красноармейцев и средства сближения Красной Армии с трудящимися". О строительстве здания для театра речи пока не шло. Он должен был существовать при Центральном Доме Красной Армии.
После проведения необходимых мероприятий - собрания пайщиков (театр создавался на кооперативных началах), назначения руководящего органа художественно-политического совета в составе 26 человек и переустройства сцены Краснознаменного зала ЦДКА - в театре начались репетиции. Собственно же днем рождения Театра Красной Армии считается 6 февраля 1930 года, когда состоялась премьера спектакля- обозрения "КВЖД" в постановке Василия Федорова, ученика Всеволода Мейерхольда.
Свой первый пятилетний юбилей ТКА встретил как вполне сложившийся творческий коллектив, как заметное явление в театральной жизни Москвы. И ему уже было тесно в стенах ЦДКА. В 1934 году архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев получили задание на проектирование отдельного здания для Театра Красной Армии. В задании подчеркивалось: уникальность здания должна отвечать уникальности театра, оно будет как бы архитектурным памятником воину-защитнику. Молодые проектанты положили в основу образа и композиции театра красноармейскую звезду. Подобное решение не имело прецедентов и, несомненно, принадлежит к значительным достижениям советской архитектуры 30-х годов.
Место под строительство отвели на площади Коммуны (ныне площадь Суворова) между Божедомкой и Институтским переулком. Это место выше открывающейся перспективы на четыре метра, здание театра тем самым получило своеобразный постамент. В план-"звезду", если смотреть сверху, вписан десятиугольник с диаметром в 90 метров. Строительство было завершено в 1940 году.
В театре две сцены - большая и малая, соответственно и два зрительных зала - на 1.500 и 500 мест. К слову сказать,
ЦАТРА - самый большой драматический театр в Европе. На большой сцене спокойно умещаются тысяча человек. Выдержит она и тяжесть танка. Бродят слухи, что некогда на эту сцену, чтобы проверить ее прочность, выезжал на танке Клим Ворошилов. Однако старожилы театра утверждают, что все это байки. Хотя "танковый подъезд" в театре существует, и он действительно рассчитан на проезд на сцену бронетехники. Но самый крупногабаритный "персонаж", который поднимался на сцену через этот подъезд, был конь в спектакле "Дама с камелиями".
Поворотный механизм сцены установлен 60 лет назад. И практически без ремонта работает по сию пору! Кстати, одна из сцен фильма "Кин-дза-дза" снималась под этой сценой, когда надо было показать много "скрипучего" железа в самых немыслимых переплетениях.
Еще о сцене. Ее зеркало до 70-х годов составляло в высоту более 14 метров, в длину - 30. После реконструкции габариты уменьшились соответственно до 10 и 20 метров. Глубина сцены - 65 метров. Плюс боковые карманы. По общей площади это превышает размеры сцены Большого театра. Да, масштабы...
Главный режиссер театра в 1935-1958 гг. А.Д. Попов писал в свое время: "Я лазил по лесам строившегося здания на самый верх, смотрел оттуда через сеть лесов на сцену и видел там каких-то копошащихся муравьев - это работали электросварщики. "Вот так будут выглядеть мои актеры", - думал". Впрочем, Алексей Дмитриевич, испытывавший поначалу восторг от этого размаха, потом мучился, с трудом увязывая масштаб актера с масштабом сцены. Он, рассказывают, просил артистов перед репликой или монологом как-то обозначить себя жестом, дабы было понятно, кто именно говорит.
Нынешний главный режиссер театра народный артист России Борис Морозов, напротив, с большим желанием и не без успеха покоряет это пугающе мощное пространство. Придя пять лет назад на площадь Суворова, он начал с постановочно сложных, монументальных, многофигурных спектаклей на большой сцене, считая, что именно она и есть судьба театра, наиболее точно отражает его истоки, корни и дух.
Вообще пространство большой сцены - тема особая. Иосиф Георгиевич Сумбаташвили, главный художник ЦАТРА, проработавший здесь с небольшими перерывами четыре с лишним десятилетия, сказал:
- Во МХАТе от кулис до сцены, предположим, три шага. Здесь - 10. Еще одна проблема - крупный план, который должен быть приближен к залу. Добиться этого трудно, тут требуются нестандартные решения. Кроме того, очень непросто сделать декорации в пропорции со сценой, но так, чтобы актер не потерялся на их фоне. Одним из первых спектаклей, когда мы открыли всю сцену, был "Иван Грозный". Сейчас таких спектаклей стало больше: "Много шума из ничего", "Сердце не камень", "Отелло"... Думаю, не надо бояться размеров.
Любопытный факт. Задумав в 1994 г. поставить грандиознейший спектакль-марафон "Орестея" по трагедии Эсхила, известный немецкий режиссер Питер Штайн сначала полагал, что в качестве театрального помещения ему может подойти в Москве разве что Манеж. Но в конечном итоге сделал выбор в пользу ЦАТРА, который, кстати, поразил его не только своей вместительностью, но и современным техническим оснащением сцены.
Справедливости ради надо привести и другие мнения насчет размеров сцены. Как сказала мне народная артистка СССР Людмила Касаткина, она давно не играет на большой сцене, чувствует себя там неуютно. По ее мнению, такая махина не для драматического театра. "Я счастлива, - сказала она, - что могу играть на малой сцене, в спектаклях, где зрители и актеры приближены друг к другу, где можно пристально всмотреться в душу человека".
В отделке театра был заложен принцип слияния монументальной архитектуры и монументальной живописи. Так, потолок, благодаря росписи Льва Бруни, превратился в "небо". Расписывать уникальный каменный занавес-портал пригласили ректора Академии художеств Владимира Фаворского и его сыновей - Никиту и Ивана. Чудесные плафоны над буфетами в амфитеатре создал Павел Дейнека. Огромные живописные панно художников Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные беломраморной отделки лестницы. Все это в сочетании с эффектными светильниками, люстрами и безупречно выложенным паркетом складывается в единый торжественный, мажорный строй интерьера.
Положенная в основу композиции театра звезда стала лейтмотивом архитектурного решения и использовалась во всех основных элементах здания. Отсюда - острогранность объемных форм. По периметру театр обрамлен 96 колоннами. Высота каждой - 18 метров, диаметр - более трех метров. И еще несколько цифр. В высоту здание - с 14-этажный дом. Площадь застройки - 15 тысяч квадратных метров. Привожу эти данные еще и вот почему. В нашем разговоре начальник театра генерал-майор Виктор Якимов посетовал, что нынешнее состояние здания - его самая большая головная боль. Требуется капитальный ремонт фасада и крыши, колонн, лепнины. Нужна реставрация росписи потолков Большого зала, фойе, партера и амфитеатра. Обветшали инженерные сети отопления и водоснабжения.
Между прочим, решение о проведении капитального ремонта было принято еще в 1994 году. Увы, оно не реализовано до сих пор. Мало толку от того, что здание театра много лет назад решением исполкома Моссовета было взято под охрану государством как памятник архитектуры...
Тем временем интерес театральной публики к ЦАТРА не ослабевает. Сюда зрители идут, чтобы наложить повязку на душевные раны, оттаять сердцем, насладиться игрой любимых артистов. Главный военный театр совершенно справедливо называют театром звезд. Какие здесь собраны имена! Нина Сазонова, Владимир Зельдин, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Николай Пастухов, Борис Плотников, Федор Чеханков, Алина Покровская, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Михайлушкин, Геннадий Крынкин, Дмитрий Назаров, Ольга Кабо... По составу труппы это, возможно, самый интересный театр в Москве.
Но и за пределами столицы ЦАТРА хорошо знаком зрителям, прежде всего военной аудитории. Например, в прошлом году театр в самом "звездном" своем составе объездил множество гарнизонов на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Сейчас артисты готовятся к гастролям в Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Абакане. В июне поедут на Северный флот. Среди гарнизонов, где они выступят, будет и Видяево.
Да, театр жив и думает о будущем. И оно у него, уверен, есть. Как сказал Виктор Якимов: "Так считают зрители, заполняющие театр, наши верные друзья и поклонники. И мы обязаны сделать все возможное, чтобы не угасла эта любовь, эта верность нашей звезде..."


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker