на главную страницу

5 Мая 2001 года

Тема номера

Суббота

Деньгам - счет, а службе - стимул

Что нас ждет на финансово-экономическом фронте

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда".



Любовь Кондратьевну Куделину наши читатели хорошо знают по ее работе в Министерстве финансов России, где она в должности замминистра отвечала за финансирование обороны страны и не раз выступала на страницах "Красной звезды" с разъяснением политики государства в этой важнейшей области. Сегодня она дает первое интервью нашей газете уже в новом качестве - начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации - заместителя министра обороны по финансово-экономической работе.

- Любовь Кондратьевна, если вы не возражаете, начнем с частных, но весьма важных вопросов, которые волнуют очень многих военнослужащих. Первый из них связан с выплатой "боевых" тем, кто принимал и принимает участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Как и когда будет закрыта эта тема?
- Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день это, может быть, самая острая проблема для тех, кто несет военную службу в особо сложных условиях. О многом говорит тот факт, что именно ей уделил внимание Президент России Владимир Владимирович Путин во время недавней поездки в Чечню. В чем здесь главная сложность? Я считаю, что введение выплат за участие в боевых действиях сыграло в свое время положительную роль, но сейчас обстановка на Северном Кавказе изменилась, там не ведутся масштабные боевые действия, и нужна другая система материальных стимулов для тех, кто продолжает служить в этом регионе. По поручению президента мы рассматривали различные варианты надбавок за особые условия службы в Объединенной группировке войск (сил) в Чечне, четыре из них были ему доложены. Владимир Владимирович одобрил тот вариант, о котором ваша газета вкратце уже сообщала.
В соответствии с постановлением правительства с 1 мая будут выплачиваться надбавки к окладу за сложность и напряженность воинского труда в размере 100 процентов, а не 50, как ранее. Полевые будут выплачиваться не в двойном, а в тройном размере (военнослужащим срочной службы - в одинарном). Тем, кто будет непосредственно участвовать в проведении специальных операций, вводятся поощрительные выплаты. Они будут ограничены в размере, но соизмеримы с прежними "боевыми". То есть стимулы для службы на Северном Кавказе сохраняются, просто они более четко разделены с учетом реальной обстановки.
- А что будет с накопившимися долгами? Есть обращения от военнослужащих, так и не получивших "боевые", не только, скажем, в редакцию "Красной звезды", но и в суды...
- Министерству финансов поручено обеспечить выделение средств для погашения во втором квартале задолженности по этим выплатам. Но сначала нужно очень внимательно разобраться, кому и почему недоплатили.
- Есть же приказы командиров на выплату денег в соответствии с количеством дней участия в боевых действиях. Это официальный документ.
- Да, но, когда летом прошлого года началось сокращение численности Объединенной группировки войск, был установлен лимит "боевых" выплат. И командиры вынуждены были в него укладываться. Многие из них сами устанавливали принципы социальной справедливости и делили деньги на всех поровну. В результате кто-то мог воевать, к примеру, 20 суток, а получить за пять. Чтобы со всем этим разобраться и рассчитаться с людьми по установленным на тот период нормам, требуется какое-то время, но никакой волокиты здесь, уверяю, не будет.
- Скажите, а когда будет выдано единовременное денежное вознаграждение по итогам прошлого года?
- В апреле выплата ЕДВ началась. Примерно 40 процентов средств от потребности уже направлено в войска. Как и положено по закону, полностью эти деньги будут выданы в первом полугодии этого года. Постараемся, чтобы большинство военнослужащих получили причитающиеся им суммы уже в мае.
- Любовь Кондратьевна, как вы в целом оцениваете исполнение военного бюджета 2000 года? На какие-то расходы, к примеру на закупку горючего, средств изначально не хватало, а тут еще рост цен на энергоносители. Не возможен ли топливный кризис в армии и на флоте?
- Сейчас финансирование Вооруженных Сил идет ритмично. А что касается конкретных проблем, то я бы не привязывала их к годовым показателям бюджета. Да, выделяемых месячных лимитов иногда не хватает для того, чтобы решить тот или иной вопрос, скажем, начать обеспечивать северный завоз. Ясно, что нельзя полностью проигнорировать текущие потребности Вооруженных Сил и начать в мае - июне заготавливать нефтепродукты для северных гарнизонов. Но каждую такую задачу надо решать конкретно, а ближе к концу года посмотрим, на какие параметры выйдем. У Министерства финансов сейчас ведь тоже непростая ситуация - надо накапливать средства для уплаты внешнего долга. И если уж так говорить, то по коммунальному хозяйству нужно принимать решения в масштабах всей страны, поскольку уже в январе во многих регионах тарифы были выше установленных Федеральной энергетической комиссией на год.
- И все же, по-вашему, потребуются Министерству обороны дополнительные средства на эти цели?
- По предварительным расчетам, если не изменится характер потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральном выражении, то может понадобиться дополнительно порядка 2 миллиардов рублей.
- И еще один вопрос, связанный с бюджетом этого года. Состоится ли обещанное повышение денежного довольствия военнослужащим с 1 сентября?
- Как вы знаете, в уточненном варианте бюджета планируется направить 27 млрд. рублей из дополнительных доходов на решение самых острых социальных проблем, в том числе и этой. Я не вижу каких-то препятствий для выполнения этого решения. Но мы исходим совсем из другого. Это ведь не та мера, которая может поднять жизненный уровень людей в погонах, повысить их социальный статус в обществе. Сейчас разрабатывается поэтапное повышение жизненного уровня военнослужащих на основе приравнивания их окладов к окладам госслужащих. Недавно Государственная дума сразу во втором и третьем чтениях приняла соответствующий закон о внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Были приняты поправки правительства, которые, в частности, сводятся к тому, чтобы оклады по воинским должностям и воинским званиям устанавливал президент и эти оклады индексировались одновременно с индексацией окладов госслужащих. Процесс приведения этих окладов в соответствие друг с другом должен пройти поэтапно в течение двух лет. В 2002 году военнослужащие будут существенно больше получать за должность, но при этом будут отменены пенсионная надбавка и денежная компенсация взамен удерживаемого налога на доходы с физических лиц. Планируется изменить порядок определения размеров некоторых дополнительных выплат, устанавливаемых законодательством. Так, единовременное денежное вознаграждение по итогам года и премия за образцовое выполнение воинского долга будут исчисляться только из оклада по воинской должности, то есть без учета оклада по воинскому званию. Больше всего от этой реформы выиграют младшие офицеры.
на втором этапе - с 1 января 2003 года - предлагается установить оклады по воинским званиям военнослужащих применительно к размерам надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих. Все это еще и еще раз нужно внимательно посчитать, чтобы, принимая решения, их реализовать. Невыполнимые обещания сейчас никому не нужны.
- Сейчас, я знаю, у вас идет работа над проектом военного бюджета на следующий год. Эти параметры в него надо ведь закладывать уже сейчас...
- Да, 24 мая этого года состоится заседание правительства, на котором будут рассмотрены основные показатели проекта федерального бюджета на 2002 год. На нем будут определены и предельные объемы финансирования для Министерства обороны. В своих предложениях, которые мы разрабатываем с учетом макроэкономических прогнозов развития страны на будущий год, будем отстаивать три основных приоритета. Первое - нам надо определить с учетом роста цен необходимые суммы на содержание войск. Второе - обеспечить нормальное финансирование программы по закупке и разработке вооружений. И, наконец, третье - решить те социальные проблемы, о которых мы только что говорили. Основное бремя расходов по повышению денежного довольствия военнослужащих придется на следующий год, в 2003 году средств из федерального бюджета на эти цели потребуется значительно меньше.
Для того чтобы существенно поднять престиж военной службы, в последующие годы надо будет провести ряд мероприятий с учетом реального экономического положения страны. Но так или иначе в уровне оплаты воинского труда должно быть учтено, что он связан с риском для жизни, многими тяготами и лишениями, а военная служба является особым видом государственной службы. При увеличении денежного довольствия военнослужащих в соответствии с законодательством будут пересматриваться и пенсии военных пенсионеров. Окончательные решения по всем имеющимся наработкам должен принять в ближайшее время Совет безопасности России и представить их на утверждение президенту.
- Любовь Кондратьевна, давая интервью, вы отложили работу над новым документом, который пишете собственноручно. Вы не доверяете своим подчиненным?
- Я им вполне доверяю, но перечитываю и при необходимости правлю все бумаги, поступающие мне на стол. Вплоть до запятых и стилистических оборотов. Когда все поймут, что это так, нам будет намного легче работать. А сама я пишу только те письма, проекты приказов, которые кому-то другому сделать невозможно. К примеру, сводные письма в Минфин, правительство, в которых суммируются просьбы или предложения Министерства обороны по всем направлениям. Раньше каждый заместитель министра обороны по своим вопросам, связанным с финансами, делал это самостоятельно, и эффективность работы от этого снижалась. Министр финансов Алексей Леонидович Кудрин уже отметил, что поток документов из военного ведомства заметно сократился. Я считаю, что это положительная тенденция.
- То есть по сути дела вы теперь координируете всю финансово-экономическую работу в Министерстве обороны?
- Моя главная задача как заместителя министра обороны по финансово-экономической работе сделать так, чтобы хорошо были видны все финансовые потоки. Многие структуры зарабатывают деньги, поэтому надо хорошо представлять, сколько у нас имеется внебюджетных поступлений. До этого ГУВБиФ не видело, к примеру, расходов военного округа, каждого объединения или соединения. Все расписывалось по укрупненным статьям расходов, и никто не мог сказать, сколько же в совокупности получает денег ВМФ или РВСН. Во всем должна быть полная прозрачность. Это не значит, что надо сломать всю действовавшую систему и начать создавать ее заново. Вооруженные Силы представляют собой огромный, сложнейший механизм, и требуется время, чтобы во всем спокойно разобраться.
- Последуют ли структурные изменения на финансово-экономическом фронте?
- Конечно, если жизнь покажет, что они необходимы. Каких-то догм или, наоборот, революционных преобразований ради самих преобразований быть не должно.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker