на главную страницу

11 Мая 2001 года

Армия и общество

Пятница

России нужна новая энергетическая стратегия

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Василий ТЕТЕРИН

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,«Красная звезда».



Визитная карточка

Тетерин Василий Николаевич. Родился 1 июня 1950 года в с. Банное Иркутской области. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. Там же работал преподавателем. В 1990 году был избран членом Верховного Совета РСФСР. С 1991 по 1996 г. - представитель Президента РФ в Краснодарском крае. В 1999 году избран депутатом Государственной Думы третьего созыва. Член фракции «Единство». Полковник запаса.

- Депутаты Государственной Думы подавляющим большинством голосов приняли законопроект, разрешающий ввоз в страну отработанного ядерного топлива. Чем, по-вашему, руководствовались парламентарии?
- Прежде всего здравым смыслом. Принятие так называемых атомных законов позволяет решать ряд острых проблем, доставшихся России в наследство от мировой гонки вооружений.
Хочу отметить, что в законопроектах предложен жесткий механизм контроля как за реализацией самих контрактов, так и за распределением полученных по ним средств. Главное, мы получим возможность развить реальный сектор российской экономики, создать базу для пополнения федерального бюджета.
Уже сегодня ядерные отходы можно перерабатывать - превращать их в безопасные, не радиоактивные элементы с помощью мощных ускорителей элементарных частиц или же солевых реакторов. Пока это дорогое удовольствие, но как научные направления и даже полупромышленные технологии трансмутации ядерных отходов уже существуют. Научный прогресс на месте не стоит, и, по оценкам ученых, уже к 2050 году мы получим качественно новые технологии по переработке ОЯТ.
Существующие же технологии предполагают, что оно должно 40-50 лет храниться в специальных хранилищах, пока в них не произойдет самораспад короткоживущих элементов и не остынет сама ядерная тепловыделяющая сборка. Полезные продукты переработки можно использовать для приготовления свежего ядерного топлива. К примеру, содержащиеся в 100 граммах ОЯТ уран и плутоний по энергетической ценности сравнимы с 2 тоннами нефти или 4-8 тоннами угля. Такие вот «отходы»...
- А хватит ли у России соответствующих мощностей?
- Сейчас в России действует один завод по переработке ОЯТ, который в прошлом году смог «пропустить» 162 тонны этого сырья, хотя, по данным Минатома, может перерабатывать 400 тонн в год. Кроме того, в 1984 году было начато строительство специального завода РТ-2 с проектной мощностью в 1.500 тонн в год. В 1989-1991 годах его строительство было законсервировано. Успели построить только так называемое мокрое хранилище. Туда и планируется закладывать на 40-50-летнее хранение поставляемое из-за рубежа ОЯТ. Сегодня завод РТ-2 с новым хранилищем можно достроить за 5 лет. При этом за переработку и хранение 1 кг зарубежного ОЯТ Россия может получить от 1.000 до 2.000 долларов США.
Всего же за 10 лет ожидается ввоз в Россию 20 тыс. тонн материалов. Это обеспечит поступление в Россию 20-21 млрд. долларов.
- А никто не противостоит желанию России занять свое место на рынке переработки стратегически важного сырья?
- На рынке дорогостоящей переработки ОЯТ доминируют Англия и Франция. Получая многомиллионные прибыли, они не заинтересованы в появлении сильного конкурента. К примеру, Франция уже сегодня готова взять на переработку бывшее советское ОЯТ из Болгарии, Финляндии. В этой стране с 1958 года действует завод UP-1, несколько позднее появился UP-2 , а в 1990-м запущен завод UP-3 мощностью 800 тонн в год. В Англии недавно введен в строй завод THORP мощностью 1.200 тонн в год. Стараются догнать их и другие страны. Та же Япония построила опытный завод на 90 тонн в год и планирует в ближайшие 5 лет построить еще один мощностью 800 тонн.
- Что получает Россия, кроме денег и признания ее лидерства в высоких технологиях?
- Сегодня всем ясно, что высокие технологии России необходимо продвигать на мировой рынок. Принятие законопроекта - очень сильный шаг России в конкурентной борьбе за рынок ядерных технологий. Покупая ядерное топливо в России, ряд стран везет ОЯТ на переработку во Францию и Англию. Принятие «атомных законов» создает возможность России предлагать полный пакет услуг по обращению с ядерным топливом, что резко повышает шансы нашей страны иметь свой сегмент мирового рынка, а следовательно, постоянный поток инвестиций в экономику России. В первую очередь в атомную промышленность и энергетику. Это немаловажно, если учесть, что в 2000 году выработка электроэнергии на атомных электростанциях России превзошла рекордный доперестроечный показатель в 130,3 млрд. кВт/ч. Да и атомная энергетика - перспективная отрасль, и заработанные деньги позволят начать строительство реактора нового поколения для АЭС и атомного флота России.
- А не таится ли в этом серьезной опасности, не ожидает ли нас очередной Чернобыль?
- Вопрос надо ставить шире: экологические проблемы всегда сопровождают любой технический прогресс. Кстати сказать, если сравнить работу самой распространенной в России угольной ТЭС, имеющей эффективность очистки выбросов от сгорания твердого топлива 99 процентов (что является просто сказочным результатом), и, к примеру, Ленинградской атомной станции, где я недавно побывал, то получается просто ошеломляющий результат: золоотвалы угольных станций создают радиационный фон в 5-40 раз больше, чем работа АЭС.
А что до Чернобыля, то на всех российских атомных станциях исключено возникновение ситуаций, подобных чернобыльской.
- В феврале Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания «О ситуации в электроэнергетике Российской Федерации и реструктуризации РАО «ЕЭС России». Всем понятно, что реструктурировать монополию надо. Ей нужны инвестиции. Но проблема «зависла». Что происходит?
- Дело в том, что вопрос сегодня не стоит о том, надо ли реформировать энергетическую отрасль. Он куда шире: определяется стратегия энергетического развития России на несколько поколений вперед. И касается это не только электроэнергетики, но и газовой, нефтяной отраслей. Проблема эта масштабная и имеет глобальное значение для будущего нашего государства. К примеру, для выработки такой стратегии в США еще в конце 40-х годов прошлого века была создана специальная энергетическая комиссия, которая завершила свою работу только в 1978 году. То есть более четверти века лучшие умы Соединенных Штатов думали, как рациональней использовать собственное и экспортируемое энергетическое сырье. Неплохо бы и нам взять на вооружение их опыт. Это может быть выражено в создании какого-то постоянно действующего органа при Президенте РФ, который бы занимался стратегическим планированием и прогнозированием.
- По мнению советника Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова, в стране имеются значительные избыточные мощности по производству электроэнергии. Это порядка 70 миллионов киловатт при всей установленной мощности 214 миллионов киловатт. То есть треть установленной мощности в стране «лишняя», а значит, наращивание инвестиций в отрасль с избыточными мощностями может оказаться очень дорогостоящей ошибкой. Кроме того, по его словам, концепция, допускающая существование двух рынков (гарантирующих поставщиков и свободных поставщиков) вместо одного, означает воссоздание неэффективной экономики. И, наконец, он считает, что настоящие реформы - это либерализация цен и лишь затем приватизация. С учетом этого, может, действительно не стоит торопиться с принятием решений, последствия которых неизвестны?
- Эти аргументы, как и аргументы оппонентов такой позиции, достаточно убедительны. Думаю, что точку в споре экономистов поставит лично глава государства, который в самое ближайшее время ознакомится с докладом рабочей группы Госсовета, возглавляемой губернатором Виктором Крессом.
- Сегодня РАО «ЕЭС России» - это, собственно говоря, почти вся энергетика страны: все электрические станции, которые генерируют электроэнергию, сети, которые ее передают, распределительные сети в регионах, потребители, которые с ними работают, центральное диспетчерское управление. Существуют опасения, что демонтаж уникальной инфраструктуры единой энергосистемы, дробление цикла производства завтра могут создать ситуацию, когда у семи нянек дитя без глазу...
- Есть такие опасения. Но вот тут и должна проявиться роль государства, политическая воля его руководства. Ситуаций, подобных тем, что возникали нынешней зимой в Приморье, быть не должно. Как не должны останавливаться поезда, производства...
- Энергетическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности. Насколько важно ее укрепление для России?
- Развитие электроэнергетики на современном этапе характеризует наметившаяся в 1999 году тенденция к росту потребления электроэнергии. Этот рост является устойчивой тенденцией, поскольку совпадает с ростом промышленного производства.
Позитивные экономические признаки в нашей экономике проявились в тот момент, когда сама электроэнергетика переживает период кризиса, вызванный в первую очередь недостатком внутренних инвестиционных ресурсов. Налицо существенное старение основных производственных фондов всей электроэнергетики. По прогнозам специалистов, к 2005 году при существующих темпах обновления более 40 процентов генерирующего оборудования выработают свой ресурс, а оставшиеся мощности не смогут обеспечить даже внутреннее потребление электроэнергии.
Основная причина сложившейся ситуации в том, что электроэнергетика выполняла роль системного стабилизатора во время экономического спада 90-х годов. За счет относительно низкой цены на электроэнергию была укреплена конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, но низкий уровень тарифов за потребляемую электроэнергию не позволял проводить политику воспроизводства основных фондов. Тарифная политика оказалась слабо управляемой со стороны федерального центра, и регулирование тарифов превратилось в инструмент популистских действий региональных властей.
- Как в рыночных условиях предполагается решать проблему энергоснабжения неплатежеспособных потребителей, в том числе «неотключаемых»? Ведь военные и другие стратегически важные объекты чаще всего не входят в категорию кредитоспособных...
- Самый свежий пример. После того как специалисту одного из подразделений АО «Архэнерго» было поручено произвести отключение Соломбальского военкомата (Архангельская область) от энергоснабжения из-за непогашенной задолженности (около 10 тыс. руб.), дежурный офицер комиссариата, вооруженный пистолетом, потребовал у производившего отключение электромонтера восстановить энергоснабжение. Не найдя общего языка с руководством «Архэнерго», сотрудники военкомата сами подключили здание к электропитанию. А вообще с начала 2001 года это далеко не первый случай таких действий сотрудников силовых ведомств в отношении энергетиков в разных регионах. Еще раньше ситуацию вокруг дивизии РВСН и ивановских десантников пришлось «разруливать» полпреду Президента России Георгию Полтавченко. А трагедия в одном из военных госпиталей, когда в результате отключения электроэнергии погиб больной, находившийся в реанимации, потрясла даже тех, кого споры энергетиков и «силовиков» никогда не интересовали.
Мы должны предложить какие-то компенсирующие схемы, какие-то защитные механизмы для воинских частей, объектов жизнеобеспечения, для бюджетных учреждений - больниц, детских садов, медицинских учреждений.
- Федеральная энергетическая комиссия России (ФЭК) предлагает создать единый центр по регулированию естественных монополий, а первоочередной задачей центра должна стать защита потребителей услуг естественных монополий. Не станет ли итогом преобразований резкий рост тарифов как для предприятий, так и для простых граждан?
- Повторюсь: энергетика – одна из ключевых отраслей национальной экономики, определяющая темпы экономического развития и благосостояния населения. О последнем забывать нельзя. Реформы ради самих реформ никому не нужны. Пришло время реформ, целью которых является улучшение качества жизни населения, каждого гражданина в отдельности. Думаю, что идеология социального контракта, определенная президентом, найдет свое отражение и в реформах энергетического комплекса России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker