на главную страницу

25 апреля 2001 года

Россия и мир

Среда

Подкоп под нейтралитет

К чему может привести дискуссия о статусе Австрии.

Евгений УСЕНКО,доктор юридических наук, профессор,заслуженный деятель науки РФ.



В своем стремлении на Восток НАТО добилась значительных успехов. Она уже поглотила Польшу, Чехию, Венгрию. Свою готовность вступить в НАТО высказывают другие восточноевропейские государства. Еще немного, полагают в Североатлантическом альянсе, и он сможет выйти к границам России. А что именно таковы цели "похода на восток", подтверждают многочисленные высказывания военных и политических деятелей США и НАТО о военно-стратегическом значении стран Балтии, об интересах в Центральной Азии и Закавказье...

Двигаясь в направлении этой стратегической цели, НАТО не хотела бы иметь у себя "в тылу" страны, которые по тем или иным причинам не намерены становиться ее членами. И в этой связи нельзя не обратить внимания на то давление, которое оказывается на Австрию, с тем чтобы побудить ее отказаться от своего постоянного нейтралитета. Особенно это четко проявилось во время натовской агрессии против Югославии в связи с возражениями Австрии против пролета военных самолетов альянса через ее территорию. Результаты этого давления налицо. В стране разгорелась дискуссия о целесообразности дальнейшего сохранения статуса постоянного нейтралитета. Так, в Австрийской партии свободы и Австрийской народной партии убеждены, что нейтралитет препятствует полной и окончательной интеграции страны в европейские структуры, включая военно-политическое сотрудничество, и не сочитается с новой архитектурой европейской безопасности, основу которой, по их мнению, составляет блок
НАТО. Сторонники нейтралитета категорически возражают своим оппонентам, подчеркивая, что членство в НАТО чревато опасностью быть втянутым в очередную военную авантюру. И в качестве примера приводят агрессию НАТО против Югославии.
Предложение некоторых политиков "заморозить" на пять лет дискуссию о нейтралитете страны не встретило поддержки. И подстрекаемые извне противники нейтралитета активно ведут под него подкоп.
В свете сказанного уместно поставить два взаимосвязанных вопроса. первый - вправе ли Австрия в одностороннем порядке отказаться от своего постоянного нейтралитета? И второй - есть ли у Австрии суверенное право принять решение о своем вступлении в НАТО? На оба эти вопроса следует ответить отрицательно. Ни то, ни другое она не вправе сделать потому, что ее нейтралитет, и именно как постоянный, проистекает из международных обязательств страны. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с правовыми основами австрийского нейтралитета.
15 апреля 1955 года в Москве между Австрией и СССР был заключен международный договор в форме меморандума. В нем Австрия гарантировала выступить с обязывающей ее в международном плане декларацией о постоянном нейтралитете страны, как только таковая будет утверждена парламентом Австрии. Затем Конференция четырех оккупирующих держав (Англия, СССР, США и Франция), созванная в Вене на уровне послов, одобрила Московский меморандум и с его учетом завершила редактирование проекта Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии.
Далее последовали акты: 25 мая 1955 года был подписан Государственный договор, 7 июня австрийский парламент восстановленного независимого государства принял Декларацию о постоянном нейтралитете Австрии и 25 октября 1955 года (после вывода оккупационных войск) - закон о том же. Этот закон был нотифицирован иностранным государством и тем приобрел международно-правовое значение как текст, дополняющий декларацию.
Как видно, связующим звеном в цепи этих актов является Московский меморандум. И поэтому не случайно вопрос о его правовой природе оказался в центре внимания международно-правовых исследований, посвященных австрийскому нейтралитету. Наиболее обстоятельно данный вопрос был исследован американским профессором Д.Л. Кунцем в его работе "Австрийский нейтралитет". Ученый приходит к выводу о том, что "поскольку конституционный закон о постоянном нейтралитете был принят во исполнение международного обязательства Австрии, вытекающего из Московского меморандума, Австрия не может по своему усмотрению изменить свой постоянный нейтралитет или отказаться от него" (стр. 421). Представляется юридически обоснованным замечание профессора Кунца и о том, что сама ссылка в приложении 2 к Государственному договору на Московский меморандум свидетельствует о том, что этот акт признан в целом международно-обязательным соглашением всеми государствами, подписавшими Государственный договор, т.е. Англией, СССР, США, Францией и Австрией.
Связь постоянного нейтралитета Австрии с ее международным обязательством признает и австрийский ученый А. Фердросс. В своем курсе международного права, опубликованном в Москве в 1959 году, он пишет, что австрийский парламент принял закон о постоянном нейтралитете Австрии "во исполнение Московского меморандума 15 апреля 1955 г. на основании заключенного между австрийской и советской делегациями соглашения".
Из выводов, содержащихся в упомянутой статье Д.Л. Кунца, представляется актуальной констатация им того положения, что статус постоянно нейтрального государства не позволяет ему допускать проход через свою территорию военных соединений и пролета над ней военных самолетов иностранных государств, даже если операция проводится под руководством универсальной организации, т.е. ООН. Тем более (добавим от себя), если операция проводится под руководством такой организации, как НАТО.
Актуальный интерес представляет и другое развиваемое им положение, а именно "ergo omnes" (следовательно, "между всеми"). Оно означает, что каждое из государств, признавших постоянный нейтралитет Австрии, не только обязано его соблюдать и гарантировать, но и вправе требовать соблюдения этого статуса от всех других государств, признавших его.
Важно также, что Австрия была принята в ООН в качестве постоянно нейтрального государства. Тем самым гарантом ее нейтралитета стала и эта международная организация, что придало новое дополнительное качество отмеченной ситуации "ergo omnes". Так, в случае возникновения угрозы для постоянного нейтралитета Австрии механизм Совета Безопасности ООН мог бы быть приведен в действие не только по инициативе Вены, но и по инициативе любого государства или нескольких государств из числа признавших ее нейтралитет.
Таким образом, можно констатировать, что СССР, США, Англия и Франция, равно как и Австрия, согласились трактовать оба акта (Декларацию о нейтралитете и Государственный договор) взаимосвязанными в том смысле, что каждый из них составляет предпосылку другого. Поэтому отказ Австрии от своего нейтралитета подрывал бы правовую предпосылку Государственного договора. Эту взаимосвязь четко резюмировал в свое время австрийский канцлер И. Клаус: "Независимость - нейтралитет - свобода" - эти понятия тесно связаны между собой для Австрии с момента подписания Государственного договора".
Что касается целей постоянного нейтралитета, то они указаны и в австрийском конституционном законе о нем. В его статье I говорится, что Австрия провозглашает постоянный нейтралитет "в целях действительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории". Далее в этой же статье указывается: "Для обеспечения этих целей Австрия в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории".
Следовательно, как уже сказано в начале статьи, Австрия не вправе самовольно отказаться от своего нейтралитета и тем более вступать в НАТО. Ее суверенная воля в этом отношении ограничена ее международными обязательствами. Что же касается дискуссии и референдума, то это - внутреннее дело Австрии. Но их итоги могли бы служить лишь целям выяснения настроений населения страны, но не более того. Ибо государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения международных договорных обязательств.
Да и стоит ли Австрии пытаться стать колесиком в военной машине НАТО, рискуя потерять Государственный договор, который дал ей независимость и свободу?
Постоянно нейтральные государства - это острова мира и спокойствия в Европе. Поэтому естественно, что Россия как инициатор и гарант постоянного нейтралитета Австрии не может быть безразличной по отношению к угрозам для этого статуса Австрии, с чьей бы стороны они ни исходили.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker