на главную страницу

16 Мая 2001 года

Россия и мир

Среда

Потечет ли нефть в Джейхан?

По материалам журнала "Нефть России".



Запасы азербайджанской нефти, как считается, составляют 4 млрд. т. Для их добычи было подписано 20 международных "Соглашений по разведке, разработке и долевом разделе добычи" (СРРДРД). Доказанные извлекаемые запасы нефти по самому масштабному из этих СРРДРД - соглашению по освоению месторождений Азери, Чираг и глубоководной части месторождения Гюнешли - составляют на сегодняшний день около 630 млн. т. Примерно в 1,2 млрд. т оцениваются запасы нефти на перспективных углеводородных структурах, освоение которых предусмотрено остальными СРРДРД. Таким образом, еще почти 2 млрд. т нефти могут находиться в пластах 150 перспективных углеводородных структур, открытых к настоящему времени геологами Азербайджана и не входящих в контрактные зоны ранее подписанных СРРДРД.

В Баку подчеркивают, что Азербайджан заинтересован в совместном международном освоении этих 150 перспективных структур, 72 из которых находятся в глубоководной части каспийского шельфа. Причина такой заинтересованности очевидна: не хватает собственных средств для разведочно-оценочного бурения и добычи нефти и газа на больших глубинах Каспия. Однако глубоководные запасы азербайджанской нефти пока оставляют иностранных инвесторов равнодушными, для чего есть по меньшей мере три объективные причины.
Во-первых, из 18 действующих в Азербайджане СРРДРД промышленная нефть добывается пока только в рамках Соглашения по освоению контрактных площадей проекта АЧГ. Остальные каспийские консорциумы к добыче большой азербайджанской нефти только готовятся. Разведочное же бурение пока не подтвердило наличия даже некоторого количества из прогнозируемых 1,2 млрд. т нефти. Поэтому заключать с Азербайджаном новые соглашения по совместному освоению углеводородных структур, расположенных на больших глубинах Каспия, - значит, уже сегодня выплачивать республике нефтяные бонусы и брать на себя обязательства по инвестированию в относительно отдаленном будущем этих пока еще неизвестно насколько перспективных проектов.
Во-вторых, существует мнение (например, норвежских специалистов), что значительная часть углеводородных структур на российском, казахстанском и туркменском шельфах расположена на малых и средних глубинах Каспийского моря. Следовательно, освоение именно этих структур потребует не столь значительных расходов, как инвестирование глубоководных проектов на шельфе Азербайджана.
В-третьих, добыча нефти и газа - это только половина дела, венцом которого является все же доставка сырых или переработанных углеводородов до потребителя. Азербайджан сегодня может экспортировать нефть по двум трубопроводам: Баку - Новороссийск (при наличии достаточных экспортных объемов нефти пропускная способность "северного" маршрута может быть оценена в 18 млн. т сырья в год) и Баку - Супса (в 2001 г. пропускная способность "западного" маршрута должна быть увеличена с 5 до 6 млн. т нефти в год). С другой стороны, уже в 2001 г. должна быть сдана в эксплуатацию первая очередь экспортного трубопровода Тенгиз - Новороссийск (максимальная пропускная способность этого казахстано-российского маршрута должна составить 67 млн. т нефти в год).
Таким образом, с учетом двух ключевых факторов - себестоимости добычи нефти и трубопроводных возможностей ее доставки на мировые рынки - перспективные нефтегазовые структуры, расположенные в каспийских секторах России, Казахстана и Туркменистана, могут оказаться для зарубежных инвесторов куда более привлекательными, чем глубоководные углеводородные структуры Азербайджана.
Чтобы получить весомый аргумент в конкурентной борьбе за иностранных инвесторов, Азербайджан просто обязан в течение нескольких лет существенно поднять свой экспортный трубопроводный потенциал. Для этого можно либо увеличить до 25-30 млн. т в год пропускную способность каждого из трубопроводов Баку - Новороссийск и Баку - Супса, либо построить новый, так называемый основной экспортный трубопровод (ОЭТ) Баку - Тбилиси - Джейхан.
Главным достоинством этого маршрута, утверждается его авторами, является транспортная разгрузка черноморских проливов. Если, дескать, каспийская нефть будет транспортироваться лишь до берегов Черного моря (портов Новороссийск и Супса), а затем танкерами на мировые рынки, в узком Босфоре резко возрастает вероятность экологической катастрофы (столкновения танкеров и прочие ужасы).
Хотя, строго говоря, транспортировка большой нефти по трубопроводам Баку - Новороссийск, Баку - Супса и Тенгиз - Новороссийск предполагает в качестве последующих этапов этих маршрутов не столько танкерные перевозки сырья через Босфор, сколько доставку жидких углеводородов до черноморских портов Болгарии, Румынии и Украины и далее по системе континентальных нефтепроводов в другие страны Европы. Причем часть доставленной в Болгарию, Румынию и Украину каспийской нефти может быть использована на нефтеперерабатывающих заводах этих стран с последующей отправкой на европейский потребительский рынок уже готовых нефтепродуктов.
В качестве примера успешной реализации проекта ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан приводится факт подписания двух соглашений, с реализации которых как бы и начинается строительство этой трубы - длиной в 1.730 км, пропускной способностью в 50 млн. т нефти в год и ориентировочной стоимостью в 2,4 млрд. долларов.
На выполнение проектно-изыскательских работ потребуется восемь месяцев и не менее 24 млн. долларов. Разработка технической документации займет 12 месяцев и обойдется спонсорам еще в 110 млн. долларов. В результате к концу 2002 г. должны быть получены точные данные о необходимом объеме строительно-монтажных работ на маршруте ОЭТ, об их стоимости и сроках исполнения.
По мнению президента Aзербайджанской международной операционной компании (АMOK) Дэвида Вудворта, для обеспечения рентабельности проекта ОЭТ из Баку до Джейхана должно быть прокачано не менее 6 млрд. баррелей (примерно 870 млн. т) нефти. Сама же AMOK может рассчитывать на добычу с контрактных площадей АЧГ лишь 4 млрд. баррелей (570 млн. т) нефти. Недостающие для обеспечения рентабельности ОЭТ Баку - Джейхан 2 млрд. баррелей (300 млн. т) нефти участники проекта строительства рассчитывают получить от других каспийских консорциумов, работающих в Азербайджане, а также от Казахстана и Туркменистана.
Но транзитный тариф в 18 долларов за прокачку от Баку до Джейхана 1 т нефти установлен исключительно для компаний, вложивших свои средства в трубу ОЭТ. Для всех же других компаний транспортировка той же тонны нефти от Каспийского до Средиземного моря заметно дороже. В то же время одну тонну нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск можно прокачать за 15,67 доллара. Поэтому нетрудно догадаться, какому маршруту отдадут экономическое предпочтение те нефтяные компании, которые будут добывать нефть в Азербайджане.
Д. Вудворд уже заявил, что, если в результате базового и детального инжиниринга проекта ОЭТ будет выявлена его экономическая несостоятельность, AMOK вложит средства не в средиземноморскую трубу, а в увеличение перекачивающих мощностей нефтепроводов Баку - Новороссийск и Баку - Супса. Кроме того, Д. Вудворд убежден, что без казахстанской и туркменской нефти проект Баку - Джейхан, даже при его стоимости в 2,4 млрд. долларов (не исключено, что реальная стоимость трубы вырастет к концу строительства до 3,5-4 млрд. долларов), будет экономически нецелесообразен.
Не менее сложен и вопрос со строительством транскаспийских трубопроводов. Так, специальный представитель Президента РФ в Каспийском регионе в ранге заместителя министра иностранных дел России Виктор Калюжный однозначно заявил, что транскаспийские трубопроводы могут нанести экологический ущерб уникальной экосистеме Каспийского моря, в результате чего экономические потери понесут все прикаспийские страны. Поэтому Россия считает, что, прежде чем строить транскаспийские трубопроводы, государствам Прикаспия необходимо сначала выработать и подписать нормативно-правовые акты, регламентирующие компенсацию за ущерб, нанесенный подводными нефтяными и газовыми магистралями окружающей среде и экономике прибрежных стран. Пока же таких документов нет, как нет и механизма компенсации ущерба, который может быть нанесен государствам Прикаспия транскаспийскими трубопроводами. Следовательно, и говорить сегодня о строительстве подводных транскаспийских трубопроводов преждевременно.
Что же касается экспортной казахстанской нефти, то в 2004 г. практически все ее объемы будут отправляться на Запад по нефтепроводу Тенгиз - Новороссийск (Астана не для того вкладывает свои средства в создание казахстано-российской трубопроводной магистрали, чтобы после ее пуска возить свое углеводородное сырье танкерами в Азербайджан).
Поэтому сценарий развития трубопроводной эпопеи ОЭТ Баку - Джейхан будет выглядеть, вероятнее всего, следующим образом. В 2001-2002 гг. будет проведен базовый и детальный инжиниринг проекта, а само строительство отложат на несколько лет. За это время закончат разведку и оценку запасов нефти по трем-четырем СРРДРД. Если в результате в Азербайджане обнаружат извлекаемые запасы нефти в объеме 400-500 млн. т, то тогда о начале строительства ОЭТ можно будет говорить уже более определенно. Но в этом наиболее оптимистическом случае первый танкер в Джейхане будет заполнен азербайджанской нефтью лишь в году эдак 2007-м.
Таковы сегодня каспийские реалии, неутешительные для ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker