на главную страницу

5 Мая 2001 года

Линия жизни

Суббота

Возмещение ущерба не противоречит Конституции



В апреле текущего года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел дело и вынес соответствующее постановление о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". Поводом к этому послужил запрос Находкинского гарнизонного военного суда. В его производстве находятся дела по жалобам двоих военнослужащих на действия командиров воинских частей, по приказам которых они были привлечены к материальной ответственности за причиненный имуществу части ущерб. При рассмотрении этих дел гарнизонный суд усмотрел неопределенность в вопросе о том, соответствует ли упомянутое положение Федерального закона Конституции РФ, и вследствие этого, приостановив разбирательство, обратился в Конституционный Суд РФ.

Часть первая пункта 1 статьи 8 ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" определяет, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. В то же время, согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции РФ, гражданин России, исполняя свою обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, военнослужащий реализует свое право на труд, что в свою очередь предполагает справедливое вознаграждение.
Конституция РФ определяет, что никто не может быть лишен всего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 2 и 3). В Российской Федерации защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также гарантируется (ст. 45, ч.1) государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ; каждому гарантируется и судебная защита его прав и свобод.
По смыслу названных конституционных норм право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие), как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы, подлежит признанию и защите, включая и судебную, без какой-либо дискриминации. Однако в то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность (в данном случае - имущество, закрепленное за воинскими частями). Таким образом, налицо явное противоречие.
Наиболее логичное решение проблемы - устанавливать меры материальной ответственности военнослужащих, связанные с возмещением причиненного ущерба за счет его денежного довольствия на основе положений Конституции РФ, закрепляющих гарантии прав собственности.
Конституционный Суд РФ также пришел к выводу, что по смыслу части первой пункта 1 статьи 8 ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" и во взаимосвязи с другими положениями этого закона (пункты 1, 2 и 3 статьи 3; статья 7; пункты 4 и 5 статьи 8; статья 11) удержание из денежного довольствия военнослужащего по приказу командира не может быть обращено на уже полученные денежные средства, а также на иное имущество, которым он владеет, пользуется и распоряжается на законных основаниях.
Конституционный Суд РФ подчеркивает, что право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите и на основании норм гражданского процессуального законодательства, которым регулируется порядок рассмотрения жалоб на действия госорганов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
В то же время в контексте этого дела имеет значение также статья 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее же статьями 32 (ч. 4), 37 и 71 (пункт "м"). По их смыслу военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением безопасности государства. Этим обуславливается правовой статус военнослужащих, необходимость некоторых ограничений их прав и свобод. Из положений Конституции РФ и конкретизирующих их норм законодательства следует, что военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности службы, в том числе и не допускать утраты имущества, нести особую материальную ответственность, возмещая причиненный ущерб. Командир же отвечает, в частности, за сохранность техники и военного имущества. Наделение его правом в определенных случаях решать вопрос о привлечении подчиненных к материальной ответственности (с гарантией последующего судебного контроля) согласуется с целями обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая все вышеизложенное, Конституционный суд РФ постановил:
Признать положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в т.ч. судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия.
Согласно статьям первой и второй статьи 79 Федерального закона "О Конституционном суде Российской Федерации" данное постановление окончательно и не подлежит обжалованию.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker