на главную страницу

5 Мая 2001 года

Линия жизни

Суббота

Мины на правовом поле

Иван ИВАНЮК,"Красная звезда".



Мало кто знает, что в Москве действует не один, а несколько военных судов. Причем по числу рассмотренных дел "лидирует" вовсе не Московский гарнизонный суд. В два раза больше гражданских дел рассмотрел в прошлом году 94-й военный суд, который находится на Мясницкой улице. Это один из самых высоких показателей в российской военно-судебной системе.

Чем вызвана такая, без преувеличения, запредельная нагрузка? Результат ли это начала судебной реформы или же, наоборот, сигнал о том, что она не терпит отлагательства? С этих вопросов началась беседа нашего корреспондента с председателем 94-го гарнизонного военного суда, судьей 1-го квалификационного класса полковником юстиции Василием ГАВРИЧКОВЫМ.
- Раньше военные суды относили к органам борьбы с преступностью, - отвечает Василий Владимирович. - Сегодня же во главу угла Федеральный конституционный закон "О военных судах" ставит защиту прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильного применения закона. Это полностью отвечает конституционному принципу разделения властей, задачам и целям судебной власти, но вовсе не значит, что мы теперь не рассматриваем уголовные дела. Рассматриваем. И придаем этой работе большое значение. Тут, пожалуй, мы вносим реальный и весомый вклад в борьбу с преступностью.
- Каких уголовных дел больше всего?
- В настоящее время особое беспокойство вызывают три группы правонарушений: уклонения от военной службы, насильственные и корыстные преступления. Последних становится особенно много. Но одно дело - кража, к примеру, предметов вещевого имущества, а совсем другое - хищение, повлекшее разукомплектование ценнейшего военного оборудования. К примеру, осужденный нашим судом ефрейтор Бондаревский взломал помещение специального сооружения части и тайно похитил, вырезав из радиоблоков сложного изделия 513 конденсаторов, содержащих драгоценные металлы. В результате разукомплектовал и привел в негодность уникальную технику стоимостью миллионы рублей.
Сегодня в производстве у наших судей находится несколько уголовных дел, объем которых превышает 150 томов. По ним привлекаются к ответственности за расхищение денег и имущества в особо крупных размерах целый ряд высокопоставленных воинских должностных лиц.
- И все же столь значительная нагрузка, выпавшая сейчас на судей, связана не с этим?
- Да, в последние годы деятельность нашего, как впрочем и других военных судов приобретает все более выраженный правозащитный характер. Начиная с 1993 года мы принимаем к производству и рассматриваем жалобы военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц.
К сожалению, приходится констатировать, что в войсках еще много нарушений законодательства, ущемляющих законные права и интересы людей, носящих погоны. Причем число таких обращений из года в год растет. Лишь за прошлый год нашим судом разрешено более 7 тысяч жалоб, за три месяца этого года их поступило более тысячи. За последнее время нагрузка возросла более чем в семь раз, а штаты остались прежними, снабжение тоже идет по старым нормам. В результате люди работают, как говорится, от темна до темна. Катастрофически не хватает копировальной, множительной техники. Да что там техники - даже с бумагой проблемы. Тем не менее сбоев в работе мы не допускаем. Просто не имеем права допускать. Все судьи и работники аппарата суда к работе относятся исключительно ответственно. Вот один лишь штрих - даже если кто-то из судей берет отпуск, он все равно практически каждый день приходит на рабочее место. Мы это в шутку называем отпуском при части. Хотя положение не шуточное, и нам, как никому, видна настоятельная необходимость судебной реформы, о которой говорит президент России.
- Каких жалоб и обращений у вас больше всего?
- За восстановлением нарушенных прав к нам обращаются все категории военнослужащих - от рядового до генерала. Очевидно, что на сегодняшний день военные суды - это самый эффективный правовой институт в армии и на флоте, который является реальным гарантом защиты прав военнослужащих и членов их семей. Анализ рассмотренных 94-м военным судом дел позволяет выделить среди предпосылок совершения преступных деяний недостаточное финансирование войск, низкую правовую грамотность командиров и начальников, тяжелое материальное положение военнослужащих и членов их семей, падение престижа военной службы, ухудшение качества призывного контингента и др. Сразу скажу, что абсолютное большинство поступивших жалоб (98,5%) судом удовлетворено.
Существенное увеличение количества обращений военнослужащих в последние годы было связано, прежде всего, с задержками и невыплатами денежного довольствия, необеспечением различными видами довольствия, социальными выплатами, компенсациями и т. д. Проблема усугубляется тем, что на рост обращений в суд с жалобами влияют накопившиеся задолженности за прошлые годы. Например, по продовольственному обеспечению в ряде частей и подразделений задолженность достигала по прошлому году нескольких лет. В ряде случаев конфликтные ситуации, приводящие к обращению в суд, создавались командирами частей, издающими приказы об исключении военнослужащих из списков личного состава, хотя указанные командиры знали о том, что расчеты с увольняемыми произведены не полностью.
К примеру, 94-й военный суд рассмотрел жалобу бывшего военнослужащего подполковника запаса Корчака на действия командира части, который исключил его из списков личного состава части, не произведя в полном объеме выплаты причитающихся Корчаку при увольнении денежных средств. И таких жалоб сотни.
- Но ведь подключение судебной машины к решению вопросов, которые и так должны решаться, приводит к дополнительным расходам и в конце концов влетает государству в копеечку. Получается, что ваши перегрузки на работе - следствие чьей-то халатности...
- В том-то все и дело. Судебная процедура - дело дорогостоящее. Поэтому в первую очередь в интересах государства, Министерства обороны, других ведомств, имеющих воинские формирования, принять более энергичные и более эффективные меры к снижению числа обращений военнослужащих в военные суды. Между тем зачастую эта позиция прямо противоположная и, с точки зрения здравого смысла, труднообъяснимая. Судите сами. Абсолютное большинство военнослужащих обращались в прошлом году в наш суд с требованиями обязать командование выплатить им денежную задолженность взамен продовольственного пайка за период с 1996 по 1999 год с учетом повышения его стоимости на период обращения в суд. Эти требования военнослужащих фактически являются бесспорными, а поэтому рассмотрение дел данной категории влечет бессмысленные и весьма существенные денежные затраты для государства, для военного ведомства, связанные с судопроизводством.
Вполне логичным в такой ситуации было издание министром обороны РФ приказа
№ 400 от 22 июля 2000 "Об утверждении положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время". Согласно этому приказу выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка за прошедшие месяцы производится в размере стоимости пайков, установленной на день выплаты. Этот приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 16 октября 2000 года, однако в войска поступил только в марте нынешнего. За это время судами рассмотрены тысячи жалоб. Выплаты на основании судебных решений производятся в тех же размерах, и, кроме того, с воинских частей взыскиваются судебные расходы, судебные приставы собирают исполнительский сбор и т. д. Есть тут логика? Думаю, что нет. Как нет ее и в направлении в воинские части начальником Центрального продовольственного управления Минобороны РФ указания за исходящим номером 63/2/1025 от 20.12.2000 года с требованием обжаловать все решения судов по удовлетворению жалоб военнослужащих, связанных с выплатами денежной компенсации взамен продовольственного пайка и докладывать по команде, каким судом вынесено это решение.
А это опять дополнительные траты, хотя по абсолютному большинству дел юрисконсульты понимают бесперспективность продолжения судебной тяжбы. С такой позицией должностных лиц в текущем году количество жалоб в суды вряд ли уменьшится.
- А есть ли жалобы, связанные с противоречием федеральным законам ведомственных актов?
- Таких примеров, к сожалению, очень много. К примеру, в этом году к нам обратились и продолжают обращаться десятки военных ученых-преподавателей из академии РВСН имени Петра Великого, которым выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень кандидатов и докторов наук производится в размере 10 процентов от должностного оклада в соответствии с приказом
Минобороны РФ № 239 от 1996 года, в то время как Федеральным законом РФ от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" сумма этой надбавки установлена в размере 300 рублей для кандидата и 500 рублей для доктора наук.
Суд удовлетворяет такие жалобы заявителей, поскольку они как военнослужащие и научно-педагогические работники высшего военного учебного заведения, имеющие ученые степени, пользуются всеми правами на получение вознаграждения за труд, предусмотренными действующим законодательством для гражданских лиц. Это касается и получения оспариваемой надбавки в установленном законодательством размере без каких-либо ограничений, поскольку закон имеет высшую юридическую силу по отношению к ведомственному приказу.
- Василий Владимирович, но ведь и среди военнослужащих встречаются нарушители. Права людей защищать, конечно, нужно. Но не слишком ли много "вольницы" сейчас в армии?
- Вы правы, воинская дисциплина - дело серьезное. И ее нужно укреплять, в том числе и правовыми методами. Могу привести один очень показательный пример.
Старший лейтенант Петров Вячеслав Владимирович, не желая продолжать военную службу, 5 июня 2000 года самовольно оставил часть. Используя надуманный повод о болезни отца, Петров убыл в Санкт-Петербург, где более пяти месяцев проживал в доме сестры. 25 ноября прошлого года был задержан работниками милиции и водворен в следственный изолятор.
За самовольное оставление части Петров осужден военным судом к одному году лишения свободы в колонии-поселении. Суд впервые назначил за последние годы реальную меру наказания офицеру за уклонение от военной службы. Этот приговор представлен министру обороны РФ для объявления в его приказе.
- Скажите, а к вам обращаются с необоснованными жалобами?
- Разумеется, не все жалобы, подаваемые военнослужащими, обоснованны. Нередко их подают по надуманным предлогам. Цели преследуют при этом разные. Ряд военнослужащих, не хочу называть их фамилии, превратились в "штатных" профессиональных жалобщиков. Они участвуют в качестве представителей в рассмотрении целого ряда гражданских дел. Их действия направлены на дезорганизацию работы суда и умышленное затягивание рассмотрения этих дел путем подачи большого числа заявлений, ходатайств и отводов под различными надуманными предлогами, нарушения общественного порядка и других вызывающих и провокационных действий, мешающих нормальному ходу судебного разбирательства, правильному и быстрому разрешению дел, свидетельствующих о явном неуважении к суду и умаляющих авторитет судебной власти.
Эти военнослужащие развернули в коридорах суда в часы приема посетителей активную агитационную деятельность, предлагая военнослужащим платные услуги по оказанию "эффективной" правовой помощи по делам.
Подобные действия преследуют цель дезорганизовать работу военного суда, избежать ответственности за уклонение от военной службы, имея законные основания, оправдывающие их отсутствие в части, а также получать вознаграждение за свои представительские услуги.
В связи с изложенным особую остроту и актуальность приобретает вопрос об ускорении создания в системе военных судов Службы судебных приставов, которая обеспечивала бы установленный порядок. Закон действует уже несколько лет, а указанная служба в военно-судебной системе до сих пор не создана.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker