на главную страницу

25 апреля 2001 года

Тема номера

Среда

Сергей Иванов, министр обороны Российской Федерации: "Военная реформа как необходимая часть преобразований в России..."



Сегодня Российское государство и его военная организация находятся в стадии преобразований. Вполне понятно, что современная военная реформа является необходимой составной частью политических и социально-экономических реформ в нашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным фактором обеспечения обороны и безопасности России, ее активной и конструктивной роли в современном мире. Каковы ее основные направления?

К новому облику военной организации
Еще многое не устоялось в государственном и военном строительстве, в сфере обеспечения военной безопасности. Не секрет, что состояние военной организации сегодня, и в том числе ее ядра - Вооруженных Сил, сложное. Требуется определиться с реформированием военной организации в целом, внести необходимые коррективы в проводимую государством политику в области военного строительства. В этих условиях чрезвычайно важно не допустить ошибок.
Должен сказать, что уже проделана большая работа. Под руководством Президента Российской Федерации 9 ноября 2000 года проведено заседание Совета безопасности по рассмотрению вопросов реформирования военной организации государства в целом. Оно стало логическим продолжением заседания Совета безопасности, прошедшего 11 августа, а также совещания членов Совета безопасности 27 сентября 2000 года. В результате намечена программа действий на период до 2010 года по формированию перспективного облика военной организации Российской Федерации, всех задействованных в военном строительстве структур государства.
В соответствии с принятыми решениями в настоящее время в министерствах и ведомствах, имеющих войска, разработаны планы их строительства и развития на 2001-2005 годы. Практически все они согласованы с Генеральным штабом и представлены Президенту Российской Федерации на утверждение.
Спланированные и уже проводимые преобразования приобрели целенаправленный, системный характер. За счет проведения структурных преобразований создаются условия для повышения качественных параметров и подъема эффективности всех компонентов военной организации. Одновременно взят курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов. Ведется работа по созданию объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения.
На наш взгляд, в таком подходе заложен значительный резерв экономии материальных и финансовых ресурсов, устранения дублирующих звеньев и на этой основе сокращения численности силового компонента военной организации государства.
Предусматривается изменить систему финансирования, начиная от введения в действие нового бюджетного классификатора, перехода на бухгалтерский учет материальных ценностей и заканчивая полным, рациональным, контролируемым использованием внебюджетных средств.
К числу краеугольных задач реформы относится социальное обеспечение военной организации. Оно должно соответствовать условиям и общественной значимости военной службы, особому характеру и содержанию ратного труда.
Одновременно с развертыванием практической работы идет процесс уточнения концептуальных документов военной реформы.
Ближайшие перспективы
В январе 2001 года Президент Российской Федерации утвердил План строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 годы. При его разработке проведен детальный анализ состояния и перспектив развития военно-политической обстановки, всесторонне учтены реальная ситуация с состоянием Вооруженных Сил и возможности государства по их военно-экономическому обеспечению. Главная цель строительства и развития Вооруженных Сил - приведение их структуры, состава и численности в соответствие с характером и направленностью угроз военной безопасности России, финансово-экономическими возможностями государства.
Впервые Советом безопасности Российской Федерации утверждены реальные ассигнования под эти цели, гарантированные государством на долгосрочную перспективу. Это создало основу для планового проведения всех намеченных мероприятий, не опасаясь того, что они не будут соответствующим образом обеспечены.
В соответствии с утвержденным Планом в 2001-2005 годах будет обеспечен планомерный переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот) с повышением качественных параметров войск. В их числе прежде всего мобильность, управляемость, профессионализм, твердая воинская дисциплина и правопорядок.
Ракетные войска стратегического назначения преобразуются в род войск Вооруженных Сил с выведением из их состава войск ракетно-космической обороны и космических сил и средств. На их основе формируется новый род войск - Космические войска. Ударную наземную группировку РВСН предусматривается развивать самостоятельно при сохранении существующей структуры СЯС: наземной, авиационной, морской составляющих.
Главной целью политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания является обеспечение гарантированной защиты территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации и ее союзников. Эта позиция незыблема.
При проведении военной реформы, сокращая и количество вооружений, и численность личного состава, будут обеспечены и требуемая боеготовность ядерных сил, и безусловно высокий уровень ядерной безопасности.
В основе наших подходов - серьезные расчеты с учетом договорных обязательств России, реального технического состояния ракетного вооружения, гарантийных сроков эксплуатации ракетных комплексов, перевооружения на новые системы, сохранения технологических процессов в оборонном промышленном комплексе.
Что касается сил общего назначения, то в развитии Сухопутных войск определяющим в 2001-2005 годах явится максимальное сохранение соединений и частей постоянной готовности на каждом из стратегических направлений. Реалии современной военно-политической обстановки поставили перед Вооруженными Силами задачу по обеспечению готовности войск (сил) к выполнению задач по локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конфликтов боевым составом мирного времени (соединениями и частями постоянной готовности) сил общего назначения.
В целом боевой потенциал группировок войск (сил) планируется увеличить за счет:
улучшения качества комплектования войск (сил) личным составом;
модернизации существующих образцов основного вооружения;
рационального использования высвобождающихся в ходе предстоящего сокращения Вооруженных Сил ВВТ и запасов материальных средств на восполнение некомплекта соединений и воинских частей постоянной готовности;
повышения качества оперативной, боевой и мобилизационной подготовки.
По своему составу Сухопутные войска являются самым разнородным видом Вооруженных Сил и для слаженного, сбалансированного развития нуждаются, как ни один вид, в жестком, централизованном управлении под единым командованием с четко обозначенными задачами, целями и имеющим определенную самостоятельность. Отсюда необходимость воссоздания Главного командования Сухопутных войск вполне очевидна и базируется как на имеющемся опыте отечественного военного строительства, так и на практике строительства сухопутных войск иностранных государств.
В последнее время особую актуальность и значимость для обеспечения безопасности России приобретают меры, направленные на стабилизацию обстановки на Северном Кавказе, а также учитывающие негативное развитие ситуации в Афганистане и на таджикско-афганской границе. В связи с этим нами предусматривается необходимое усиление группировок войск на данных стратегических направлениях.
На Центрально-Азиатском направлении:
объединение Приволжского и Уральского военных округов и создание на их базе Приволжско-Уральского военного округа;
наращивание воинских частей постоянной готовности;
создание на территории Республики Таджикистан российской военной базы после вступления в силу Договора о ее статусе и условиях пребывания.
На Юго-Западном направлении:
проведение мероприятий по совершенствованию состава группировки войск (сил), в т.ч. постоянной готовности, с учетом особенностей развития военно-политической обстановки в Северо-Кавказском регионе России и Закавказье.
Основной смысл планируемых преобразований в Военно-Воздушных Силах заключается в обеспечении способности группировки ВВС мирного времени выполнять поставленные задачи по локализации вооруженных конфликтов.
Оптимизация состава и структуры Военно-Морского Флота предусматривается за счет объединения и сокращения дублирующих структур управления, вывода из боевого состава морально и технически устаревших образцов вооружения.
Естественно, процессы преобразования Вооруженных Сил не могут не отразиться на центральных органах военного управления.
Планируется создание такой системы управления, которая при минимальных затратах сможет обеспечить поддержание постоянной боевой готовности войск и оперативное руководство ими при выполнении поставленных задач. Главное в этом деле - обеспечить оптимальное сочетание принципов централизации управления Вооруженными Силами, единоначалия с предоставлением инициативы и самостоятельности подчиненным органам управления в решении возложенных на них задач.
Весьма важной представляется задача совершенствования системы технического обеспечения, заказов вооружения и военной техники. Суть преобразований на этом направлении - формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных Силах и в государстве в целом. Предусматривается сокращение типажа, видов и номенклатуры вооружения и военной техники, их унификация и стандартизация, совершенствование системы заказов в направлении создания единого заказчика, создание опережающего научно-технического, конструкторского и производственного задела с разработкой и принятием на вооружение новых образцов ВВТ.
Претерпит изменения и система тылового обеспечения.
Создаваемая единая система тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов предполагает объединение по территориальному принципу их складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры, управляемой единым органом. Такая система возьмет на себя решение вопросов тылового обеспечения всех войск, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных задач.
Будет продолжена оптимизация системы подготовки кадров и военного образования. Основа - приведение образовательного процесса в ввузах Минобороны в соответствие с требованиями войск и государственных образовательных стандартов.
В области военной науки создается единый военно-научный комплекс рациональной структуры, состава и численности с упреждающей научно-практической проработкой в Вооруженных Силах актуальных проблем обороны и безопасности России.
Практика военного строительства убедительно свидетельствует, что без принятия кардинальных мер в сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей, планы военной реформы не могут быть реализованы. Учитывая исключительную сложность, масштабность и высокую социальную значимость социальных проблем, Правительством Российской Федерации совместно с Министерством обороны разрабатывается Программа социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации на период до 2010 года. Цель Программы - до 2005 года приостановить снижение уровня социальной защищенности военнослужащих, а к 2010 году создать условия для формирования системы социальной защиты военнослужащих, адекватной значимости, сложности и интенсивности воинского труда, государственной важности задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Основные направления Программы социального обеспечения военного строительства
1) Совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих.
Предлагается поэтапное установление окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в размерах не ниже уровня должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Этапы и сроки реализации:
1-й этап - с 1 января 2002 г. установить оклады по воинским должностям военнослужащих применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих.
2-ой этап - с 1 января 2003 г. установить оклады по воинским званиям военнослужащих применительно к размерам надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих.
В течение 2003-2010 годов - предлагается провести мероприятия, позволяющие установить размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, превышающие в 1,5 раза размеры надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих, а размеры окладов по воинским должностям - превышающие в 2 раза размеры должностных окладов федеральных государственных служащих.
Указанное повышение окладов денежного содержания военнослужащих предлагается осуществить также поэтапно. Данные мероприятия позволят увеличить денежный доход военнослужащих еще в 1,6 - 2,0 раза.
2) О социальной адаптации и переподготовке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
В целях решения данной проблемы на перспективу до 2005 года предлагается разработать и принять государственную программу социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей на 2002-2005 годы. Соответствующие поручения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти отданы, проект программы подготовлен, в настоящее время он проходит необходимое согласование.
О планах сокращения штатной численности Вооруженных Сил
В соответствии с принятыми решениями планируется значительное сокращение общей численности Вооруженных Сил (365 тыс.)
Учитывая опыт сокращения прошлых лет, предусматривается поэтапное сокращение в течение 3 лет в основном обеспечивающих, а также дублирующих структурных подразделений. При этом сокращение практически не коснется тех звеньев, которые обеспечивают управление, боеготовность и боеспособность войск, в том числе соединений и частей постоянной готовности.
Финансирование мероприятий, связанных со структурной перестройкой и сокращением численности силового компонента военной организации будет осуществляться по разделу расходов федерального бюджета "Военная реформа".
Несколько слов еще об одном важнейшем аспекте. В последние годы из-за жестких бюджетных ограничений ассигнования, выделяемые на нужды обороны и безопасности страны, в основном до 70 процентов расходовались на содержание личного состава Вооруженных Сил и текущие потребности войск (сил), а остальная часть средств распределялась на разработку и закупку новых видов вооружения и военной техники. Изменить данное соотношение расходов предполагается по мере улучшения экономической ситуации в стране и проведения мероприятий военной реформы, поэтапно доведя его к 2006 году до 60% на 40%, а к 2011 году - 50% на 50%. Это позволит переломить ситуацию в пользу совершенствования качественных параметров Вооруженных Сил, добиться баланса в равномерном выделении средств как на закупку вооружения и военной техники, так и на их ремонт, НИОКР.
Реализация выработанных программных мер позволит существенно улучшить процесс военного строительства в Российской Федерации и обеспечит создание эффективной военной организации рациональной структуры, оптимального состава и численности, способной надежно выполнять задачи по обеспечению обороны страны и безопасности государства.
По мере изменения военно-политической обстановки в мире, социально-экономического развития России направления преобразования Вооруженных Сил, военной организации в целом могут изменяться.
Таким образом, на современном этапе существует и реализуется достаточно ясное понимание целей, задач и направлений развития как Вооруженных Сил, так и всей военной организации Российской Федерации. К этому пониманию мы шли непросто, было много споров, различных (часто противоречивых) мнений. Сейчас принципиальные решения в области военного строительства Советом безопасности Российской Федерации приняты. Они жизненно необходимы и объективно отражают реальность.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker