Перейти на главную страницу

25 апреля 2001 года

Бриффинг

Среда



9 мая весь цивилизованный мир планеты отметит 56-ю годовщину Победы над гитлеровской Германией во второй мировой войне. Дорогой для всех нас праздник. Память и скорбь о погибших на фронтах и замученных в застенках концлагерей, слезы радости ветеранов на встречах с боевыми друзьями - все это будет в весенний день. И, конечно, воспоминания о том, что и как было на той проклятой войне. У каждого - свои...



Пленные говорили: "Гитлер капут"

Полковник в отставке Юрий ДУРНЕВ.


56-ю годовщину Победы над гитлеровской Германией во второй мировой войне. Дорогой для всех нас праздник. Память и скорбь о погибших на фронтах и замученных в застенках концлагерей, слезы радости ветеранов на встречах с боевыми друзьями - все это будет в весенний день. И, конечно, воспоминания о том, что и как было на той проклятой войне. У каждого - свои...
С Верой Арутюновной Соловьян, доцентом, кандидатом филологии, мы сидели на даче под яблоней. Разгорался чудесный майский денек с бодрящей теплынью. Белые лепестки с сиреневым подбоем падали с яблони, словно игрушечные парашюты, и покрывали разложенные веером фронтовые фотографии...
- В начале войны, - вспоминала она, - я возглавила комитет ВЛКСМ Московского института иностранных языков. Молодежь рвалась на фронт. Обивала пороги райкома и я. в конце концов добилась своего.
Отчетливо помнит Вера Арутюновна первый допрос тринадцати фашистских солдат. Первый из них заявил, что женщине он отвечать не будет, хотя она была в звании старшего лейтенанта. Но через некоторое время все-таки заговорил. В начальный период войны пленные вели себя довольно вызывающе, однако по мере успешных военных действий наших войск становились все разговорчивее и начинали свои показания очень часто со слов: "Гитлер капут".
Кроме переводческой работы, Вера выполняла обязанности диктора. В начале войны еще не было специальных звукоустановок для передач на противника. Использовали самодельную установку с громкоговорителем и патефоном. Этот агрегат вывозился на телеге на передовую и устанавливался ночью на расстоянии восьмисот метров от противника. После проигрывания пластинок Вера Арутюновна читала обращение к солдатам и офицерам, рассказывала, как живут пленные у нас. Но самой памятной была передача в День Победы, когда диктор Соловьян зачитала жителям города Цербста (Саксония) документ о капитуляции фашистской Германии. Какая это была счастливая весна!



Не скажу, что не кланялся смерти

Евгений ОБОЛЕНСКИЙ,ветеран 84-й стрелковой Харьковской имени Тульского пролетариата Краснознаменной дивизии.


Страшно ли на передовой? Этот вопрос всякий раз бередит мою душу, когда читаю или слышу безапелляционные заявления о том, что герои пулям не кланяются. Глупости! Попадая под бомбежку или обстрел, человек (нормальный человек) старается всеми силами зарыться в землю, найти какое-либо укрытие. Ох как жить хочется! И мудрые, опытные командиры в первую очередь учили своих подчиненных ни в коем случае не лезть на рожон. Хотя, увы, и с показухой, неоправданной бравадой доводилось встречаться на фронте.
...В наш стрелковый батальон прислали из далекого тыла нового командира. Нового в прямом смысле слова: одетого с иголочки, в лихо заломленной фуражке. И первое, что он сделал на передовой, - выстроил на открытой местности офицерский состав и начал с гонором "тронную речь". Противник все это засек и открыл артогонь. Заслышав характерный шелест снарядов, мы, окопники, с криком "ложись!" бросились в укрытие. "Куда? Без моей команды!" - грозно рявкнул новый комбат. И все же мы распластались по канавам. Комбат остался стоять и получил ранение...
Командир полка был просто взбешен этим случаем, а всех нас, тех, кто поклонился шрапнели, привел в пример на полковом совещании офицеров. Не за трусость. За фронтовую мудрость.



Прикрывала сердце "Красная звезда"

Михаил КАЗАКОВ,инвалид войны.


Впервые прочитал я "Красную звезду" в траншее под Смоленском. И стала газета моей... спасительницей, а потом и неизменным спутником по жизни.
12 марта 1944 года наша часть располагалась под Оршей. Периодически позиции обстреливал противник. В один из моментов досталось и мне на орехи - "поймал", что называется, пулю в грудь. Но! К счастью, она была на излете. И, к счастью, в левом кармане шинели у меня лежала плотно свернутая "Красная звезда". Удар пули я, конечно, почувствовал. А когда расстегнул шинель, то из кармана достал бумажную труху и, как говорят побывавшие под огнем войны, не мою пулю.
Так что, "Звездочка", обязан тебе жизнью.



Марфино поле

Владимир ШЛЫКОВ.


До сих пор не могу без слез вспомнить минуту, когда установленный на базарной площади громкоговоритель голосом Левитана оповестил об окончании войны. Взрослые плакали, смеялись, обнимаясь. Мы, дети, носились, кричали, прыгали... и никто нас не одергивал.
Это был и наш праздник. Мы ведь тоже помогали одолеть эту проклятую войну. Помню, 15 подростков - от семи до пятнадцати лет - впрягались в плуг и, словно репинские бурлаки, падая, спотыкаясь, тащили его. А за нами семенила 80-летняя бабушка Марфа, которая и умерла на пашне. Там же, в поле, ее и похоронили.
Еще мы собирали лекарственные травы. Труднее всего было рвать жгучую крапиву. Но даже моя трехлетняя сестричка, вся красная от ожогов и в волдырях, терпеливо собирала ее вместе с нами. Мы знали, что это нужно раненым бойцам.



Подарок к празднику



В "Красную звезду" обратилась жительница города Когалым Тюменской области Н.А. Гегюзян. Долгое время она хлопотала о выдаче ей удостоверения ветерана Великой Отечественной войны. Обращалась в городской военный комиссариат, в районный... Но ей отказывали, ссылаясь на то, что в архивах отсутствуют соответствующие документы.
Мы направили запрос от редакции и письмо Н.А. Гегюзян в военный комиссариат Тюменской области. И вот в канун праздника Победы получили ответ от военного комиссара Ханты-Мансийского автономного округа полковника А. Шишкина. Он сообщил, что наконец-то архивные органы подтвердили прохождение военной службы Н.А. Гегюзян в составе действующей армии. Фронтовичке выдано удостоверение "Ветеран Великой Отечественной войны". С чем мы ее от души поздравляем.



Письма нежные

Елена Федоровна БОЛДИНА (ПОЛЯКОВА).


С 1942 по 1944 год я переписывалась с фронтовиком капитаном Анатолием Филипповичем Дубенко, который служил в 217-м стрелковом полку 104-й стрелковой дивизии 19-й армии. Сколько в наших письмах было планов, дружеских откровений, нежности! В конце войны наша переписка оборвалась. Через архив Минобороны в Подольске я узнала, что после демобилизации А.Ф.Дубенко жил в Восточно-Казахстанской области по адресу: город Лениногорск, проспект Ленина, д.13, кв. 62. Я писала ему, но ответа не получила. Может, он выехал или вмешались какие-то иные обстоятельства.
Не удивляйтесь, что до сих пор (а мне уже 77 лет) я пытаюсь разыскать человека, который за годы нашей переписки стал мне дорогим и близким. Наша переписка - это воспоминания о моей молодости, о светлом чувстве к человеку, который бился с врагом. Все это бережно храню в своем сердце до сих пор. И все еще надеюсь - а вдруг он услышит меня и судьба подарит нам встречу?
P.S. Адрес автора - в редакции.



Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker